г. Москва |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А40-204698/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2022 по делу N А40-204698/22 (17-1568)
по заявлению ООО "Альфа-Силтэк"
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Миронова Ю.Н. по дов. от 03.02.2021; |
от ответчика: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альфа-Силтэк" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного уведомлением от 05.08.2022 N КУВД-001/2022-17454576/11; о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Альфа-Силтэк" путем осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению от 26.04.2022 N КУВД-001/2022-17454576.
Решением суда от 30.12.2022 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что не внесение регистрирующим органом сведений в отношении постановки на кадастровый учет спорного объекта недвижимости, осуществлено в раках действующего законодательства и на основании технической документации, с учетом межевого плана, в котором не отражены сведения.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Альфа-Силтэк" (Арендатор) и Правительством Москвы 20.02.1997 заключен договор аренды земельного участка N М-01-008041, по условиям которого Арендодатель передает за плату, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 362 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0001083:20 (далее земельный участок), адресный ориентир: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 36/3, стр. 2. (в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 07.10.1998 г., от 25.11.1999 г., от 05.11.2002., от 03.02.2003 г.), сроком на 25 лет.
ООО "Альфа-Силтэк" 21.01.2022 обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы (далее Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (заключение договора аренды на новый срок), так как на указанном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001083:2488, принадлежащее ООО "Альфа-Силтэк" на праве собственности.
В адрес ООО "Альфа-Силтэк" 17.02.2022 г. Департамент направил письмо исх. N 33-5-5170/22-(0)-1 о необходимости уточнения границ указанного земельного участка, поскольку по сведениям Росреестра границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001083:20 по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 36/3, стр. 2 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Департаментом городского имущества города Москвы 15.03.2022 г. было издано распоряжение N 12518 об уточнении границ и площади земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С целью уточнении границ и площади земельного участка и на основании договоров на выполнение кадастровых работ от 01.06.2021 г. N 31-44 и от 11.06.2021 N 31-47, заключенных между заявителем и индивидуальным предпринимателем Манеевым А.С, кадастровым инженером (номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность: 24681, уникальный реестровый номер в реестре членов СРО КИ "Объединение кадастровых инженеров" 1820) подготовил межевой план земельного участка с приложениями в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Межевой план составлен на основе кадастрового плана территории от 06.04.2021 и выписки из ЕГРН от 25.06.2021. Геодезические работы проведены 22.06.2021 (поверки приборов указаны именно на эту дату). Система координат была указана в соответствии со сведениями ЕГРН.
Департамент 25.10.2021 согласовал межевой план в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001083:20.
Обращение заявителя от 22.04.2022 N 02/А/62 Департамент передал в Управление Росреестра 26.04.2022 (N КУВД-001/2022-17454576).
Уведомлением Росреестра по Москве от 05 августа 2022 г. за N КУВД-001/2022-17454576/11 отказано в государственном кадастровом учете в связи с истечением 05.08.2022 г. срока приостановления, указанного в уведомлении N КУВД-001/2022-17454576/2 от 05.05.2022 г. о приостановке и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению учетных действий.
Управление в уведомлении N КУВД-001/2022-17454576/2 от 05.05.2022 г. указало, что:
1) Нарушены положения ч. 10 ст. 22 Закона, документы включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001083:20;
2) В нарушение п. 38 Требований в реквизитах "4" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" в формулы, примененные для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельного участка, подставлено неверное значение Mt;
3) В нарушение положений п. 57 Требований в представленный xml-схеме в строке "Иные сведения" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" приведены неполные сведения об ограничении (обременении) права уточняемого участка.
Для устранения причин, препятствующих осуществлению заявленных учетных действий Росреестр выдал подробные рекомендации:
- включить в состав Приложения межевого плана документы, подтверждающие прохождение уточненных границ земельного участка на местности 15 и более лет (необходимо предоставить картографический материал, изготовленный до 2007 г.):
- в формулу применить значение Mt (0,10);
- в строке "Иные сведения" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках указать реквизиты документов о режиме использования земель согласно приведенному перечню.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для проведения кадастрового учета являются в том числе межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее-Требования").
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, части 8 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
Так, согласно ст. 22 Закона N 218-ФЗ необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ.
В соответствии с п. 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 (п. 21 действовавших до 19.06.2022 г. Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Минэкономразвития России 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), для подготовки межевого плана допускается (допускалось) использование картографических материалов, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используется пункт 22 Требований (п. 22 ранее действовавших Требований). Также, пунктом 69 Требований (п. 70 ранее действовавших Требований) предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка.
При выполнении кадастровых работ осуществлялось натурное обследование объектов, в ходе которого кадастровым инженером установлено и в межевом плане отражено следующее:
* фактические границы используемого земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения - зданием с кадастровым номером 77:01:0001083:2488 (1910 года постройки);
* площадь фактически используемого земельного участка не превышает площадь ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001083:20 более чем на десять процентов;
- координаты точек в подготовленном межевом плане (н1, н2, н3, н4,) определены с требуемой точностью - нормативной точностью определения координат 0.10 м;
- границы земельного участка н1-н2-нЗ-н4-н1 закреплены с использованием объекта искусственного происхождения (Здание), позволяющим точно определить местоположение границ земельного участка;
-границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, что подтверждает копия материалов топографо-геодезических работ по установлению и закреплению границ земельного участка 1996 года изготовления (20.05.1996), подготовленная МНПП "Юстас" и приложенная к межевому плану.
В ходе уточнения границ земельного участка было установлено, что объект искусственного происхождения - здание с кадастровым номером 77:01:0001083:2488 (1910 года постройки) был не полностью включен в границы земельного участка, а площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001083:20 больше площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, на 6 кв.м.
Все изменения были согласованы собственником смежных земельных участков -Департаментом, что отражено в Актах согласования местоположения границ земельного участка, приложенных к Межевому плану.
Обществом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены необходимые документы для проведения регистрационных действий. В Реестре объектов недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровыми номерами 77:01:0001083:20. Местоположение границ указанного земельного участка не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с чем, требуется уточнение местоположения его границ, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Уведомлением от 05.08.2022 N КУВД-001/2022-17454576/11 Управление Росреестра по Москве отказало заявителю в государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с истечением 05.08.2022 срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
При этом Управление Росреестра по Москве, ссылаясь на п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ не указало, какие именно замечания остались не устраненными, не отразило в уведомлении конкретные основания, по которым считает представленные 29.06.2022 и 27.07.2022 документы не устраняющими причины приостановления.
Таким образом, оспариваемое уведомление об отказе не содержит обоснования.
Между тем, нормативные акты возлагают на Управление Росреестра по г. Москве обязанность исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, препятствуют государственному кадастровому учету.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований была установлена, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2022 по делу N А40-204698/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204698/2022
Истец: ООО "АЛЬФА - СИЛТЭК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ