г. Вологда |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А05-13068/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2023 года по делу N А05-13068/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" (ОГРН 1142901007787, ИНН 2901249879; адрес: 164628, Архангельская область, Пинежский район, поселок Ясный, улица Северная, дом 21, помещение XXVI; далее - ответчик, общество) о взыскании 428 510 руб. 29 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, за 2021 год, 749 руб. 89 коп. пеней, начисленных за период с 11.11.2022 по 17.11.2022 и с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
Арбитражным судом Архангельской области 16.01.2023 принято решение в виде резолютивной части, которым иск министерства удовлетворен частично: с общества в пользу министерства взыскано 313 943 руб. 64 коп. средств субсидии, 549 руб. 40 коп. пеней и пени, начисленные по день фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В связи с поступлением ходатайства ответчика 26.01.2023 судом первой инстанции решение изготовлено в полном объеме.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предоставление обществу средств субсидии в 2021 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
В соответствии Порядком между министерством и обществом был заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения от 26.01.2021 N 15-Т (далее - договор).
В соответствии с распоряжением министерства от 11.07.2022 N 612-р в отношении общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2021 год.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.09.2022 N 203/06-06/103.
В ходе проведенной проверки министерство пришло к выводу о том, что обществом в 2021 году была завышена потребность в средствах субсидии, что повлекло необоснованное получение средств субсидии в размере 428 510 руб. 29 коп.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, министерство направило обществу требование о возврате средств субсидии от 11.10.2022 N 203/06-06/7084, в котором ответчику предложено в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 428 510 руб. 29 коп. средств субсидии.
Поскольку требование о возврате средств субсидии не было исполнено, министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Как указано ранее, предоставление субсидий 2021 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком на основании заключенного с обществом договора.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидии осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и доведенными лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 5 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В силу пункта 18 Порядка получатели субсидии ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства (далее - расчеты), в том числе путем заполнения соответствующих форм в государственной информационной системе Архангельской области "Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области".
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Согласно пункту 24 Порядка для подтверждения объемов тепловой энергии, предусмотренных пунктом 19 Порядка, при проведении проверок в министерство представляются следующие документы и (или) копии документов, заверенные уполномоченным лицом получателя субсидии и печатью (при наличии):
1) регистры бухгалтерского учета;
2) первичные учетные документы и документы, подтверждающие реализацию (отпуск) тепловой энергии населению (платежные документы (квитанции), сводные ведомости (реестры) платежных документов, сведения (реестры) о начислениях населению информационно-расчетных центров и (или) иные подтверждающие документы).
Платежные документы (квитанции), выставленные населению, могут быть представлены получателем субсидии в виде электронных документов, записанных на электронном носителе информации, либо посредством передачи их по информационно-телекоммуникационным сетям.
Документация, предусмотренная настоящим пунктом, составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и представляется в одном экземпляре.
В случае выявления министерством нарушений получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также недостижения показателей результата предоставления субсидий и условий договора средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования (пункт 25 Порядка).
В ходе проверки министерством выявлено нарушение пункта 6.1.1. договора, пункта 24 Порядка, поскольку сведения об объемах тепловой энергии, представленные в расчетах, не соответствуют данным регистров бухгалтерского учета и первичных учетных документов. По расчету министерства объем тепловой энергии в расчетах завышен на 15,864 Гкал, на сумму субсидии 50 322 руб. 42 коп., в том числе:
- по сельскому поселению "Шилегское" в размере 2,413 Гкал, на сумму субсидии 11 535 руб. 50 коп.,
- по сельскому поселению "Карпогорское" в размере 0,512 Гкал, на сумму субсидии 1715 руб. 16 коп.,
- по сельскому поселению "Междуреченское" в размере 12,939 Гкал на сумму субсидии 37 071 руб. 76 коп.
Кроме того объем тепловой энергии, отпущенной на территории сельского поселения "Междуреченское" завышен обществом на 92,007 Гкал, что привело к необоснованному получению средств субсидии на сумму 263 621 руб. 22 коп.
Как следует из материалов дела за 2021 год, ответчиком в расчет средств субсидии были включены корректировки за предыдущее годы (2017 - 2020 годы).
В соответствии с Порядком предоставление субсидии осуществляется министерством на основании заключенных с теплоснабжающими организациями договоров на текущий финансовый год при соблюдении получателем субсидии ряда условий.
Исходя из положений Порядка, получатель субсидии в расчеты субсидии включает объемы тепловой энергии, поставленной населению и потребителям, приравненным к населению, в текущем финансовом году.
Порядок в редакции, действовавшей в 2021 году, и договор не предусматривали возможность включения получателем субсидии в расчеты субсидии корректировок объема тепловой энергии за предыдущие годы.
Принимая во внимание изложенное, включение обществом в расчеты субсидии за 2021 год объемов коммунального ресурса, относящихся к иным периодам на основании произведенных корректировок, повлекло необоснованное получение средств субсидии.
Таким образом, иск министерства о возврате 50 322 руб. 42 коп. и 263 621 руб. 22 коп. средств субсидии за 2021 год удовлетворен судом первой инстанции обоснованно.
В части завышения объема тепловой энергии, реализованной на территории сельского поселения "Карпогорское", в размере 34,199 Гкал, на сумму субсидии 114 566 руб. 65 коп. суд первой инстанции, проанализировав представленные документы: муниципальный контракт от 28.05.2021 N АТЭ/35-т21 за пользование тепловой энергией, договор от 30.09.2020 N АТЭ/71-т20 на пользование тепловой энергией, акты сверки, платежные документы, выставленные населению, карточки счета 62.01, "Расчеты с лицевыми счетами за 2021 год", обороты счета 90.01, акты оказанных услуг, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части в виду подтверждения указанными документами объемов поставленного ресурса.
В соответствии с пунктом 25 Порядка в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
Согласно пункту 4.3.7.1 договора, в случае невозврата или несвоевременного возврата средств субсидии предприятие уплачивает пени министерству в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
За период с 11.11.2022 по 17.11.2022 (7 дней) на сумму 313 943 руб. 64 коп неустойка подлежит взысканию с ответчика в размере 549 руб. 40 коп.
Поскольку ответчиком доказательств уплаты обоснованно предъявленной истцом суммы долга (313 943 руб. 64 коп.) не представлено, суд удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика пеней в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы основного долга, за каждый день просрочки, начиная с 18.11.2022 по день фактической оплаты долга.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 271.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2023 года по делу N А05-13068/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13068/2022
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "АльянсТеплоЭнерго"