г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А56-114557/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Полубехиной Н.С., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евсегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Галимзянов М.Р. по доверенности от 20.01.2023
от ответчика (должника): Бухальцева Н.Л. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7278/2023) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ремикс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2023 по делу N А56-114557/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ремикс"
заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ремикс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет):
- о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в Схему территориального планирования Ленинградской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и подготовке материалов по ее обоснованию, и исключению из границ планируемой особо охраняемой природной территории участка недр "Кочуровский";
- об обязании Комитета в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав путем направления в Комитет градостроительной политике Ленинградской области предложения по проекту Схемы территориального планирования Ленинградской области, обосновывающие необходимость исключения из границ планируемой особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский" (номер объекта регионального значения: 00.125.2.013), а также иных планируемых особо охраняемых природных территорий, территорию участка недр "Кочуровский" с координатами, указанными в лицензии ЛОД 47815 ТР от 17.09.2018;
- об обязании Комитета области направить в Комитет градостроительной политике Ленинградской области и Государственное казенное учреждение "Градостроительное развитие территорий Ленинградской области" в письменной форме мнение о целесообразности учета предложения заинтересованных лиц по проекту Схемы территориального планирования Ленинградской области, обосновывающие необходимость исключения из границ планируемой особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский (номер объекта регионального значения: 00.125.2.013), а также иных планируемых особо охраняемых природных территорий, территорию участка недр "Кочуровский" с координатами, указанными в лицензии ЛОД 47815 ТР от 17.09.2018.
Решением суда 28.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что вопреки выводу суда первой инстанции ответчик обладает соответствующими полномочиями по представлению предложений о внесении изменений в Схему территориального планирования в области охраны, организации и использования ООПТ. Полагает, что обжалуемое решение является незаконным, поскольку Комитет бездействовал при согласовании Схемы территориального планирования в области охраны, организации и использования ООПТ и не предусмотрел исключение участка недр "Кочуровский" из границ планируемого государственного заказника "Северо-Ингерманландский".Считает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что Комитет обязан рассматривать предложения заинтересованных лиц и выражать мнение о целесообразности либо нецелесообразности учета предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованным лицом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2018 году Комитетом был проведен аукцион на право пользования участком недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песков строительных на участке недр "Кочуровский", расположенном во Всеволожском районе Ленинградской области, победителем которого было признано Общество.
По результатам указанного аукциона Общество 17.09.2018 получило право пользования участком недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песков строительных на участке недр "Кочуровский", расположенном во Всеволожском районе Ленинградской области (лицензия серия ЛОД, номер 47815, вид лицензии ТР (далее - лицензия), сроком по 01.10.2043.
В 2022 году Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка, без рубки лесных насаждений на срок до 31.12.2022.
Комитет письмом от 03.08.2022 N 02-15163/2022 отказал Обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, указав на то, что в соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области земли лесного фонда, испрашиваемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, расположенные в квартале 17 Ореховского участкового лесничества Всеволожского лесничества, входят в состав планируемого Государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", на землях, входящих в состав планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) не допускается деятельность, реализация которой противоречит планам по созданию особо охраняемой природной территории, деятельность, связанная с пользованием недрами противоречит планам по созданию государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский".
29.08.2022 Общество, ссылаясь на то, что в конкурсной документации на проведение аукциона не было указано на невозможность пользования недрами в связи с планами по созданию государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", на отсутствие в выданной лицензии указания на наличие ООПТ регионального и федерального значения, обратилось в Комитет с письмом N 46 об исключении из границ планируемой ООПТ регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", а также иных планируемый, территории участка недр "Кочуровский" и внесении соответствующих изменений в проект схемы территориального планирования Ленинградской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
20.10.2022 заявителем был получен ответ Комитета от 23.09.2022 N 02- 18066/2022 о том, что по вопросу исключения из границ планируемой ООПТ регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", а также иных планируемый ООПТ, территории участка недр "Кочуровский" Обществу необходимо самостоятельно обратится в Комитет по градостроительной политике Ленинградской области.
При этом Комитет по градостроительной политике Ленинградской области письмом от 25.10.2022 N 01-08-2081/2022 отказал Обществу в исключении из границ планируемой ООПТ регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", а также иных планируемый ООПТ, территории участка недр "Кочуровский".
Вместе с тем, Общество, полагая, что Комитет, зная о планах по созданию государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", должен был своевременно внести участок недр "Кочуровский" в схему территориального планирования Ленинградской области, но не сделал этого, что привело к нарушению условий пользования недрами по лицензии, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Комитет, выдавая лицензию, располагал сведениями о создании государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", однако не предпринял мер по исключению из границ планируемой ООПТ регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский, а также иных планируемых особо охраняемых природных территорий, территорию участка недр "Кочуровский" с координатами, указанными в лицензии.
Комитет, возражая в суде первой инстанции против удовлетворения требований, ссылался на отсутствие у него обязанности по внесению участка недр "Кочуровский" в схему территориального планирования Ленинградской области.
Частью 8 ст. 8 Областного закона Ленинградской области от 14.12.2011 N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" установлено, что порядок рассмотрения предложений по внесению изменений в схему территориального планирования Ленинградской области устанавливается Правительством Ленинградской области.
Порядок рассмотрения предложений заинтересованных лиц по проекту схемы территориального планирования Ленинградской области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 26.10.2012 N 332 (далее - Порядок). Так, согласно Порядку для целей настоящего Порядка под заинтересованными лицами понимаются физические лица и организации, направившие в установленном порядке предложения по проекту схемы территориального планирования Ленинградской области.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие предложений заинтересованных лиц по проекту схемы территориального планирования Ленинградской области, является Комитет градостроительной политики Ленинградской области.
Как следует из п. 2 и 3 Порядка органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие предложений физических лиц и организаций, направивших в установленном порядке предложения по проекту схемы территориального планирования Ленинградской области, является Комитет градостроительной политики Ленинградской области, который в свою очередь в соответствии с пунктом 10 Порядка в том числе:
- рассматривает, обобщает и систематизирует предложения заинтересованных лиц;
- выражает мнение Комитета градостроительной политики Ленинградской области по предложениям заинтересованных лиц при их обобщении и систематизации;
- направляет предложения в соответствующий отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, который в установленный срок рассматривает предложения заинтересованных лиц, а также в письменной форме выражает мнение отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области о целесообразности либо нецелесообразности учета предложений заинтересованных лиц в проекте схемы территориального планирования.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции и вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу п. 3.4 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 Комитет наделен лишь полномочиями по подготовке предложений Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, согласованию документации по планировке территории, подготовленной применительно к ООПТ регионального значения, а не по внесению предложений в схему территориального планирования Ленинградской области (за исключением случаев, когда Комитет является заинтересованным лицом).
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в данном случае Комитет заинтересованным лицом в соответствии с Порядком не является, в силу чего Комитет не обязан был направлять в Комитет градостроительной политики Ленинградской области предложения по проекту схемы территориального планирования Ленинградской области, обосновывающие необходимость исключения из границ планируемой ООПТ регионального значения - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский", а также иных планируемых особо охраняемых природных территорий, территорию участка недр "Кочуровский" с координатами, указанными в лицензии. Иной подход основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Общество имеет лицензию на пользование недрами ЛОД 47815 ТР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песков строительных на участке недр "Кочуровский" во Всеволожском районе (далее - лицензия ЛОД 47815 ТР).
Участок недр расположен на землях лесного фонда, в защитных лесах, относящихся к категории ценных лесов (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов). Особо защитные участки лесов в границах участка недр отсутствуют.
Согласно п. 2.2 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 Комитет осуществляет полномочия в сфере лесных отношений, в частности, выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N 460, земли лесного фонда, испрашиваемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, распложенные в квартале 17 Ореховского участкового лесничества Всеволожского лесничества, входят в состав планируемого ООПТ - государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский". Целями создания государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский" являются сохранение массива старых ельников (одного из крупнейших в западной части Ленинградской области), истоков реки Волчья, реки Волочаевка, а также сохранение участков естественных ландшафтов на границе с Санкт-Петербургом.
Пунктом 1 постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2022 N 41 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий" установлено, что с учетом требований, установленных ч. 4.2 ст. 9 и ч. 3.1 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований и документов градостроительного зонирования Ленинградской области, а также при внесении изменений в указанные документы, должна быть обеспечена возможность размещения объектов регионального значения.
В положениях о территориальном планировании и градостроительных регламентах не допускается деятельность, реализация которой противоречит планам по созданию особо охраняемой природной территории. Вместе с тем следует избегать коренного преобразования ландшафта, смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание особо охраняемой природной территории в соответствии с заявленными целями.
Таким образом, деятельность, связанная с пользованием недрами противоречит планам по созданию государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
То обстоятельство, что судом первой инстанции установлено злоупотребление правом со стороны заинтересованного лица, основанием для удовлетворения заявленных требований не является, равно как не является и основанием для отмены принятого по делу судебного акта не является.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2023 по делу N А56-114557/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114557/2022
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "РЕМИКС"
Ответчик: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области