г. Хабаровск |
|
18 апреля 2023 г. |
А73-20575/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Ротаря С.Б., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 01.07.2022 N 49;
от Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 30.09.2022 N 207/5Д/117;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 17.01.2023
по делу N А73-20575/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 77 923,46 руб.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лига ДВ", общество с ограниченной ответственностью "Олин", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Администрация городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России, Учреждение) задолженности за поставленную электроэнергию на содержание общедомового имущество за период 01.01.2016 по 30.09.2021 в размере 74 359,89 руб., неустойки за период с 01.03.2020 по 01.07.2021 в размере 3 563,57 руб., а также неустойки по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определениями суда от 30.12.2021, 21.06.2022, 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лига ДВ" (далее - ООО "УК Лига ДВ"), общество с ограниченной ответственностью "Олин" (далее - ООО "Олин"), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества), Администрация городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация).
Решением суда от 17.01.2023 уточненные исковые требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу ПАО "ДЭК" взыскана задолженность в размере 227,74 руб., неустойка в размере 34,01 руб., неустойка за период с 01.07.2021 по день фактической оплаты задолженности размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с учетом моратория, установленного Постановлениями Правительства РФ от 26.03.2022 N 474, от 28.03.2022 N 497, государственную пошлину в размере 9 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом от 17.01.2023, Учреждение и Минобороны России обратились с жалобами, в которых просят изменить решение суда в части взыскания задолженности в размере 227,74 руб. неустойки в размере 34,01 руб., государственной пошлины в размере 9 руб. и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Учреждение ссылается на то, что такой вид деятельности, как финансирование содержания общего имущества в МКД в Уставе Учреждения отсутствует. Обращает внимание на то, что выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги" Учреждению не предусмотрено. Указывает на то, что, согласно информации от филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России от 20.01.2021 N 27/3/750, жилые помещения по адресам: р.п. Ванино, ул.Гарнизонная, д.29 кв.39 используется Исмановой Ольгой Юрьевной (ордер от 24.12.1990 на Исманова Олега Мурзалимовича), д. 32 квартиры 38 и 73 - Чуприс Сергеем Петровичем (ордер от 04.12.1995) и Побережец Алексеем Викторовичем (договор найма от 11.02.2014 N 619), соответственно. По мнению заявителя жалобы, обоснованных доказательств, подтверждающих виновность действий Учреждения в образовании взысканной задолженности, в материалы дела не представлено.
Минобороны России в обоснование жалобы приводит доводы о том, что ПАО "ДЭК" не доказан факт того, что спорные объекты действительно не были заселены и являются пустующим фондом. Ссылается на то, что ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России представило информацию от филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России от 20.01.2021 N 27/3/750, согласно которой жилые помещения по адресам: р.п. Ванино, ул.Гарнизонная, д.29 кв. 39 используется Исмановой Ольгой Юрьевной (ордер от 24.12.1990 на Исманова Олега Мурзалимовича), д.32 квартиры 38 и 73 - Чуприс Сергеем Петровичем (ордер от 04.12.1995) и Побережец Алексеем Викторовичем (договор найма от 11.02.2014 N 619), соответственно.
Отзывы на жалобы не представлены.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны России доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения.
Иные лица, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб и отзыва на нее, заслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что ПАО "ДЭК" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрической энергии для функционирования объектов, расположенных в административных границах Дальневосточного округа, в том числе в р.п.Ванино, по адресам ул.Гарнизонная, 29, 30, 31, 32, 33.
При этом, часть помещений в указанных МКД обладало статусом служебных и находилось в ведении ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России.
Так, ПАО "ДЭК" осуществило поставку электрической энергии в целях содержания общедомового имущества в указанных МКД.
Однако, оплата соответствующего ресурса не произведена.
В связи с чем, ПАО "ДЭК" в адрес Учреждения направило претензию от 23.11.2021 с требованием оплаты образовавшейся задолженности.
Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "ДЭК" в суд первой инстанции с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, рассматривая уточненные требования, пришел к следующему.
Как верно указано судом первой инстанции, пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 названного Кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Из разъяснений, изложенных в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора.
Как верно указано судом первой инстанции, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статей 539, 541, 542, 544 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статьи 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями статей 153, 158 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Установлено, что многоквартирные жилые дома N 29, 30, 31, 32, 33 расположенные по ул.Гарнизонной в р.п. Ванино, подключены к системе электроснабжения, тогда как доказательств последующего отключения энергопринимающих устройств перечисленных объектов от сетей энергоснабжающей организации, прекращения подачи ресурса, а равно - достоверных данных о наличии договорных или фактических отношений по электроснабжению приведенных объектов в спорный период с иными РСО в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности осуществления ПАО "ДЭК" в заявленный период отпуска электрической энергии на спорные объекты.
На основании статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 7.1 ЖК РФ, пункта 44 Правил N 354 собственники вправе принять решение о внесении платы за потребленные коммунальные услуги непосредственно в пользу ресурсоснабжающей организации, размер платы собственников за потребленные услуги определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 указанных Правил.
В определении от 24.10.2019 N 2854-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что абзац второй пункта 44 Правил N 354 ограничивает нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы. Данное положение направлено на защиту потребителей от необоснованных платежей и призвано обеспечить эффективное управление многоквартирным домом
Так, в рассматриваемом случае коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, следовательно, правоотношения сторон подлежат регулированию нормами жилищного законодательства, а также Правилами, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Так, в целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации.
В соответствии с Постановлением N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целя содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Положениями пункта 2 части 1 статьи 154, части 9.1 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включает в себя, в том числе, плату за электроэнергию, если конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления электроэнергии при содержании общего имущества.
В силу части 9.3 ст. 156 ЖК РФ, пункта 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды определяется по формуле:
*,
где:
* - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения объема электроэнергии на общедомовые нужды непосредственно зависит от того, установлен ли в МКД коллективный (общедомовой) прибор учета.
При отсутствии ОДПУ объем электроэнергии определяется исходя из норматива потребления, утверждаемого органами государственной власти субъекта РФ, по формуле, указанной в пункте 17 Приложения N 2 к Правилам N 354:
*,
где:
Nодн - утвержденный норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД за расчетный период;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Размер норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды зависит от конструктивных и технических параметров МКД, в частности от количества и типов потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, а также от износа внутридомовых инженерных систем (подпункт "б" пункта 4(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ при наличии ОДПУ объем электроэнергии на общедомовые нужды для определения размера платы за указанный коммунальный ресурс может определяться:
1) исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды с проведением перерасчета на основании показаний ОДПУ;
2) исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (если МКД оснащен такой системой) при условии, что данная система обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний;
3) исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды с проведением перерасчета на основании показаний ОДПУ (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в МКД);
4) исходя из объема потребления электроэнергии по показаниям ОДПУ по установленным тарифам (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в МКД).
Объем электроэнергии, исходя из показаний ОДПУ, определяется в установленном порядке (пункт 13 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Установлено, что многоквартирные дома N N 29, 30, 31, 32, 33 оборудованы ОДПУ N N 009217063000850, 009217063000833, 009217063000825, 009217063000819, 009217063001082.
При этом, расчет объемов энергии производился на основании показаний вышеуказанных ОДПУ, передававшихся ПАО "ДЭК" сетевой организацией.
Также в расчете учтена вся совокупность подлежащих применению показателей (в том числе общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; общая площадь конкретного жилого помещения; общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД).
Кроме того, сведения о площадях помещений, использованные при расчете, согласуются с данными технических паспортов.
В свою очередь, Учреждением факты оснащенности перечисленных МКД общедомовыми приборами учета электроэнергии, их показания за спорный период, правильность применения ПАО "ДЭК" при расчете платы установленных нормативов и тарифов, не опровергнуто.
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено, что на основании представленных в дело выписок из публично достоверного государственного реестра, сведений МТУ Росимущества, приказа заместителя Министра обороны России N 848 от 16.09.2021, указанные в иске жилые помещения в спорный период включены в реестр федерального имущества, относились к объектам специализированного жилого фонда, в связи с чем распоряжение ими, наряду с несением всей совокупности обязанностей по содержанию, должно было осуществляться именно ответчиком.
Как верно указано судом первой инстанции, принимая во внимание отсутствие сведений об оплате начисленных в указанном порядке платежей, требования ПАО "ДЭК" заявлены правомерно.
Однако, суд первой инстанции, проверив представленный ПАО "ДЭК" расчет, не установил законных оснований для удовлетворения иска в заявленном объеме.
Установлено, в том числе на основании сведений, подтвержденных судебными актами по делу N А73-23366/2019, между ПАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "ГУЖФ" (покупатель) заключены и исполнялись договоры энергоснабжения электрической энергией от 01.01.2016 N 3-16; от 03.08.2015 N 5109; от 22.12.2015 N 19-ОДПУ; от 25.12.2015 N 50002210 (прежний номер 463-16 изменен соглашением от 30.10.2017); от 01.01.2016 N 5105; от 15.01.2017 N 2626 (прежний номер 30-16 от 15.01.2016 изменен соглашением от 30.10.2017).
По условия указанных договоров, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В силу пункту 8.1 договоры заключены на неопределенный срок.
При этом, согласно публичной информацией именно ООО "ГУЖФ" осуществляло в спорный период деятельность по управлению многоквартирными домами по ул.Гарнизонная, дома 29-33.
Вступившим в законную силу решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 12.11.2021 по делу N 2-771/2021 подтверждено, что соответствующие правоотношения прекращены между сторонами ввиду ненадлежащего исполнения ООО "ГУЖФ" возложенных на него обязательств.
Далее, распоряжением главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 20.11.2019 N 5867-р действие лицензии ООО "ГУЖФ" от 15.05.2015 N027-00071 прекращено.
Реализация функций по управления комплексом МКД, как следует из решения Ванинского районного суда Хабаровского края от 12.11.2021 по делу N 2-771/2021, и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, прекращена с 01.03.2020.
Впоследствии постановлением Администрации N 243 от 22.05.2020 функции управления указанными в иске МКД возложены на ООО "УК Лига ДВ".
Данное решение принято в порядке Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Так, между Минобороны России и ООО "УК Лига ДВ" 29.05.2020 заключен договор N 39 управления жилищным фондом, по условиям которого совокупность всех предусмотренных ЖК РФ и подзаконными актами функций УК возложено на данное третье лицо.
При этом в соответствии с прямым указанием пунктов 10.1, 10.2, договор вступает в силу с 01.05.2020 и действует до выбора собственниками помещений в МКД способа управления в порядке, установленном ЖК РФ.
Окончание срока действия договора не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по договору.
Протоколами общих собраний собственников помещений в МКД по ул.Гарнизонной, 29, 31 и 33 от 02.12.2020 оформлено решение о выборе в качестве управляющей компании ООО "Олин".
В связи с чем, между собственниками помещений в МКД по ул.Гарнизонной, 29, 31 и 33 и ООО "Олин" 01.05.2021 заключены договоры управления названными домами, сроком действия с 01.05.2021 по 01.05.2022.
Решениями главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N N 469, 470, 471 от 16.04.2021 поименованные МКД включены в реестр лицензий ООО "Олин" с 01.05.2021.
В отношении остальных МКД (30, 32) сохранен прежний порядок управления.
Решением главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N 1339 от 19.10.2021 МКД N N 30, 32 исключены из реестра лицензий ООО "УК Лига ДВ" с 01.11.2021.
Аналогичные сведения приведены во внутреннем приказе ООО "УК Лига ДВ" N П-24 от 20.10.2021.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в период с мая 2020 года МКД N N 29, 30, 31, 32, 33 находились под управлением различных специализированных компаний.
В силу статей 161, 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг, в том числе, в отношении общего имущества МКД, приему платы за содержание жилого помещения от собственников и нанимателей помещений в МКД.
В связи с внесенными в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" изменениями, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включенных в состав платы за содержание жилого помещения, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг (собственникам и нанимателям) данной управляющей организации.
Положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.
Согласно части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по правлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В силу пункта 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N354.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 указанных Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
С учетом вышеуказанных норм права, а также принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному к выводу о том, что на Учреждение не может быть возложена обязанность произвести оплату электрической энергии, поставленной на содержание общедомового имущества, за период с 01.05.2020 по 30.09.2021.
Таким образом, что также верно указано судом первой инстанции, соответствующая обязанность может быть возложена на Учреждение лишь за март, апрель 2020 года, поскольку, как установлено при рассмотрении дела судом первой инстанции, в данный период управляющая компания в указанных МКД отсутствовала.
В связи с чем, суд первой инстанции произвел свой расчет, согласно которому взысканию с Учреждения в пользу ПАО "ДЭК" подлежит задолженности за март и апрель 2020 года в размере 227,74 руб.
При этом, расчет произведен по следующим помещениям: Гарнизонная, 29 (квартиры 34, 39, 52, 64, 65, 68, 69), Гарнизонная, 30 (квартиры 22, 40, 41); Гарнизонная, 31 (квартиры 29, 39, 41, 62), Гарнизонная, 32 (квартиры 38, 41, 45, 5, 51, 55, 57, 62, 73), Гарнизонная, 33 (квартира 78).
Также при расчете суд первой инстанции исходи из пропуска ПАО "ДЭК" срока исковой давности в части помещения N 62 по ул. Гарнизонной, 32 (в части периода, поименованного в расчете - 01.01.2016-10.04.2016; последующие начисления произведены с 01.04.2020).
Судом апелляционной инстанции произведенный судом первой инстанции расчет задолженности проверен и признан арифметически верным.
Рассматривая требования ПАО "ДЭК" в части взыскания с Учреждения неустойки, суд первой инстанции пришел к следующему.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Так, в силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, принимая во внимание, что факт нарушения обязательства по оплате подтвержден материалами дела, с Учреждения в пользу ПАО "ДЭК" подлежит взысканию неустойка.
Однако, суд первой инстанции, проверив представленный ПАО "ДЭК" установил, что расчет произведен без учета момента возникновения обязательства по оплате.
Также, как установлено судом первой инстанции, ПАО "ДЭК" не принято во внимание постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 5 которого приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
В связи с чем, суд первой инстанции произвел свой расчет, согласно которому с Учреждения в пользу ПАО "ДЭК" подлежит взысканию неустойка за период с 02.01.2021 по 30.06.2021 в размере 34,01 руб.
Судом апелляционной инстанции указанный расчет нестойки проверен и признан арифметически верным.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно взыскал с Учреждения в пользу ПАО "ДЭК" неустойку в вышеуказанном размере.
Кроме того, в силу положений статьи 330 ГК РФ, пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование о взыскании неустойки, начиная с 01.07.2021 по день исполнения обязательства по уплате основного долга, с учетом с учетом моратория, установленного постановлениями Правительства РФ от 26.03.2022 N 474, от 28.03.2022 N 497
Доводов в отношении взысканной неустойки жалобы не содержат.
Доводы жалобы Учреждения и Минобороны России о том, что, согласно информации от филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России от 20.01.2021 N 27/3/750, жилые помещения по адресам: р.п Ванино, ул.Гарнизонная, д. 29 квартира 39 используется Исмановой Ольгой Юрьевной (ордер от 24.12.1990 на Исманова Олега Мурзалимовича), д.32 квартиры 38 и 73 - Чуприс Сергеем Петровичем (ордер от 04.12.1995) и Побережец Алексеем Викторовиче (договор найма от 11.02.2014 N 619), соответственно, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку проанализировав представленные в дело договоры найма, ордера, поквартирные карточки, а также сведения, представленные в пояснениях Учреждения и третьих лиц, установлено, что в отношении объектов, задолженность за которые подлежит взысканию с Учреждения, не доказаны факты их заселения в спорный период, следовательно, не доказан факт регистрации вещных прав на соответствующие объекты.
Доводы жалобы Учреждения о том, что такой вид деятельности, как финансирование содержания общего имущества в МКД в Уставе Учреждения отсутствует, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку Учреждение является лицом, в обязанности которого в заявленный ПАО "ДЭК" и взысканный судом первой инстанции период входило содержание жилых помещений по указанным адресам, в том числе внесение коммунальных платежей, в отсутствие возражений по факту поставки коммунального ресурса.
Доводы жалобы Учреждения о том, что выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги" Учреждению не предусмотрено, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку бюджетное финансирование заявителя жалобы, а также его правовой статус не могут влиять на его освобождение от установленной законом обязанности оплаты поставленного и принятого коммунального ресурса.
Доводы жалобы Учреждения о том, что обоснованных доказательств, подтверждающих виновность действий Учреждения в образовании взысканной задолженности, в материалы дела не представлено, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку факт отсутствия оплаты поставленного коммунального ресурса подтвержден материалами дела.
Доводы жалобы Минобороны России о том, что ПАО "ДЭК" не доказан факт того, что спорные объекты действительно не были заселены и являются пустующим фондом, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
При этом, несогласие заявителей жалоб с оценкой имеющихся в данном споре доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в рамках его рассмотрения, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть возникший спор.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда 17.01.2023 в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2023 по делу N А73-20575/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20575/2021
Истец: ПАО "ДЭК"
Ответчик: ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ
Третье лицо: Администрация городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерство обороны РФ, ООО "ГУЖФ", ООО "Олин", ООО "Управляющая компания Лига ДВ", ФГАУ "Росжилкомплекс"