город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2023 г. |
дело N А53-17769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от департамента ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону: Мурадян Н.С.
по доверенности от 23.11.2022,
от министерства ЖКХ Ростовской области: Щедриной О.Г. по доверенности
от 03.10.2022,
от администрации города Ростова-на-Дону: Янина В.В. по доверенности
от 19.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 по делу N А53-17769/2022
по исковому заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
к администрации города Ростова-на-Дону
при участии третьих лиц: департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону; муниципального казначейства города Ростова-на-Дону
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - истец, министерство ЖКХ Ростовской области) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к администрации г. Ростова-на-Дону (далее - ответчик, администрация) о взыскании денежных средств в размере 929 943,88 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону), муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону (далее - казначейство).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представлений и предписаний государственных органов финансового контроля в части возврата средств областного бюджета не выдавалась.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство ЖКХ Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы министерство ЖКХ Ростовской области ссылается на то, что финансирование расходных обязательств, связанных с выполнением 1 этапа работ по объекту - "Территория общественного пользования для благоустройства и озеленения (строительство парка) по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону" (бывший совхоз "Декоративные культуры") в 2019 году осуществлено за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону возвратил в министерство 46 235 891,37 рублей, из них 46 222 518,55 рублей - средства федерального бюджета, 13 372,82- средства областного бюджета.
От муниципального казначейства города Ростова-на-Дону поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором казначейство просило решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент просил решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От министерства ЖКХ Ростовской области поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, в которых министерство указало на то, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель министерства ЖКХ Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель администрации города Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представитель департамента ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" 30.07.2019 был заключен муниципальный контракт N 81 с ООО "СпецСтрой". Предметом контракта являлись работы по благоустройству и озеленению (строительство Парка) по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры") (I этап).
Цена контракта, с учетом дополнительного соглашения к контракту от 16.12.2019 N 5, составила 48 778 915, 27 руб. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, в т.ч.:
- средств федерального бюджета 46 222 518,56 руб.:
- средств областного бюджета 943 316,71 руб.:
- средств местного бюджета 1 613 080 руб.
Бюджетные обязательства, возникшие на основании вышеназванного контракта, были приняты к учету муниципальным казначейством города Ростова-на-Дону в сумме 48 778 915, 27 руб.
Средства, предусмотренные на исполнение контракта, освоены получателем бюджетных средств - управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону в полном объеме.
Управлением Федерального казначейства по Ростовской области была проведена проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды (муниципальный контракт от 30.07.2019 N 81).
По результатам проверки, проведенной Управлением Федерального казначейства по Ростовской области в отношении управления благоустройства и лесного хозяйства города, вынесено предписание от 16.04.2020 N 58-23-12/23-3707 о возврате средств в доход федеральною бюджета в размере 668 641,02 руб.
По результатам проверки, проведенной Управлением Федерального казначейства по Ростовской области в отношении департамента ЖКХ и энергетики, было вынесено предписание от 15.04.2020 N 58-23-12/23-3677 о возврате средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета в размере 46 222 518,55 руб.
Решениями городской Думы от 19.10.2021 N 192 и от 22.02.2022 N 259 необходимые для возврата в федеральный бюджет средства были выделены в полном объеме.
Министерством ЖКХ было направлено письмо 17.03.2022 исх. N 16-01/2130 в адрес департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону о необходимости возврата средств субсидии, использованных не по целевому назначению, в доход областного бюджета.
В связи с отказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону возвратить в областной бюджет средства субсидии в размере 929 943,88 рублей, министерство обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов финансового контроля относится контроль за соблюдением условий договоров, заключенных в целях исполнения договоров о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров, заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В силу требований пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ представления и предписания направляются объектам контроля.
Согласно нормам статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 БК РФ, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению.
Таким образом, применение бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, использованных не по целевому назначению, возможно исключительно за совершение бюджетного правонарушения, установленного в ходе контрольного мероприятия органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, на основании уведомления указанного органа.
Как следует из материалов дела и не оспорено истцом, представлений и предписаний государственных органов финансового контроля в части возврата средств областного бюджета не выдавалось.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что Федеральное казначейство в пределах своей компетенции провело проверку, установило бюджетное нарушение и выдало предписание только в отношении средств федерального бюджета. Данное предписание было исполнено, проверки в отношении денежных средств, поступивших из областного бюджета, региональным уполномоченным органом контроля не проводились и предписания не выдавались.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для бесспорного взыскания с администрации города Ростова-на-Дону из средств местного бюджета в пользу министерства ЖКХ Ростовской области средств субсидии в размере 929 943, 88 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 по делу N А53-17769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17769/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону