г. Москва |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А40-160167/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-160167/22 (33-1266)
по заявлению АО "Государственный научный центр РФ исследовательский центр им. М.В. Келдыша"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "КОНСАЛТКАДАСТР", 2) Скобелева Е.Ю., 3) Умарова А.А., 4) ООО "КОНСАЛТПРОЕКТ"
о признании незаконными решений,
при участии:
от истца: |
Керимова Ю.А. по дов. от 19.12.2022; |
от ответчика: |
Федоров Д.И. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Каржавина Н.С. по дов. от 13.07.2022, 14.04.2022, 09.02.2022, 10.08.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Государственный научный центр РФ исследовательский центр им. М.В. Келдыша" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление, регистрирующий орган) от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-1400959/7 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади объекта с кадастровым номером 77:09:0001028:1101, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, стр. 15, от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-1936796, N PKPVDMFC-2022-01-20-864334, MFC-0558/2022-92060-1 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади объекта с кадастровым номером 77:09:0001028:1104, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, стр. 2, от 04.05.2022N MFC-0558/2022-92446-1, КУВД-001/2022-1948105, N PKPVDMFC-2022-01-20-923225 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади объекта с кадастровым номером 77:09:0001028:1174, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8; об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимости на основании обращения от 18.01.2022, зарегистрированного за номером N MFC-0558/2022-69843-1, от 20.01.2022, зарегистрированного за номером N MFC-055 8/2022-92446-1, от 20.01.2022, зарегистрированного за номером N MFC-0558/2022-92060-1 и документов, представленных с обращениями и дополнениями к ним и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО ГНЦ "Центр Келдыша".
Решением суда от 21.12.2022 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал недействительными решения Управления Росреестра по Москве от 04.05.2022 г. N КУВД-001/2022-1936796, N PKPVDMFC-2022-01-20-864334, MFC-0558/2022-92060-1 и MFC-0558/2022-92446-1, N КУВД-001/2022-1948105, N PKPVDMFC-2022-01-20-923225, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, технический план изготовлен в нарушение Приказа от18.12.2015 N 953.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьих лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке, количестве этажей и местоположении на земельном участке здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1174, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, в соответствии с Договором N 862/18К от 06.03.2018 г., был подготовлен технический план. Изменились сведения о площади, внутренней планировке, количестве этажей и местоположении на земельном участке здания.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке и местоположении на земельном участке здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1104, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, строен. 2, в соответствии с Договором N 862/18К от 06.03.2018 г подготовлен технический план.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке и местоположении на земельном участке здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1101, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д.8, строен. 15, в соответствии с Договором N 862/18К от 06.03.2018 г. подготовлен технический план. Изменились сведения о площади, внутренней планировке и местоположении на земельном участке здания.
В соответствии со ст. ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости" в январе 2022 года через Центр предоставления госуслуг "Мои документы" по району Войковский представитель собственника - заявителя обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями и техническими планами:
- о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2022-69843-1 от 18.01.2022 (изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав);
- о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2022-92446-1 от 20.01.2022 (изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав);
- о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (ида) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2022-92060-1 от 20.01.2022 (изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав).
В отношении поданных заявлений Управлением в лице государственных регистраторов были приняты решения и сформированы уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета (далее - "Решение о приостановлении").
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета заинтересованным лицом были поданы заявления о предоставлении дополнительных документов.
27.04.2022 сформировано Уведомление об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости N КУВД-001/2022-1400959/7 в связи с неустранением причин приостановления.
04.05.2022 сформировано Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-1936796, N PKPVDMFC-2022-01-20-864334, MFC-0558/2022-92060-1 в связи с неустранением причин приостановления.
04.05.2022 сформировано Сообщение об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости N MFC-0558/2022-92446-1, КУВД-001/2022-1948105, N PKPVDMFC-2022-01-20-923225, в связи с неустранением причин приостановления.
Полагая, что указанные решения не законны, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Технический план от 08.04.2022 на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001028:1104 и приложенные сканы документов, в том числе и сканы проектной и исходно-разрешительной документации, оформлены кадастровым инженером в соответствии с Требованиями.
В соответствии с Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета изменений причинами отказа по мнению государственного регистратора являются нарушение пунктов 51, 34 Требований к подготовке технического плана.
В соответствии с п. 20 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания. Таким образом, площадь и местоположение на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001028:37 здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1104 определено кадастровым инженером.
Изменение местоположения объекта недвижимости (координаты характерных точек контура здания) объясняется отсутствием в сведениях ЕГРН координат характерных точек границ подземного и надземных контуров здания. Кадастровым инженером была произведена геодезическая съемка поворотных точек здания и последующая камеральная обработка результатов измерений. Таким образом, было обнаружено, что наземный контур здания по сведениям ЕГРН не соответствует фактическим измерениям по местоположению и частично по конфигурации. Для соответствия наземного контура фактическим сведением из контура были исключены неконструктивные элементы, а именно входные группы, ступени, наружные открытые лестницы. Контур здания сформирован в соответствии с п.34 Требований и представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания к поверхности земли.
В соответствии с п. 34 Требований в случае, если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Таким образом образуемое здание имеет 6 (шесть) контуров: 1 (один) наземный и 5 (пять) надземных. Каждый обособленный контур идентифицируется номером. Для нумерации характерных точек контура здания применяется сквозная нумерация с использованием чисел, записываемых арабскими цифрами. Совпадение местоположения некоторых контуров здания объясняется тем, некоторые контура частично не имеют выступающих конструкций. Таким образом координаты контуров здания частично совпадают.
В соответствии с Письмом N ОГ-Д23-6556 от 02.06.2017 г. в целях реализации положений Требований, проекции контуров как одного, так и разных типов могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, что не является нарушением Требований. По данной причине частично совпадающие наземный, надземный и подземный контуры в графической части технического плана отображаются в одну линию (соответствующей обозначению наземного конструктивного элемента специальных условных знаков).
В соответствии с пп.13 п. 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения о площади здания. Площадь здания определена в соответствии с приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места". Таким образом, площадь здания = площадь первого этажа (2684,4 кв.м) + площадь антресоли первого этажа (269,1 кв. м.) + площадь второго этажа (1635,3 кв.м) + площадь антресоли второго этажа (64,8 кв.м.) + площадь третьего этажа (704,6 кв. м.) + площадь четвертого этажа (269,6 кв. м.)
В случае выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики здания", содержащие новые значения соответствующих характеристик здания, подлежащие внесению в ЕГРН. По данной причине все прочие характеристики кроме площади, внутренней планировки и местоположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, не вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В Заключении к техническому плану кадастровый инженер обращал внимание государственного регистратора на незаконность причин, указанных в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-1936796/1 от 03.02.2022:
Нарушение п. 49 Требований - несоответствия сведений ЕГРН и технического плана (2-й этаж ком 1-5, 3-й этаж ком 28-29). В проекте эти изменения описываются, есть в разделе монтаж-демонтаж.
Нарушение п. 34 Требований - описание контура здания. Не включенные в контур крыльца являются неконструктивными элементами и включению в контур не подлежат. В техническом плане "некорректно приведены сведения о наземном контуре объекта, в случае если какие-либо из элементов здания не являются конструктивными элементами или не имеют ограждающую функцию, в соответствующем разделе приводится соответствующая запись". Соответствующая запись приведена в разделе "Заключение кадастрового инженера"
По мнению государственного регистратора в представленном для государственного кадастрового учета объекта недвижимости техническом плане не корректно приведены сведения о контуре застройки объекта недвижимости (например, некорректно определен наземный контур точки 14-15, а также надземный контур точки 217, 218, 219, 91, 92, 93). По точкам 14-15 наземный контур объекта приведен по фактическому местоположению ограждающих конструкций из металла, отображенных на плане этажа в 1 линию. По точкам 91, 92, 93 - надземный контур проведен по контуру наружных стен 3 этажа (ком. 29).
По точкам 217,218,219 - надземный контур проведен по контуру наружных стен 4 этажа (ком. 2).
О наличии противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана и актуальными сведениями ЕГРН в нарушение п. 49 ч.1 ст. 26 Федерального закона N 218, и приведен перечень комнат. В п. 49 ч.1 ст. 26 Федерального закона N 218 имеется исключение - "за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости". Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о планировке помещения для внесения указанных изменений в сведения ЕГРН, а значит, относится к случаю-исключению.
Таким образом, представленный технический план на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001028:1104 соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в ЕГРН.
Технический план от 28.03.2022 на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001028:1174 приложенные сканы документов, в том числе и сканы проектной и исходно-разрешительной документации, оформлены кадастровым инженером в соответствии с Требованиями.
В соответствии с Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета причинами отказа, по мнению государственного регистратора являются нарушение требований постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", пунктов 34, пп. 10 п. 43 Требований к подготовке технического плана, не предоставление документов относительно реконструкции здания.
В заключении к техническому плану кадастровый инженер обращал внимание государственного регистратора на незаконность причин, указанных в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-1948105 от 11.03.2022 г. (далее Уведомление). Так одной из причин является: "усматривается проведение работ, не предусмотренных Постановлением (например, в части демонтажа лестницы и расположения колонн)". На планах перепланировки указаны монтажно-демонтажные работы. Согласно им, демонтаж лестниц не производился. Все колонны располагаются на тех же местах, где и были до перепланировки. То есть работы, не предусмотренные Постановлением N 432-ПП, не проводились. Следующая причина: нарушение п. 34 Требований. Контур здания определен в результате проведения геодезической съемки. Граница контура проходит по наружной поверхности ограждающих конструкций здания. Следующая из причин: "нарушение пп.10 п.43 Требований имеются противоречия с ЕГРН в части указания количества этажей". Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке, количестве этажей и местоположении на земельном участке здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1174. Исходя из этого следует, что количество этажей, указанное в техническом плане, не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН. Изменение количества этажей объясняется тем, что на момент инвентаризации здания ГБУ МосгорБТИ чердак не считался в количество этажей, а также ранее не был обследован подвал. В соответствии с действующим законодательством чердак входит в площадь здания и количество этажей, то есть здание имеет количество этажей "5, в том числе подземных 1". В 2017 г. ГБУ МосгорБТИ как уполномоченная организация внесла сведения о подвале без специальных отметок, что подтверждает правомерность учета подвала. План подвала из проекта является приложением к данному Техническому плану.
В соответствии с п. 20 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Таким образом, площадь и местоположение на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001028:37 здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1174 определено кадастровым инженером. Изменение местоположения объекта недвижимости (координаты характерных точек контура здания) объясняется отсутствием в сведениях ЕГРН координат характерных точек границ подземного и надземных контуров здания. Кадастровым инженером была произведена геодезическая съемка поворотных точек здания и последующая камеральная обработка результатов измерений. Было установлено, что наземный контур здания по сведениям ЕГРН не соответствует фактическим измерениям по местоположению и частично по конфигурации. Для соответствия наземного контура фактическим сведением из контура были исключены неконструктивные элементы, а именно входные группы, ступени, наружные открытые лестницы.
Контур здания сформирован в соответствии с п. 34 Требований и представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания к поверхности земли.
В соответствии с п. 34 Требований в случае, если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Уточняемое здание имеет 8 (восемь) контуров, 4 (четыре) из которых являются подземными, 1 (один) наземным и 3 (три) надземными. Каждый обособленный контур идентифицируется номером. Для нумерации характерных точек контура здания применяется сквозная нумерация с использованием чисел, записываемых арабскими цифрами. Совпадение местоположения некоторых контуров здания объясняется тем, некоторые контуры частично не имеют выступающих конструкций. Таким образом, координаты контуров здания частично совпадают.
В соответствии с Письмом N ОГ-Д23-6556 от 02.06.2017 г. в целях реализации положений Требований, проекции контуров как одного, так и разных типов могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, что не является нарушением Требований. По данной причине частично совпадающие наземный, надземный и подземный контуры в графической части технического плана отображаются в одну линию (соответствующей обозначению наземного конструктивного элемента специальных условных знаков). Приказом Росреестра от 23.10.2020 г. N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" установлено, что "При отсутствии на момент проведения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки контура подземного конструктивного элемента здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяется по формулам". Для вычисления координат характерных точек контура подземного конструктивного элемента здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на основании полученных значений координат характерных точек контура наземных конструктивных элементов, результатов внутреннего обмера и толщины ограждающих конструкций (стен) конструктивных элементов используется аналитический метод. Таким образом, подземный контур здания не отображается в графической части технического плана на Схеме геодезических построений.
Площадь нежилого здания определяется, как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли. Общая площадь здания после перепланировки составляет 10808.7 кв.м.
Судом первой инстанции верно установлено, что здание с кадастровым номером 77:09:0001028:1174 является ранее учтенным. В выписке из ЕГРН N 99/2021/405894680 от 19.07.2021 г. количество этажей указано "3, в том числе подземных 1", вместо "5, в том числе подземных 1", так как здание всегда имело подвал, этажи 1-3 и чердак. На момент инвентаризации здания ГБУ МосгорБТИ чердак не считался в количество этажей. В соответствие с действующем законодательством чердак входит в площадь здания и количество этажей, то есть здание имеет количество этажей "5, в том числе подземных 1". Также ранее в ГБУ МосгорБТИ пом.ХХХУ комн. 1-8, расположенные на этаже подвал N 0 были не учтены. При проведении обследования здания была выявлена данная ошибка. В связи с этим на плане этажа подвал N 0 отображено данное помещение.
В соответствии с Требованиями к подготовке Технического плана, в случае выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики здания", содержащие новые значения соответствующих характеристик здания, подлежащие внесению в ЕГРН. По данной причине все прочие характеристики кроме площади, внутренней планировки, количестве этажей и местоположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, не вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Перечисленные выше документы являются Приложениями Технического плана здания.
На основании Письма Росреестра от 28 июля 2021 г. N 13/1-5758-АБ/21 (о применении законодательства в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ) "В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане: 1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию); 2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки). При этом сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии). Таким образом, с учетом внесенных изменений Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена проверка органом регистрации прав сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия аналогичным сведениям в проектной или исполнительной документации, а также проекте перепланировки.
Федеральный закон от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что органы государственной власти не вправе требовать от заявителей представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. В рамках закона орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, как участник системы межведомственного взаимодействия, самостоятельно направляет запросы в органы и организации с целью получения информации, необходимой для проведения учетно-регистрационных действий. Таким образом, заявителем в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта.
Изложенное свидетельствует о том, что Ответчик располагал всеми необходимыми для проведения регистрационных действий документами, однако в нарушение действующего законодательства принял решения об отказе.
Пунктами 70, 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 7 июня 2017 г. N 278 прямо установлено, что Уведомление о приостановлении или об отказе государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления или отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суд приходит к выводу, что представленный технический план на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001028:1174 соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в ЕГРН.
В виду изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о не законности и не обоснованности ответчиком оспариваемых решений Управления Росреестра по Москве от 04.05.2022 г. N КУВД-001/2022-1936796, N PKPVDMFC-2022-01-20-864334, MFC-0558/2022-92060-1 и MFC-0558/2022-92446-1, N КУВД-001/2022-1948105, N PKPVDMFC-2022-01-20-923225.
Требования заявителя о признании недействительными решений Управления Росреестра по Москве от 04.05.2022 г. N КУВД-001/2022-1936796, N PKPVDMFC-2022-01-20-864334, MFC-0558/2022-92060-1 и MFC-0558/2022-92446-1, N КУВД-001/2022-1948105, N PKPVDMFC-2022-01-20-923225 подлежат удовлетворению.
Относительно оспариваемого заявителем уведомления от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-1400959/7 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади объекта с кадастровым номером 77:09:0001028:1101, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, стр. 15, суд отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. - При сопоставлении сведений ЕГРН об объекте со сведениями, содержащимися в представленном техническом плане, выявлено, что в рамках изменений объекта осуществляются строительно-монтажные работы, не предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-1111 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (созданы входные группы более 15 кв.м, демонтаж пристройки). Не соответствующих требованиям п. 3.13 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП).
Создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15 кв. м (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв. м) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента.
По представленным размерам поэтажного плана входная группа на первом этаже составляет 48,5 кв.м, что значительно превышает параметры, указанные в Постановлении.
В составе технического плана отсутствуют документы, предусмотренные п. 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования), и являющиеся основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) признается его реконструкцией.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Документы относительно реконструкции здания в Управление не поступали.
В соответствии с ч. 6 ст. 58 Закона в случае сноса части самовольной постройки основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением, является вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее снос части самовольной постройки или необходимость ее реконструкции.
В виду изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Управления Росреестра по Москве от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-1400959/7 об отказе в государственном кадастровом учете в связи с изменением сведение о планировке и площади объекта с кадастровым номером 77:09:0001028:1101, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Онежская, д. 8, стр. 15, в связи с чем требования заявителя в указанной части правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно в соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ возложил на Управление обязанность восстановить нарушенные права АО "Государственный научный центр РФ исследовательский центр им. М.В. Келдыша" путем осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании обращений от 20.01.2022 г. N MFC-0558/2022-92060-1 и MFC-0558/2022-92446-1 в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-160167/22 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160167/2022
Истец: АО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ М.В. КЕЛДЫША"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "КОНСАЛТКАДАСТР", ООО "КОНСАЛТПРОЕКТ", Скобелева Екатерина Юрьевна, Умарова А. А.