17 апреля 2023 г. |
Дело N А84-6518/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Рапид" - Вышинский А.В., представитель по доверенности б/н от 09.01.2023,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Никифорова В.В., представитель по доверенности N 364 от 09.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 ноября 2022 года по делу N А84-6518/2021
по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Рапид",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Совета Министров Республики Крым, Прокуратуры Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Технолидер",
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - истец, Минприроды Крыма) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Рапид" (далее - ответчик, общество) об обязании в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести проект рекультивации карьера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", ГОСТом Р 59057-2020.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования полностью.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Апеллянт полагает решение суда незаконным и необоснованным, в связи с чем решение подлежит отмене.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
21.02.2023 от общества с ограниченной ответственностью "Компания Рапид" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2018 в Минприроды Крыма поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Технолидер" для получения заключения о возможности проведения рекультивации и составления проекта рекультивации земельного участка, расположенного в 0,5 км северо-восточнее с. Передовое в 1,5 км юго-восточнее с. Скворцово Симферопольского района Республики Крым (далее - земельный участок), представляющий собой площадку ранее отработанного карьера (далее - карьер).
Министерством экологии и природных ресурсов было выдано заключение от 28.03.2018 N 3784/10.3-17 о возможности проведения рекультивации и составлении проекта рекультивации ранее нарушенных земель брошенного карьера, расположенного к северо-востоку от села Передовое Симферопольского района Республики Крым.
ООО "Технолидер" был разработан проект рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Передовое.
Данный проект был согласован всеми органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, включая Минприроды Крыма (N 7662/10.3-17 от 14.06.2018).
В дальнейшем ООО "Технолидер" на основании договора купли-продажи 20.01.2020 передало права и обязанности, включая проектную документацию по рекультивации карьера обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс-Лидер".
В свою очередь, ООО "Ресурс-Лидер" по договору от 23.06.2020 передало права и обязанности, включая проектную документацию по рекультивации карьера, ООО "Компания Рапид".
Правоотношения по подготовке и согласованию хозяйствующими субъектами, проектов рекультивации ранее нарушенных земель брошенных карьеров, возникли в период действия Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 (далее - Положение о рекультивации), ГОСТа 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель".
Согласно Положению о рекультивации, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99, рекультивация, снятие, перемещение, сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы проводятся на основании проекта рекультивации, разрабатываемого в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного земельного участка, а также выданного на его основании Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, это документ, выдаваемый Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) на проведение внутрихозяйственных работ на земельных участках всех категорий целевого назначения за границами населенных пунктов, за исключением земельных участков, разрешенным видом использования которых является ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, в случае если снятие, хранение и перемещение плодородного слоя почвы осуществляется в границах таких земельных участков.
Рекультивация ранее нарушенных земель брошенных карьеров проводится на основании проекта, согласованного и утвержденного в соответствии с настоящим Порядком, без предоставления земельного участка.
В связи с выявленным несоответствием проекта рекультивации карьера вышеуказанным нормативным правовым актам Минприроды Крыма в адрес ООО "Технолидер" направлены письма от 21.01.2020 N 935/1, от 04.03.2020 N 935/1/1, в которых, в частности, указано, что:
- в проекте рекультивации карьера отсутствуют, установленные пунктами 1.2, 2.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" сведения о фактическом или прогнозируемом состоянии нарушенных земель к моменту рекультивации, а также мероприятия по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений;
- в нарушение требований пункта 23, 24 Положения о рекультивации в разделе 2 "Отчетная документация по результатам обследования земель и земельных участков, результаты инженерных изысканий" не содержит данных об оценке состояния нарушенных земель и земельных участков, а также результатов инженерных, полевых изысканий и обследований.
Также указано на противоречие установленных в проекте рекультивации сроков проведения технического этапа рекультивации.
Требования Минприроды Крыма о приведении проекта рекультивации карьера в соответствие с действующим законодательством оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 3.10 Положения рекультивация ранее нарушенных земель брошенных карьеров - комплекс работ по рекультивации ранее нарушенных земель, образовавшихся при разработке месторождений полезных ископаемых юридическими лицами, прекратившими свою деятельность до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 3.13 Положения проект рекультивации - комплект документов и материалов, согласно которому проводится рекультивация земель и земельных участков.
Согласно пункту 4 Положения, рекультивация, снятие, перемещение, сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы проводятся на основании проекта рекультивации, разрабатываемого в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного земельного участка, а также выданного на его основании Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
28.01.2020 принято постановление Совета министров Республики Крым N 22 от 28.01.2020, которым было признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым N 99 от 22.03.2016 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Как верно отметил суд первой инстанции, в настоящий момент действующим нормативным актом, регулирующим отношения по рекультивации нарушенных земель, является Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Судебной коллегией установлено, что в постановлении Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", вступившим в силу 20.07.2018, а также в постановлении Совета министров Республики Крым N 22 от 28.01.2020 отсутствуют положения, содержащие требование о пересмотре разработанных и согласованных ранее проектов рекультивации, находящихся в стадии исполнения.
Суд первой инстанции верно указал, что требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в части приведения проекта рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Камышинка, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", ГОСТом Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель" не основаны на действующем законодательстве.
Более того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, то разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, исходя из смысла вышеуказанных положений, общество не является правообладателем земельного участка и не входит в круг лиц, ответственных за выполнение рекультивации нарушенных земель, и не может выполнять рекультивацию на земельных участках республиканской формы собственности своими силами и за свой счет.
Принимая во внимание, что закон обратной силы не имеет, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выполнить рекультивацию заброшенных карьеров, расположенных в Симферопольском районе Республики Крым возможно только по проектам, согласованным в период действия постановления Совета министров Республики Крым N 99 от 22.03.2016 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
В свою очередь, ссылка Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на несоответствие проектной документации национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель" не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела как судом первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
Так, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2020 N 709-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", данный ГОСТ введен в действие с 01.04.2021, и обязанности приводить в соответствие с настоящим ГОСТом ранее согласованной проектной документации нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Более того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что в рамках рассмотрения дела N A83-15737/2021 по обжалованию ООО "Компания "Рапид" предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 12.07.2021 N 16-П/0983/09.1-18, в соответствии с которым ООО "Компания "Рапид" предписано исключить проведение работ по рекультивации недействующего карьера Придорожного месторождения пильных известняков, расположенного в 0,5 км северо-восточнее с. Передовое, в 1,5 км юго-восточнее с. Скворцово Симферопольского района Республики Крым, до разработки и согласования нового проекта рекультивации, судом кассационной инстанции в полной мере проанализированы нормы действующего законодательства применительно к возникшей ситуации, дана верная оценка всем значимым обстоятельствам дела, в связи с чем, отменены судебные акты первой и второй инстанции, а кассационная жалоба ООО "Компания "Рапид" была удовлетворена.
Как следует из постановления Арбитражного суда Центрального округа от 20.05.2022 по указанному делу, проект рекультивации был разработан и согласован в порядке, установленном положением о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99, которое в свою очередь разработано в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", пунктом 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67. То обстоятельство, что вышеназванные постановления Правительства РФ и Совета министров Республики Крым на момент проведения обследования брошенного карьера утратили юридическую силу в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 Правил проведения рекультивации и консервации земель, а также принятием Советом министров Республики Крым постановления от 28.01.2020 N 22 "О проведении рекультивации и консервации земель и земельных участков на территории Республики Крым", в данном случае не исключает возможность осуществления рекультивации земель по ранее согласованному в установленном порядке проекту рекультивации, поскольку названными нормативными правовыми актами не предусмотрена отмена таких проектов.
Между тем, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, у судов не было оснований не согласиться с доводами заявителя о наличии объективных препятствий для своевременного завершения технического этапа, поскольку с марта 2020 годы министерство своим актом исключило возможность проведения и завершения соответствующих работ на карьере.
Из указанного выше следует, что Арбитражный суд Центрального округа в рамках рассмотрения дела N А83-15737/2021 установил, что ООО "Компания Рапид" имеет право осуществлять рекультивацию на основании ранее разработанного проекта рекультивации.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года по делу N А83-6518/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6518/2021
Истец: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Ответчик: ООО КОМПАНИЯ РАПИД
Третье лицо: ООО "Технолидер", ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Совет Министров Республики Крым