г. Челябинск |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А07-3632/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "УралТехПром" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-3632/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан - Лапская Э.Д. (служебное удостоверение, доверенность от 19.12.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Уралтехпром" (ОГРН: 1040204435149, ИНН: 0277062423, далее - ООО "Уралтехпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан (ОГРН 1070277070005, ИНН 0277088277, далее - МИФНС N33 по РБ, Инспекция, налоговый орган) о признании требований о предоставлении документов (информации) N 16275 от 19.11.2021, N 16435 от 23.11.2021, N 16572 от 25.11.2021 недействительными.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по Республике Башкортостан (ОГРН: 1040209030003, ИНН: 0278106440).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Судом не учтено, что истребование документов производилось налоговым органом в рамках камеральной проверки и применению подлежат положения ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апеллянт отмечает, что положения ст. 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают полномочия должностного лица налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации истребовать документы, не касающиеся изменений, внесенных в первоначальную декларацию. В данном случае налоговый орган не воспользовался своим правом на истребование таких документов, поскольку обжалуемое требование не содержит ссылки на пункт 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, и кроме того, даже если бы ссылка на пункт 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации и имелась в требованиях от 19.11.2021 N 16275 от 23.11.2021 N 16435, необходимо отметить, что оно существенно выходит за пределы данной нормы. Из содержания пункта 8 и 8.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогового органа на истребование документов ограничено строго определенным кругом документов, а не собственным усмотрением проверяющего. Отсылка к статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на то, что истребованию подлежат лишь те документы, которые поименованы в данной статье, как основания налоговых вычетов.
Документы, указанные в требованиях, не подтверждают правомерность налоговых вычетов и не указаны в качестве таковых в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно перечня истребованных документов общество приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Отмечает, что требование о представлении документов (информации) должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом. Указанных данных должно быть достаточно для идентификации налогоплательщиком запрошенных у него документов, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.
Истребуемые инспекцией сведения в оспариваемом требовании не относятся к предмету камеральной налоговой проверки, не содержат идентификационных признаков документов.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МИФНС N 33 по РБ проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года ООО "НПО УралТехПром".
Проверка начата 01.03.2021 и окончена 01.06.2021.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 3770 от 15.05.2021, на который 09.07.2021 налогоплательщиком представлены возражения.
Тем не менее, после окончания проверки налоговым органом, в рамках проведения дополнительных мероприятий, затребованы у налогоплательщика дополнительные документы и информация, которые, по мнению налогового органа, имеют отношение к предмету камеральной проверки.
Так, в адрес налогоплательщика поступили требования N 16275 от 19.11.2021 и требование N 16435 от 23.11.2021 об истребовании документов.
Общество, посчитав, что требования Инспекции о предоставлении документов (информации) N 16275 от 19.11.2021 и N 16435 от 23.11.2021 не в полной мере соответствует законодательству и подлежат признанию недействительными, обратилось в УФНС России по Республике Башкортостан с жалобой в порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением N 281/17 от 16.12.2021 Управление оставило жалобу Общества без удовлетворения.
Кроме того, в адрес ООО "НПО УралТехПром" поступило требование N 16572 от 25.11.2021 об истребовании документов.
Общество, посчитав, что требование Межрайонной инспекции ФНС N 33 по Республике Башкортостан о предоставлении документов (информации) N 16572 от 25.11.2021 не в полной мере соответствует законодательству и подлежат признанию недействительными, обратилось в УФНС России по Республике Башкортостан с жалобой в порядке главы 19 НК РФ.
Решением N 296/17 от 29.12.2021 Управление оставило жалобу Общества без удовлетворения.
Полагая, что требования Инспекции N 16275 от 19.11.2021, N 16435 от 23.11.2021, N 16572 от 25.11.2021 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, поскольку возлагают на него обязанность представить большой объем документов, не связанных с проводимой налоговым органом камеральной проверкой, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, не установив совокупности условия для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
При этом, указанному праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
В соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
На основании пункта 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Согласно пункту 8.1 статьи 88 НК РФ при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Таким образом, пунктом 8 статьи 88 НК РФ установлены специальные правила проведения камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, а именно: при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. Налоговым органам предоставлено право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (абзац второй 2 пункта 8 статьи 88, статья 172 НК РФ).
При этом из смысла пункта 8.1 статьи 88 НК РФ, следует, что при наличии оснований полагать, что в налоговой декларации имеются недостоверные сведения, направленные на занижение налоговой базы либо завышение налогового вычета, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика соответствующие документы.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает право налогового органа независимо от финансового результата, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость, в части отнесения сумм налога к уплате или к возмещению истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, в порядке, установленном пунктом 8.1 статьи 88 НК РФ. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 N 306-ЭС19-3062.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18.04.2006 N 87-О, 16.11.2006 N467-О, 20.03.2007 N 209-О, 12.07.2006 N 267-О, 04.06.2007 N 366-О-П, разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, не должно ограничиваться только установлением формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета, в том числе и в рамках проводимой налоговым органом камеральной проверки, необходимо установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги).
При принятии решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлен налоговый вычет, налоговым органом даже при отсутствии заявления права на возмещение налога, должны быть исследованы и оценены все указанные выше обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, по результатам которой в отношении ООО "НПП "УралТехПром" составлен акт проверки от 15.06.2021 N 3770.
Согласно акту налоговой проверки N 3770 от 15.06.2021 (т.1, л.д. 90-105) налоговым органом установлена совокупность обстоятельств свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и суммы налога, выразившихся в неправомерном включении ООО НПП "Уралтехпром" в состав налоговых вычетов НДС в размере 2 805 000 руб. ввиду создания фиктивного документооборота с контрагентом ООО "Башоптторг" (ИНН 0250018530) (далее - спорный контрагент) по счетам - фактурам:
- от 17.07.2020 N 97 на приобретение установки ПТК МК 250 стоимостью 4 998 000 руб., в том числе НДС 833 000 руб.;
- от 07.09.2020 N 401 на разработку технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов на сумму 11 832 000 руб., в том числе НДС в размере 1 972 000 руб.
В акте отражено, что обществом занижен исчисленный к уплате в бюджет НДС в размере 2 805 000 руб., предлагается начислить пени в размере 164 697,37 руб. и привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ.
Из материалов проверки следует, что заявитель в первичной и уточненных N N 1-3 декларациях по НДС за 3 квартал 2020 года отразил вычет по счету-фактуре от 17.07.2020 N Т52 на сумму 4 998 000 руб., в том числе НДС 833 000 руб., выставленному ООО "Техсервис" ИНН 0272916270 по продаже установки ПТК МК 250.
Указанный счет-фактура исключен ООО НПП "Уралтехпром" из книги покупок к уточненным N N 4-5 декларациям по НДС, при этом включен счет-фактура от 17.07.2020 N 97 на сумму 4 998 000 руб., в том числе НДС 833 000 руб., выставленный ООО "Башоптторг".
Кроме того, в книгу покупок к уточненным N N 4-5 декларациям по НДС за 3 квартал 2020 года включен счет-фактура от 07.09.2020 N 401 на сумму 11 832 000 руб., в том числе НДС 1 972 000 руб., выставленный ООО "Башоптторг" по выполненным работам по разработке технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов.
Первоначально вычет по указанным работам в той же сумме был заявлен по счету - фактуре ООО "Сервиспремиум" ИНН 0273935405.
В уточненной N 3 декларации ООО "Сервиспремиум" заменено на ООО "Азимут" ИНН 0276944285. В последующем ООО "Азимут" заменено на ООО "Башоптторг".
Материалами проверки установлено, что ООО "Башоптторг" создано 24.03.2020, ликвидировано 09.06.2021, то есть зарегистрировано на короткий срок; имущества, работников, расчетного счета не имело. Договор по взаимоотношениям ООО НПП "Уралтехпром" и ООО "Башоптторг" не представлен.
В результате анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО НПП "Уралтехпром" установлено, что операции по перечислению денежных средств ООО "Башоптторг" не осуществлялись ввиду отсутствия счетов.
В ходе допроса директор ООО НПП "Уралтехпром" Каримов И.Р. сообщил, что установка проходит испытания на ГУП РБ "СалаватВодоканал".
В акте проверки сделан вывод о создании Обществом формального документооборота по взаимоотношениям с ООО "Башоптторг".
Руководствуясь положениями п.6 ст. 101 НК РФ, налоговый орган принял решение от 19.11.2021 N 15 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе истребование документов на основании ст.93 НК РФ у проверяемого налогоплательщика.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией Заявителю выставлены требования от 19.11.2021 N 16275, от 23.11.2021 N 16435, от 25.11.2021 N 16572 о представлении документов (информации).
В соответствии с требованием от 19.11.2021 N 16275 истребованы:
1. штатное расписание за 2019, 2020, 2021 годы;
2. карточки бухгалтерских счетов 41, 44 за период с 01.07.2020 по 18.03.2021;
3. оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41, 44 за период с 01.07.2020 по 18.03.2021;
4. товарно-транспортные накладные, подтверждающие транспортировку оборудования поставщиком ООО "Башоптторг";
5. сведения об организациях, осуществивших транспортировку оборудования от ООО "Башоптторг";
6. договор, заключенный с Desalination Technologies Research Institute - Saline Water Conversion Corporation;
7. дополнение к договору, заключенному с Desalination Technologies Research Institute - Saline Water Conversion Corporation;
8. идентификационное заключение по преобразователю тока конденсаторного модульной конструкции;
9. описание к преобразователю тока конденсаторного модульной конструкции;
10. фотографии преобразователя тока конденсаторного модульной конструкции:
11. паспорт преобразователя тока конденсаторного модульной конструкции. Кроме того, в требовании N 16275 указано о необходимости представления сведений об автомобилях и водителях, осуществлявших транспортировку оборудования поставщиком ООО "Башоптторг".
В апелляционной жалобе также как и в заявлении, общество ссылается на неотносимость вышеуказанных документов к предмету проверки, поскольку штатное расписание не имеет отношения к налоговым вычетам; относительно карточек счетов и оборотно-сальдовые ведомостей отмечает, что у общества отсутствует обязанность по их ведению, так как ООО НПП "УралТехПром" является субъектом малого предпринимательства; товарно-транспортные накладные не являются основанием для начисления и уплаты НДС; договор и дополнение к договору, заключенные ООО "НПО УралТехПром" с фирмой "Desalination Technologies Research institute-Saline Water conversion corporation" в проверяемой декларации за 3 квартал 2020 года не отражались и, следовательно, не могут быть предметом камеральной проверки; техническая документация на преобразователь тока конденсаторного модульной конструкции: идентификационное заключение, описание, фотографии, паспорт не являются основанием для применения налоговых вычетов, и кроме того, требование N 16275 не содержит идентифицирующих сведений указанного договора и дополнения к нему.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанные доводы, отмечает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ проводящее налоговую проверку должностное лицо инспекции вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Штатное расписание, необходимое для установления должностных обязанностей сотрудников ООО НПП "Уралтехпром", определяет квалификационную возможность работников в осуществление основного вида деятельности налогоплательщика, проведение лабораторных испытаний и научно-исследовательских работ с дальнейшей разработкой технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов а также доступ на территорию ГУП РБ "СалаватВодоканал" для проведения испытания установленного оборудования.
Относительно истребования карточек бухгалтерских счетов 41, 44 за период с 01.07.2020 по 18.03.2021, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 41, 44 за период с 01.07.2020 по 18.03.2021.
На основании пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с подп. 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со статьей 9 (пункт 1) Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно статье 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Таким образом, вопреки позиции апеллянта, регистры бухгалтерского учета, необходимые для исчисления налоговых обязательств, налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа.
Доводы апеллянта об отсутствии обязанности ведения карточек счетов и оборотно-сальдовые ведомостей, в связи с наличием у общества статуса субъекта малого предпринимательства, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Наличие статуса субъекта малого предпринимательства не освобождает общество от соблюдения действующего порядка ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.
Ссылки на Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства не могут быть приняты судом, поскольку указанные рекомендации устанавливают варианты ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства.
Из Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н, также не следует обязанность вести организации бухучет с использованием базы данных, допускается журнальная форма отражения информации, внесение ее в бухгалтерские регистры, либо ведение учета хозяйственных операций по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия). При этом не содержится указания на отсутствие обязанности вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами.
Кроме того, в случае ведения учета хозяйственных операций по простой форме бухгалтерского учета налогоплательщиком могли быть представлены соответствующие пояснения.
Относительно истребования товарно-транспортных накладных, подтверждающих транспортировку оборудования поставщиком ООО "Башоптторг", сведений об организациях, осуществивших транспортировку оборудования от ООО "Башоптторг".
Как установлено в ходе проверки налоговым органом, между ООО НПП "Уралтехпром" и ООО "Башоптторг" заключен договор от 05.06.2020 N УТП/БОТ-15/06.2020СН на изготовление и поставку продукции. ООО НПП "Уралтехпром" является заказчиком, ООО "Башоптторг" изготовителем. Предметом данного договора является установка ПТК МК 250-А-Зф-6000/50, заказчик передает актом приема-передачи изготовителю техническую документацию, нормативный документ ТРНЕ.673851.030ТУ.
Согласно п. 1.3. договора от 05.06.2020 N УТП/БОТ-15/06.2020СН на изготовление и поставку продукции, заключенного между ООО НПП "Уралтехпром" и ООО "Башоптторг", изготовитель использует собственные сырье, материалы и транспорт для производства продукции.
Согласно пояснениям налогового органа вышеуказанные документы требовались для проведения налоговой проверки, установления обстоятельств, подлежащих выяснению в рамках камеральной налоговой проверки, осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
Относительно запрашиваемого договора, заключенного с Desalination Technologies Research Institute - Saline Water Conversion Corporation и дополнения к договору, заключенному с Desalination Technologies Research Institute - Saline Water Conversion Corporation.
Как из материалов проверки, между ООО "Башоптторг" и ООО НПП "Уралтехпром" заключен договор, предметом которого является разработка технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов.
Целью Технического задания к договору является проведение лабораторных испытаний и научно-исследовательских работ с дальнейшей разработкой технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов. Этапами работ является:
- изучение технологической схемы опреснительных установок компании SWCC (Саудовская Аравия), системы сбора и обессоливания морской воды, предоставленных Заказчиком;
- проведение анализов проб рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC, предоставленных ООО НПП "Уралтехпром" на содержание следующих компонентов: железо, кальций, натрий, калий, мышьяк, ртуть. хром, магний, стронций, бром, йод, литий, серебро, золото, палладий, селен, кадмий. хлориды, сульфаты;
- оценка экономической целесообразности извлечения каждого компонента из рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC с учетом рыночной стоимости в странах Персидского Залива. Селективный выбор 3-х перспективных компонентов для извлечения и монетизации;
- выбор метода извлечения каждого выбранного компонента. Выбор формы товарного продукта каждого выбранного компонента (в виде раствора, соли, металла, неметалла и т.п.). Определение возможности достижения чистоты получаемых компонентов с заявленным качеством "чистый", "химически чистый", "чистый для анализа" и оценка затрат на получение таких продуктов.
С целью анализа всестороннего анализа деятельности общества у налогового органа возникла необходимость для истребования вышеназванных документов.
Относительно предоставления идентификационного заключения по преобразователю тока конденсаторного модульной конструкция, описания к преобразователю тока конденсаторного модульной конструкции, фотографий преобразователя, паспорта преобразователя.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки представителем, действующим по доверенности, заявлено о предоставлении документов по возможности.
Вместе с тем, документы в Инспекцию представлены не были, в связи с чем, данные документы истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с требованием от 23.11.2021 N 16435 налоговым органом истребованы сведения об использовании (реализации, покупателях) следующих товаров:
1. шкафа диспетчеризации, приобретенного у ООО НПП АСУ "Комплекс", ИНН 0277085212;
2. конденсаторов, приобретенных у ООО "СКЗ" ИНН 7114020500;
3. корпуса КТП-250/10/0.4 IP54, приобретенного у ООО "ТеслаГрупп" ИНН 5833006831;
4. трансформаторов, приобретенных у ООО "Трансформер" ИНН 5074053077;
5. счетчиков и трансформаторов тока, приобретенных у ООО ТК "БашЭлектроСити" ИНН 0272909258 с подтверждающими документами.
Как указывает апеллянт, вышеуказанные истребуемые документы не относятся к предмету проверки и не содержат идентифицирующих признаков.
Учитывая заключение налогоплательщиком договора с ООО "Башоптторг" на изготовление и поставку продукции, при установлении в ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО НПП "Уралтехпром" за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 приобретения ООО НПП "Уралтехпром" шкафа диспетчеризации, конденсаторов, корпуса КТП-250/10/0.4 IP54, счетчиков и трансформаторов, необходимых для комплектации установки для компенсации реактивной мощности, что свидетельствует о приобретении ООО НПП "Уралтехпром" внутренних компонентов и наружного оборудования (конденсаторы марки К78-28, корпус КТП-250/10/0.4 IP54, трансформатор, счетчик), с целью установления фактических обстоятельств сомнительной сделки по взаимоотношениям с ООО "Башоптторг", Инспекцией истребованы вышеуказанные документы об использовании вышеназванных компонентов.
В соответствии с требованием от 25.11.2021 N 16572 истребованы:
1.1.Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения, действующую в период принятия к учету товаров, работ, услуг, имущественных прав. суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; приказ о назначении генерального директора, действующего в 2020 г.; приказ о назначении главного бухгалтера. действующего в 2020 г.; лицензии, имеющиеся у организации; план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации действующий в период принятия к учету товаров, работ, услуг, имущественных прав, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; карточки счетов бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 04, 07, 08, 10, 19, 20, 23, 25, 26,41, 42, 43,44,45, 51, 52, 55, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 76АВ, 76ВА, 86, 90, 91 за 3 квартал 2020 года за период, в котором оприходованы товары. работы, услуги, имущественные права, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; (в формате Microsoft Excel);
1.2. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01. 02, 03, 04. 07, 08, 10, 19, 20, 23. 25. 26, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 55, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 76АВ, 76ВА, 86, 90. 91 за 3 квартал 2020 года за период, в котором оприходованы товары, работы, услуги, имущественные права, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; (в формате Microsoft Excel) Анализы по счетам 01, 02, 03, 04, 07, 08, 10, 19, 20, 23, 25. 26, 41, 42. 43. 44. 45, 51, 52, 55, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 76АВ, 76ВА, 86, 90. 91 за 3 квартал 2020 года за период, в котором оприходованы товары, работы, услуги, имущественные права, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; (в формате Microsoft Excel) карточки счетов бухгалтерского учета по забалансовым счетам 001, 002, 003, 004, 005. 006. 007, 008, 009, 010, 011 за период, в котором оприходованы товары, работы, услуги, имущественные права, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.; доверенности на лиц, имеющих право подписи договоров, счетов-фактур и первичных учетных документов от имени организации; доверенности на лиц. подписавших счета-фактуры со стороны поставщиков товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 г.
Как установлено судом апелляционной инстанции с учетом пояснений налогового органа, учетная политика истребована с целью получения информации о правилах ведения бухгалтерского учета и налогообложения ООО НПП "Уралтехпром".
Приказ о назначении генерального директора, бухгалтера истребованы с целью получения информации о периоде работы в ООО НПП "Уралтехпром".
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. В связи с чем, истребована лицензия у Общества.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, Карточки счетов бухгалтерского учета, Оборотно-сальдовые ведомости по счетам истребованы для получения информации об оприходовании товаров, работ, услуг, имущественных прав, суммы НДС по которым предъявлены к вычету за 3 квартал 2020 года.
1.3. Счета-фактуры, отраженные в книге покупок за 3 квартал 2020 г.; счета-фактуры. отраженные в книге продаж за 3 квартал 2020 г.; корректировочные счета-фактуры, отраженные в книге покупок (дополнительных листах книги покупок) за 3 квартал 2020 г.; корректировочные счета-фактуры, отраженные в книге продаж (дополнительных листах книги продаж) за 3 квартал 2020 г.; договоры, соглашения, иные первичные документы, подтверждающие согласие (факт уведомления) контрагентов об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав на основании которых были составлены корректировочные счета-фактуры, отраженные в книгах продаж и покупок (дополнительных листах) за 3 квартал 2020 г.; декларации на товары, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г. (с приложением решений о корректировке таможенной стоимости).
Согласно книге покупок за 3 квартал 2020 года отражены счета-фактуры в количестве 135 единиц по взаимоотношениям с контрагентами, стоимость покупок по которым составляет 34 538 479,99 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость - 5 750 605,40 рублей.
В соответствии с положением ст.93 НК РФ истребованы первичные документы, а также договоры, соглашения, иные первичные документы. подтверждающие согласие (факт уведомления) контрагентов об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
1.4. Заявления о ввозе и уплате косвенных налогов (реестры заявлений), суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; платежные поручения и иные документы (отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в адрес таможенных органов), подтверждающие уплату сумм НДС при ввозе на территорию Российской Федерации, по которым заявлены налоговые вычеты в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; книги продаж за периоды, в которых исчислен налог с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, (работ, услуг) передачи имущественных прав, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; детальную расшифровку сумм налога, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров; счета-фактуры на стоимость СМР для собственного потребления, отраженные в книгах покупок и продаж за 3 квартал 2020 г.; счета-фактуры, выставленные в адрес поставщиков товаров (работ, услуг) передачи имущественных прав при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок, отраженные в книгах покупок и продаж за 3 квартал 2020 г.
Как уже было указано выше, между ООО "Башоптторг" и ООО НПП "Уралтехпром" заключен договор, предметом которого является разработка технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов.
Целью Технического задания к договору является проведение лабораторных испытаний и научно-исследовательских работ с дальнейшей разработкой технологических процессов переработки отработанных морских рассолов с извлечением ценных компонентов. Этапами работ является:
- изучение технологической схемы опреснительных установок компании SWCC (Саудовская Аравия), системы сбора и обессоливания морской воды, предоставленных Заказчиком;
- проведение анализов проб рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC, предоставленных ООО НПП "Уралтехпром" на содержание следующих компонентов: железо, кальций, натрий, калий, мышьяк, ртуть, хром, магний, стронций, бром, йод, литий, серебро, золото, палладий, селен, кадмий, хлориды, сульфаты;
- оценка экономической целесообразности извлечения каждого компонента из рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC с учетом рыночной стоимости в странах Персидского Залива. Селективный выбор 3-х перспективных компонентов для извлечения и монетизации;
- выбор метода извлечения каждого выбранного компонента. Выбор формы товарного продукта каждого выбранного компонента (в виде раствора, соли, металла. неметалла и т.п.). Определение возможности достижения чистоты получаемых компонентов с заявленным качеством "чистый", "химически чистый", "чистый для анализа" и оценка затрат на получение таких продуктов.
Следовательно, проведение анализов проб рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC, предоставленных ООО НПП "Уралтехпром", на содержание следующих компонентов: железо, кальций, натрий, калий, мышьяк, ртуть, хром, магний, стронций, бром, йод, литий, серебро, золото, палладий, селен, кадмий, хлориды, сульфаты, подразумевает наличие рассолов морской воды, которые должны быть представлены ООО НПП "Уралтехпром" из Саудовской Аравии.
При этом раздел налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, содержащей информацию по операциям по ставке "0", не заполнен. Также отсутствует информация о сумме налога, уплаченной налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов Евразийского экономического союза.
На основании пункта 13 статьи 167 НК РФ в случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций. При этом при получении предварительной оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком -изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются контракт с покупателем и документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).
Таким образом, указанной нормой НК РФ предусмотрен специальный порядок определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость для налогоплательщиков - изготовителей товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, позволяющий данным налогоплательщикам не уплачивать налог на добавленную стоимость при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) и исчислять его на день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В связи с чем, возникла необходимость для истребования вышеуказанных документов.
1.5. Платежные поручения и иные документы, подтверждающие перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) передачи имущественных прав, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; договоры, на основании которых осуществлялось перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) передачи имущественных прав, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; детальную расшифровку сумм налога, принятых к вычету с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных поставщикам в счет предстоящих поставок товаров; платежные поручения и иные документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; счета-фактуры и иные документы (акты выполненных работ, оказанных услуг), на основании которых осуществлялось исчисление сумм налога в качестве покупателя-налогового агента, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; детальную расшифровку сумм налога, принятых к вычету и уплаченных в качестве покупателя-налогового агента.
Предметом договора, заключенного между ООО НПП "Уралтехпром" и ООО "Башоптторг", является изготовление и поставка установки ПТК МК 250. Согласно п. 2.1. договора, за изготовленный продукт заказчик может осуществлять расчёты с изготовителем:
- путем предварительной оплаты (аванс) за поставляемую по договору продукцию;
- путем оплаты продукции в течение определенного срока после ее передачи заказчику;
- взаимозачетом на продукцию или иным способом, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено налоговым органом, согласно выпискам банка по операциям на счетах ООО НПП "Уралтехпром" расчеты за приобретенные установку и услуги у ООО "Башоптторг" не производились.
ООО "Башоптторг" не имело открытых и закрытых расчетных счетов в кредитных учреждениях, и, соответственно, не имело возможности по приобретению сырья, материалов и транспорта для изготовления установки ПТК МК 250-Д-Зф-6000/50.
Соглашения о взаимозачетах, акты сверок расчетов между ООО НПП "Уралтехпром" и ООО "Башоптторг" не представлены ни одной из сторон сделки.
С целью установления разумных экономических или иных причин для заключения сделки, ввиду отсутствия оплаты за поставленное оборудование, истребованы документы, указанные в 1.5 требования от 25.11.2021 N 16572.
Кроме того, в связи с тем, что налогоплательщиком заполнен раздел налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, содержащей информацию о сумме налога, предъявленной налогоплательщику - покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя, в связи с чем возникла необходимость для истребования вышеуказанных документов.
1.6. Бланки строгой отчетности в отношении командировочных расходов с выделенной отдельной строкой суммой налога, суммы НДС по которым приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; договоры на реализацию товаров (работ. услуг), передачу имущественных прав за 3 квартал 2020 г.; договоры на приобретение товаров (работ, услуг), передачу имущественных прав за 3 квартал 2020 г.; инвентарные карточки учета приобретенных основных средств, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; акты ввода в эксплуатацию основных средств, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; свидетельства о регистрации прав собственности на приобретенные основные средства, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; договоры (соглашения) об уступке прав требования, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; векселя, полученные и выпущенные (реализованные) в 2020 г.
Указанные в пункте 1.6 требования N 16572 документы истребованы налоговым органом для подтверждения места заключения договоров руководителем ООО НПП "Уралтехпром", а также способа оплаты за изготовление и установку оборудования, проведение анализов проб рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC, предоставленных ООО НПП "Уралтехпром", на содержание следующих компонентов: железо, кальций, натрий, калий, мышьяк, ртуть, хром, магний, стронций, бром, йод, литий, серебро, золото, палладий, селен, кадмий, хлориды, сульфаты, которые должны быть представлены ООО НПП "Уралтехпром" из Саудовской Аравии, в отношении которых налогоплательщиком был принят к вычету НДС в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года.
1.7. Отчеты агента (комиссионера) полученные и составленные, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации но НДС за 3 квартал 2020 г.; объяснение руководителя о причине возникновения дебетового сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом" за 3 квартал 2020 г.; сведения о численности сотрудников организации за 2020 г.; сведения о собственных и арендованных складских помещениях, используемых в 2020 г.; сведения о собственных и арендованных транспортных средствах, используемых в 2020 г.; сведения о собственных и арендованных основных средствах, используемых в 2020 г.; детальную расшифровку сумм налога, подлежащих восстановлению; детальную расшифровку сумм НДС, ранее исчисленных по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена; детальную расшифровку суммы реализации по товарам (работам, услугам), обоснованность применения налоговой ставки НДС 0% документально подтверждена.
1.8. Справку по распределению сумм входного НДС, облагаемого по различным ставкам налогообложения, необлагаемым операциям с отражением расчетных показателей налоговых баз, облагаемых по разным налоговым ставкам, в т.ч. с выделением налоговой базы, облагаемой по налоговой ставке НДС 0%, для подтверждения правомерности которой документы, в соответствии со ст. 165 НК РФ не собраны и не истек 180-дневный срок, в соответствии со ст. 165, 167 НК РФ. Детальную расшифровку источника финансирования деятельности организации (сведения о полученных займах и кредитах); Детальную расшифровку выданных Вашей организацией займов и кредитов; Методику ведения раздельного учета сумм налога, относящихся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ.
Истребование вышеуказанных документов обусловлено проведением анализов проб рассолов морской воды после ее опреснения с каждой технологической линии компании SWCC, предоставленных ООО НПП "Уралтехпром", на содержание следующих компонентов: железо, кальций, натрий, калий, мышьяк, ртуть, хром, магний, стронций, бром, йод, литий, серебро, золото, палладий, селен, кадмий, хлориды, сульфаты, подразумевает наличие образцов рассолов морской воды, которые должны быть представлены ООО НПП "Уралтехпром" из Саудовской Аравии. При этом раздел налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, содержащей информацию по операциям по ставке "0", не заполнен. Также отсутствует информация о сумме налога, уплаченной налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов Евразийского экономического союза. При этом акт о приеме выполненных работ подписаны руководителями ООО "Башоптторг" и ООО НПП "Уралтехпром", что свидетельствует о выполнении работ в полном объеме, Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Таким образом, разработка технологических процессов переработки отработанных рассолов с извлечением ценных компонентов во исполнение технического задания произведена на основе образцов представленных ООО НПП "Уралтехпром".
В связи с чем, возникла необходимость для истребования вышеуказанных документов.
Документы, указанные в пунктах 1.9, 1.10 требования N 16572 (договоры на реализацию (передачу) товаров или имущества, необлагаемую НДС; акты передачи товаров (имущества); договоры о выполнении (работ, услуг), необлагаемых НДС; отчеты о целевом расходовании денежных средств; сметы на выполнение государственного контракта, на выполнение работ (услуг), связанных с производством кинопродукции; связанных с выполнением НИОКР; ремонтно-реставрационных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры; удостоверение национального фильма для организаций кинематографии; акты оказанных услуг (выполненных работ), необлагаемых НДС; командировочные удостоверения, авиа/ж/д билеты, подтверждающие выезд сотрудников за пределы территории РФ;
Сертификаты на реализуемый товар, неподлежащий налогообложению НДС: реестры оказанных медицинских, образовательных, коммунальных услуг; реестры реализованных билетов и учреждениями культуры и искусства; кадастровые паспорта и свидетельства о регистрации права на переданное (реализованное) имущество, неподлежащее налогообложению НДС; свидетельство об аккредитации в РФ иностранных граждан или организаций, являющихся арендаторами имущества; письмо о подтверждении резидентства иностранного лица; лицензию на осуществление вида деятельности, необлагаемую НДС; удостоверения сертификации дилерского центра; транспортные документы, подтверждающие выполнение услуг, неподлежащих налогообложению НДС: договоры на аренду складских помещений, либо договоры хранения; транспортные документы, подтверждающие перевозку соответствующего товара, в том числе при получении от поставщика, пояснения о способе транспортировки товара, реализованного без НДС в проверяемом периоде; товарные накладные, акты, УПД или иные первичные документы, выставленные покупателю необлагаемого налогом товара за данный период: копии реализованных векселей; реестры реализованных ценных бумаг), истребованы в целях установления факта реального осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества.
Истребование реестров оказанных медицинских, образовательных, коммунальных услуг вызвано необходимостью учета для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
Транспортные документы, подтверждающие выполнение услуг, не подлежащих налогообложению НДС, договоры на аренду складских помещений, либо договоры хранения; транспортные документы, подтверждающие перевозку соответствующего товара. в том числе при получении от поставщика, пояснения о способе транспортировки товара. реализованного без НДС в проверяемом периоде; товарные накладные, акты, УПД или иные первичные документы, выставленные покупателю необлагаемого налогом товара за данный период, истребованы с целью установления следующих обстоятельств:
- отсутствие/наличие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия/наличия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно анализу движения денежных средств ООО НПП "Уралтехпром установлено, что расчеты за приобретенные установку и услуги у ООО "Башоптторг" не производились. При этом ООО "Башоптторг" не имело открытых и закрытых расчетных счетов в кредитных учреждениях. В связи с чем у налогового органа возникла необходимость в истребовании копии реализованных векселей и реестров реализованных ценных бумаг.
1.11. Методику ведения раздельного учета, справку по распределению сумм входного НДС, облагаемого по различным ставкам налогообложения, необлагаемым НДС операциям, с отражением расчетных показателей налоговых баз, облагаемых по разным налоговым ставкам (и необлагаемых налогом), а также специфику расчета сумм НДС принятых к вычету за 3 квартал 2020 г. по различным ставкам налога. Договоры займов в денежной форме и/или ценные бумаги, включая проценты по ним.
Данные документы о деятельности общества истребованы с целью последующего сопоставления с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика.
1.12. При осуществлении операций по приобретению и реализации товаров в дополнение к документам, следует представить следующие документы: Товарно-транспортные накладные (железнодорожные накладные), оформленные на товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о перевозке товара (с указанием привлеченных транспортных организаций. ФИО водителей, гос. номеров автомобилей, номеров вагонов и пр.); сертификаты происхождения товара, либо иные документы, позволяющие установить происхождение товара, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; техническая документация (ПТС, гарантийные талоны, и пр.) на оборудование (автомобили, самоходные средства и пр.), НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации но НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о складских помещениях, с которых происходила отгрузка товаров, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о складских помещениях, на которых хранился товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.;
Данные документы истребованы с целью установления следующих обстоятельств: отсутствие/наличие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия/наличия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; невозможность/возможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
1.13. Сведения о лицах (ФИО, должность, паспортные данные), получавших товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о лицах (ФИО, должность, паспортные данные), сдававших (или отгружавших) товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения об использовании товара, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г. в разрезе по контрагентам с указанием наименования, стоимости и количества; отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения товаров, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; журнал учета товаров на складе по товарам, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; журнал учета въезда/выезда транспортных средств на территорию складских помещений за период приобретения товаров, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о лице (ФИО, должность, паспортные данные), осуществляющем учет ТМЦ на складских помещениях, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.
Указанные документы истребованы с целью установления обстоятельств в совокупности имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя.
Кроме того, налоговым органом в результате из допроса руководителя ООО НПП "Уралтехпром" Каримова И.Р. установлено, что транспортные расходы по доставке устройства ПТК МК 250 включены в стоимость товара ООО "Башоптторг", в связи с чем, налоговым органом истребованы документы, указанные в п. 1.13 требования от 25.11.2021 N 16572.
1.14. Сведения о контрагентах, в адрес которых был реализован товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г. в разрезе по каждому контрагенту с указанием наименования, стоимости и количества; сведения о перевозке товара в адрес покупателей товаров, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г. (с указанием привлеченных транспортных организаций, ФИО водителей, гос. номеров автомобилей, номеров вагонов и пр.); товарно-транспортные накладные (железнодорожные накладные), оформленные на товар, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г. при его реализации; сведения о лицах, осуществлявших прием на складских помещениях покупателей товаров, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о складских помещениях, на которые осуществлялась отгрузка товара, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о лицах (ФИО, должность, паспортные данные), направляемых в командировки для оказания услуг в адрес заказчиков, в случаях, когда использовались товары, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.
Указанные документы истребованы в связи с установлением следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 92 НК РФ Инспекцией вынесено постановление о проведении осмотра территорий, помещений ГУП РБ "Салаватводоканал" (ИНН 0266002905. КПП 026601001), с которым ООО НПП "Уралтехпром" заключило договора на возмездное оказание услуг по подготовке к мониторингу показателей электрической сети высоковольтного электродвигателя второго подъема от 09.10.2020 N 161/18/20/А и по проведению мониторинга показателей электрической сети высоковольтного электродвигателя второго подъема от 09.10.2020 N УТП/СВК-15/10.2020.
Мониторинг показателей электрической сети высоковольтного электродвигателя второго подъема осуществляется с помощью установки ПТК МК 250-Л-Зф-6000/50.
По результатам осмотра составлен протокол, из которого следует, что по адресу Республика Башкортостан, п. Зирган расположена насосная станция ГУП РБ "Салаватводоканал", в которой имеется машинное отделение.
По результатам допроса руководителя ГУП РБ "Салаватводоканал" Иванова А.Г. установлено, что совещания по вопросам мониторинга показателей электрической сети высоковольтного электродвигателя второго подъема проводились при участии представителей ООО НПП "Уралтехпром" Каримова И.Р. и Филиппова О.Ю.
В связи с изложенным, у налогового органа возникла необходимость для истребования документов, указанных в а.1.14 требования.
1.15. Командировочные удостоверения на лиц, направляемых в командировки для оказания услуг в адрес заказчиков, в случаях, когда использовались товары, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; приказы о командировке лиц, направляемых в командировки для оказания услуг в адрес заказчиков. в случаях, когда использовались товары, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; проездные документы на лиц, направляемых в командировки для оказания услуг в адрес заказчиков, в случаях, когда использовались товары, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; акты приемки работ от заказчиков услуг, при выполнении которых использовались товары, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.
В виду того, что совещания по вопросам мониторинга показателей электрической сети высоковольтного электродвигателя второго подъема, проводились при участии представителей ООО НПП "Уралтехпром" Каримова И.Р. и Филиппова О.Ю., обществом понесены командировочные расходы. С целью установления фактических обстоятельств участия представителей ООО НПП "Уралтехпорм" на совещаниях в г.Салават, налоговым органом истребованы вышеуказанные документы.
1.16. При осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг) в дополнение к документам, указанным требования, следует представить следующие документы: акты оказанных услуг (выполненных работ), НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; отчеты, составленные в рамках выполнения работ, оказания услуг, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о должностных лицах (с указанием ФИО и контактных данных), оказавших услуги (выполнивших работы) в адрес организации, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения об использовании полученных результатов выполненных работ, оказанных услуг в деятельности организации; сведения о сотрудниках организации, принимавших результат выполненных работ, оказанных услуг; счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), на основании которых сформированы показатели книги продаж за 3 квартал 2020 г.
Данные документы, содержащие сведения о производственно-хозяйственной деятельности общества, истребованы в ходе проверки в виду отражения в них данных об объектах налогообложения, а также о реальности понесенных расходов.
1.17. При осуществлении строительных работ в дополнение к документам, указанным в требования, следует представить следующие документы: свидетельство о членстве в саморегулируемой организации (СРО); проектную документацию на строительство объектов, на которых осуществлялись работы, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; акты о приемке выполненных работ (КС-2), НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сметную документацию по каждому договору, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации но НДС за 3 квартал 2020 г.; договоры, заключенные с заказчиками строительства (в случае если указанные контрагенты выступают в качестве субподрядчиков); разрешение на строительство на объектах.
Данные документы, содержащие сведения о производственно-хозяйственной деятельности общества, истребованы в ходе проверки в виду отражения в них данных об объектах налогообложения, а также о реальности понесенных расходов.
1.18. Сведения о техническом заказчике по каждому объекту строительства; Графики производственных работ на объектах строительства; общий журнал работ по всем объектам (форма N КС-6); справку о материальных технических ресурсах; журнал инструктажа сотрудников вышеперечисленных контрагентов по технике безопасности на объектах строительства; сведения о сотрудниках, осуществляющих работы на объектах строительства, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о сотрудниках, ответственных за ведение строительства на объектах, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; журнал учета въезда/выезда транспортных средств на территорию строительной площадки в отношении объектов строительства, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.
Данные документы, содержащие сведения о производственно-хозяйственной деятельности общества, истребованы в ходе проверки в виду отражения в них данных об объектах налогообложения, а также о реальности понесенных расходов.
1.19. Сведения о сотрудниках, принявших выполненные работы, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации но НДС за 3 квартал 2020 г.; сведения о согласовании с заказчиком привлекаемых субподрядных организациях; акты независимых экспертов проверки качества выполненных работ, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; акты освидетельствования скрытых работ, НДС по которым был принят к вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 г.; деловую переписку с подрядными организациями и заказчиками, предусмотренную договором.
Данные документы, содержащие сведения о производственно-хозяйственной деятельности общества, истребованы в ходе проверки, ввиду отражения в них данных об объектах налогообложения, а также о реальности понесенных расходов.
Учитывая установленные по результатам исследования совокупности представленных в материалы дела доказательств обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что перечень истребованных инспекцией документов, соответствует положениям налогового законодательства, в том числе пункту 8.1 статьи 88, статьям 93, 171, 172 НК РФ.
При таких обстоятельствах Инспекция при предъявлении обществу оспариваемых требований действовала в пределах полномочий, определенными названными выше нормами НК РФ, учитывая, что предусмотренное НК РФ право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика документы в рамках осуществления налоговых проверок обусловлено необходимостью подтверждения данных, заявленных в налоговой декларации, правомерности принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы, исполнения налоговых обязательств.
Из материалов проверки следует, что истребование указанных налоговым органом сведений было обусловлено расхождениями, выявленными в ходе камеральной налоговой проверки уточненной N 5 декларации по НДС за 3 квартал 2020 года. Соответствующие сведения требовались для проведения налоговой проверки, установления обстоятельств, подлежащих выяснению в рамках камеральной проверки, осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
Таким образом, оспариваемые требования о представлении документов выставлены налогоплательщику в соответствии с нормами НК РФ.
Доводы общества об отсутствии идентифицирующих признаков истребуемых документов апелляционная коллегия отклоняет, поскольку налоговым органом указаны те признаки, по которым можно установить, какие документы необходимо представить.
Довод Общества о том, что требование не содержит ссылки на пункт 8.1 статьи 88 НК РФ, не принимается судом, поскольку статьей 93 НК РФ предусмотрен общий формат требования, выставляемого в адрес налогоплательщика в ходе налоговой проверки в соответствии со статьей 88 НК РФ, и сроки представления. Пункт 8.1 статьи 88 НК РФ не устанавливает какой-либо отдельный способ истребования.
Более того, форма требования, установленная приказами ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (приложение N 17), от 27.08.2020 N ЕД-7-2/609@ (приложение N 3), не содержит указание на необходимость ссылки на пункт 8.1 статьи 88 НК РФ. Данное требование также отсутствует как в самой статье 88 НК РФ, так и в статьях 93 и 93.1 НК РФ, регламентирующих право налогового органа истребовать документы и информацию.
Доводы общества о праве налогового органа на истребование документов ограничено строго определенным кругом документов, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанные на неправильном толковании норм налогового законодательства. Иное толкование обществом положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции обращает внимание апеллянта на то, что нормы статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предъявляют конкретных требований к фактической полноте судебных актов. Указание арбитражным судом только выводов, в том числе по итогам непосредственной оценки документов, содержание которых исключает согласие суда с доводами участвующего в деле лица, не является нарушением указанных норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-3632/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "УралТехПром" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "УралТехПром" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 615 от 09.02.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.