г. Самара |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А55-2436/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Машьяновой А.В.,
судей Гадеевой Л.Р., Львова Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цабуровой Д.В.,
с участием:
от Прокуратуры РФ - Данчина В.В. (служебное удостоверение),
иные лица, не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2023 года в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Светловского Александра Васильевича на определение Арбитражного суда Самарской области от 01 марта 2023 года, вынесенное по результатам рассмотрения заявления Светловского Александра Васильевича, Шляхтина Максима Геннадьевича о признании недействительным решения собрания участников строительства
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Солнечная долина",
УСТАНОВИЛ:
Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Солнечная долина" (далее - ООО "Солнечная долина", должник), ИНН 7723637348, несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2021 возбуждено производство по делу по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Солнечная долина".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2021 (резолютивная часть определения объявлена 16.06.2021) ООО "Солнечная долина" (ОГРН 1077762931872, ИНН 7723637348) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 1 (один) год.
При рассмотрении дела о банкротстве ООО "Солнечная долина" применены положения параграфа 7 Главы IX Закона о банкротстве.
Конкурсным управляющим ООО "Солнечная долина" утвержден Севостьянов О.Н., член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации "Ассоциация антикризисных управляющих".
Конкурсные кредиторы Светловский Александр Васильевич и Шляхтин Максим Геннадьевич обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания участников строительства от 04.07.2022.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2023 в удовлетворении заявления Светловского Александра Васильевича и Шляхтина Максима Геннадьевича о признании недействительным решения собрания участников строительства (вх. N 225466 от 25.07.2022), отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, Светловский Александр Васильевич обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта норм ст. 270 АПК РФ.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.04.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
07.04.2023 от конкурсного управляющего Савостьянова О.Н. в материалы дела поступил письменный отзыв по существу апелляционной жалобы.
10.04.2023 от Прокуратуры РФ в материалы дела поступил письменный отзыв по существу апелляционной жалобы.
Указанные документы приобщен судом к материалам апелляционного производства в порядке ст. 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РФ возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить определение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судебная коллегия считает, что материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Каких-либо доказательств затруднительности или невозможности своевременного ознакомления с материалами дела в электронном виде в системе "Картотека арбитражных дел" сети Интернет, лицами, участвующими в деле, представлено не было. Отсутствие отзывов на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, по мнению суда апелляционной инстанции, не влияет на возможность рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Главы IX Закона о банкротстве. Конкурсным управляющим утвержден Севостьянов О.Н., член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации "Ассоциация антикризисных управляющих".
Согласно уведомлению от 27.09.2021 требования Светловского Александра Васильевича включены конкурсным управляющим ООО "Солнечная долина" в реестр требований о передаче жилых помещений должника строительный номер 42, строительный адрес: Самарская область, Волжский район, Смышляевская волость, 0,5 км северо-западнее п.г.т. Стройкерамика. в 180 м с правой стороны от подъездной дороги на пос. Петра Дубрава ул. Центральная 42, площадь земельного участка 1009 кв.м., проектная площадь жилого дома 166,72 кв.м., проектная жилая площадь 68,8 кв.м. с указанием оплаченной суммы в размере 5 323 450 (Пять миллионов триста двадцать три тысячи четыреста пятьдесят) рублей.
Согласно уведомлению требования Шляхтина Максима Геннадьевича включены конкурсным управляющим ООО "Солнечная долина" в реестр требований о передаче жилых помещений должника строительный номер 19, строительный адрес: Самарская область. Волжский район, Смышляевская волость, 0,5 км северо-западнее п.г.т. Стройкерамика, проектная площадь жилого дома 119,19 кв.м. с указанием оплаченной суммы в размере 2 619 000 (Два миллиона шестьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Конкурсным управляющим ООО "Солнечная долина" Севостьяновым О.Н. на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 9042750 от 20.06.2022 о назначении собрания участников строительства ООО "Солнечная долина", которое состоится 04.07.2022 в 15 часов 30 минут по адресу: Самарская область, Волжский район, городское поселение Петра Дубрава, ул. Коммунаров, д. 4 (Дом культуры).
Повестка дня собрания участников строительства:
1. Об обращении в Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.
С материалами к собранию можно ознакомиться ежедневно с 27.06.2022 по 04.07.2022 с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: 443041, Россия, г. Самара, ул. Агибалова, д. 48, офис 189, 16 этаж, 2-ой подъезд, вход со стороны двора.
04.07.2022 конкурсным управляющим должника проведено собрание участников строительства ООО "Солнечная долина".
Собрание признано правомочным принимать решения по вопросам повестки дня.
По итогам проведенного собрания участниками строительства большинством голосов принято решение не обращаться в Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.
Полагая, что решение собрания участников строительства от 04.07.2022 не соответствует Закону о банкротстве, поскольку собрание участников проведено конкурсным управляющим при отсутствии решения Фонда о нецелесообразности финансирования завершения строительства объектов незавершенного строительства; конкурсным управляющим не исполнена обязанность по письменному информированию участников строительства о порядке создания, функционирования, преобразования и ликвидации жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе о правах и об обязанностях членов такого кооператива; а также нарушен порядок проведения собрания, Светловский Александр Васильевич, Шляхтин Максим Геннадьевич обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным решения собрания участников строительства.
Отказывая в удовлетворении заявления Светловского Александра Васильевича и Шляхтина Максима Геннадьевича о признании недействительным решения собрания участников строительства, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201.12 Закона о банкротстве собрание участников строительства проводится по правилам статей 12, 13 - 15 настоящего Федерального закона с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 201.12-1 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее двух месяцев со дня принятия Фондом решения о нецелесообразности финансирования мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ), либо, если решение Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации не было получено конкурсным управляющим в течение шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства, конкурсный управляющий организует и проводит собрание участников строительства.
В силу пункта 4 статьи 201.12-1 Закона о банкротстве на собрание участников строительства конкурсный управляющий обязан вынести вопрос:
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством, предусмотренным статьей 201.10 настоящего Федерального закона;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством, предусмотренным статьей 201.11 настоящего Федерального закона;
- о привлечении иного застройщика, который будет являться приобретателем в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства в соответствии со статьей 201.15-1 Закона о банкротстве, при наличии возможности привлечения такого лица.
Так, согласно пункту 1 статьи 201.10 Закона о банкротстве в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий не позднее чем через три месяца со дня принятия Фондом решения о нецелесообразности финансирования завершения строительства объектов незавершенного строительства в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. В указанном случае погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства созданному участниками строительства жилищно-строительного кооператива возможно, если такие участники строительства отказались от получения возмещения в соответствии с пунктом 14 статьи 201.15-1 настоящего Федерального закона.
В состав материалов, подлежащих рассмотрению собранием участников строительства, включается заключение конкурсного управляющего о возможности или невозможности передачи объекта незавершенного строительства, отчет об оценке прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, проект решения о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заключение конкурсного управляющего должно содержать:
1)обоснование возможности или невозможности (в том числе технической и финансовой, а также с учетом требований настоящей статьи) передачи объекта незавершенного строительства;
2)сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства;
3)сведения о размерах финансирования и сроках, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
Исходя из представленной конкурсным управляющим информации, на собрании приняли участие участники строительства с правом голоса в размере 95,337 % от общего числа участников строительства, из которых проголосовали за обращение в Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу - 0,882 %, против - 97,772 %, воздержались - 0,695 %. Указанные результаты отображены в протоколе собрания участников от 04.07.2022.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте ЕФРСБ, а также сведениям, представленным конкурсным управляющим в материалы дела, уведомления кредиторам о проведении собрания направлены 20.06.2022, кроме того уведомления о проведении собраний размещены на сайте ЕФРСБ 20.06.2022 с повесткой - обращение в суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.
Возможность ознакомиться с материалами и информацией к собранию участников предоставлена ежедневно с 27.06.2022 по 04.07.2022 с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: 443041, Россия, г. Самара, ул. Агибалова, д. 48, офис 189, 16 этаж, 2 -ой подъезд, вход со стороны двора.
Таким образом, уведомления о проведении собрания направлены кредиторам и размещены в открытом доступе за 14 дней до проведения собрания. На собрании, состоявшемся 04.07.2022, имелся кворум участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства; решение по поставленным на собрании вопросам, приняты более чем половиной от числа голосов участников строительства.
Кроме того, Светловский А.В. и Шляхтин М.Г. присутствовали на собрании 04.07.2022, что подтверждается журналом регистрации собрания участников строительства ООО "Солнечная долина", в связи с чем права заявителей не нарушены.
В состав материалов, подлежащих рассмотрению собранием участников строительства, включается заключение конкурсного управляющего о возможности или невозможности передачи объекта незавершенного строительства, отчет об оценке прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, проект решения о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 2 статьи 210.10 Закона о банкротстве).
Согласно уведомлениям о проведении собраний кредиторов, размещенных в открытом доступе на сайте ЕФРСБ, конкурсным управляющим размещена информация о возможности заблаговременно ознакомиться с материалами для проведения собраний. В качестве информации к собранию представлен отчет о возможности либо невозможности передачи объекта, отчет об оценки земельных участков, а также типовой устав жилищностроительного кооператива.
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2012 N 558 (ред. от 10.02.2017) "Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации" утвержден типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации, который содержит необходимую информацию о порядке создания, реорганизации и ликвидации такого кооператива, в связи с чем довод заявителей о том, что конкурсным управляющим не разъяснен порядок образования, реорганизации и ликвидации жилищно-строительного кооператива, судом отклоняется.
Заключение, подготовленное конкурсным управляющим, содержит необходимую информацию о возможности, либо невозможности передачи объектов создаваемому жилищно-строительному кооперативу, на основании которого собранием кредиторов и было принято соответствующее решение.
Довод заявителей о том, что указанное заключение не содержит необходимой информации, признан судом первой инстанции не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Согласно сведениям ЕФРСБ конкурсным управляющим 28.06.2022 N 9100824 размещен отчет оценщика о рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих застройщику, согласно которому стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0301014:56 площадью 524 036 кв.м., с видом разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" составила 223 801 000,00 руб.; земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:275 площадью 688 876 кв.м., с видом разрешенного использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" составила 294 463 000,00 руб.
Таким образом, конкурсным управляющим на собрание кредиторов представлена необходимая и предусмотренная Законом о банкротстве информация, существенных нарушений процедуры организации и проведения собраний не допущены. Заявителями не представлено доказательств того, что повторный учет голосов двух кредиторов мог повлиять на результат голосования по спорным вопросам.
Согласно доводам заявителей конкурсным управляющим проведено собрание участников строительства при отсутствии решения Фонда о нецелесообразности финансирования завершения строительства объектов незавершенного строительства.
Суд определениями от 08.12.2022, 28.12.2022 обязал Фонд предоставить решение о финансировании либо нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с положениями пунктов 3.1, 3.1-1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта (далее соответственно -решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным данной статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования. Соответствующее решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика. О принятом решении Фонд уведомляет арбитражного управляющего в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия Фондом соответствующего решения.
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 27.04.2022 N 305-ЭС22-1107 по делу NА40-41269/2021, из статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 214-ФЗ) следует, что механизмы Фонда могут быть применены только в случае, если отношения застройщика и участников строительства регулируются указанным законом.
Несмотря на отнесение Законом N 214-ФЗ строительство индивидуальных жилых домов в границах малоэтажной жилой застройки в объектам, регулируемым указанных законом, вместе с тем, действие данного закона распространяется на правоотношения по договорам долевого участия в строительстве таких объектов с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 2 Закона N 214-ФЗ под застройщиком понимается хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство; под малоэтажным жилым комплексом в целях указанного Федерального закона понимается совокупность индивидуальных жилых домов и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Согласно пункту 1.3 статьи 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса только после утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке проекта планировки территории и проекта межевания территории, которыми определяются границы территории малоэтажного жилого комплекса, получения одного разрешения на строительство в отношении проекта строительства или его этапа, предусмотренного проектной декларацией, и государственной регистрации права собственности застройщика на расположенный в границах территории малоэтажного жилого комплекса земельный участок или земельные участки, имеющие смежные границы (далее - земельный участок), либо договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и раскрытия информации, указанной в части 3.3 статьи 3.1 данного закона.
В договоре в отношении индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса согласно части 4.5 статьи 4 Закона N 214-ФЗ должно быть предусмотрено, что передача застройщиком индивидуального жилого дома с земельным участком участнику долевого строительства происходит только после завершения строительства (создания) общего имущества при условии завершения строительства всех индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса, предусмотренных проектом строительства (проектом этапа строительства) и проектной декларацией, и осуществления ГКУ индивидуального жилого дома и земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом.
Согласно пункту 4.2 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве в отношении индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса должен содержать, в том числе:
1)определение подлежащих передаче земельного участка и индивидуального жилого дома, в том числе:
а)площадь земельного участка, условный номер земельного участка, подлежащего образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, адрес земельного участка (при наличии), кадастровый номер земельного участка (в случае, если на день заключения указанного договора земельный участок образован в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости);
б) вид права, на котором земельный участок подлежит передаче участнику долевого строительства;
в) реквизиты утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории, схему расположения сетей;
г) план индивидуального жилого дома с указанием сведений о количестве этажей, в том числе подземных этажей (при их наличии), площади, материале наружных стен и межэтажных перекрытий, количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования;
д) обязательство осуществить строительство (создание) объектов, которые будут входить в состав общего имущества, в соответствии с утвержденными проектом планировки территории, проектом межевания территории и проектной декларацией (далее также - общее имущество);
е) перечень объектов, которые будут входить в состав общего имущества.
Исходя из фактических обстоятельств дела, документация по планировке территории, включая проект межевания территории и схему размещения инженерных сетей, в отношении малоэтажного жилого комплекса не подготовлена и не утверждена, состав общего имущества, включая объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктур, месторасположение такого имущества, которое должно быть передано участникам строительства малоэтажного жилого комплекса, не определено, разрешение на строительство объектов не получено, договоры долевого участия строительства не содержат необходимую информацию о земельном участке, образованном в соответствии с проектом межевания территории, сведений о составе общего имущества и прав на него.
При этом утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 N 1192 Правилами принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (далее - Правила), предусмотрено, что для рассмотрения Фондом вопроса о финансировании завершения строительства конкретного объекта незавершенного строительства или выплаты возмещения гражданам, и принятия соответствующего решения Наблюдательным советом Фонда, необходимо наличие совокупности условий.
В частности, в соответствии с пунктами 5, 8 Правил решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, а также на основании полученных документов и информации об объекте незавершенного строительства. Такое ходатайство должен предусматривать предельный объем софинансирования за счет средств субъекта.
Наблюдательный совет Фонда не принимает решение о финансировании, либо решение о нецелесообразности финансирования в отношении расположенных на территории субъекта Российской Федерации - учредителя унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Закона N 214-ФЗ, многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и объектов инфраструктуры застройщика, если в соответствии с частью 1 статьи 21.3 данного закона нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о создании фонда субъекта Российской Федерации предусмотрено, что финансирование мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в соответствии с частью 1 статьи 21.1 данного Федерального закона осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации без их финансирования за счет средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых Фондом (пункт 4).
В данном случае документация по планировке территории, включая проект межевания территории, не утверждена, отсутствует разрешение на строительство, проектная документация на строительство малоэтажного жилого комплекса либо его этап застройщиком не подготавливалась, соответственно документация, установленная Правилами N 1192 и необходимая для принятия Фондом решения о целесообразности, либо нецелесообразности финансирования соответствующих мероприятий в Фонд не направлялась в связи с ее отсутствием.
Таким образом, для регулирования отношений Законом N 214-ФЗ необходимо соответствие его условиям, которые в данном случае отсутствуют, в связи с чем решение о целесообразности, либо нецелесообразности финансирования соответствующих мероприятий Фондом не принималось.
Законодатель предусмотрел особенности погашения требований граждан -участников строительства по денежным обязательствам и особенности расчетов с кредиторами в случае реализации предмета залога в деле о банкротстве застройщика. Средства, вырученные от реализации предмета залога и (или) прав на него, перечисляются покупателем на специальный банковский счет должника. Зачисленные на этот счет средства в установленном законодателем процентном соотношении распределяются на погашение требований кредиторов.
По общему правилу с момента признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера трансформируются в денежные (абзац седьмой пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, абзац второй пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"). Такие требования подлежат денежной оценке, они рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве и удовлетворяются в общем порядке, предусмотренном статьями 134, 142, 201.9 Закона о банкротстве.
Таким образом, после открытия в отношении должника конкурсного производства его обязательство по передаче в пользу покупателя (инвестора) объекта недвижимого имущества трансформируется в денежное. Наступление предусмотренного договором купли-продажи, либо договором инвестирования правового последствия в виде перехода права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю (от застройщика к инвестору) становится невозможным.
Согласно имеющейся у Фонда информации участники долевого строительства в количестве 212 удовлетворены субъектом самостоятельно за счет средств субъекта в соответствии с государственной программой Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684, путем предоставления жилых помещений вне проблемного объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения собрания участников строительства от 04.07.2022.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, с учётом обстоятельств установленных в рамках настоящего обособленного спора, принимая во внимание доказательства имеющиеся в материалах настоящего обособленного спора, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены верно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта обжалуемого по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 01 марта 2023 года по делу N А55-2436/2021 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Машьянова |
Судьи |
Л.Р. Гадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2436/2021
Должник: ООО "Солнечная долина"
Кредитор: Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"
Третье лицо: Алемпьев Василий Ильич, Галузина Лариса Александровна, ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области, к/у Севостьянов Олег Николаевич, Ларкин Сергей Юрьевич, Мамаевский Александр Юрьевич, Милехин Николай Владимирович, Министерство строительства самарской области, МИФНС России N 18 по Самарской области, ООО "БизнесАктив", ООО "Капитал Н", ООО Комитет кредиторов "Солнечная долина", ООО "Промет", ООО "Фрегат", ООО Частная охранная организация Дельта Щит, Рассказов А.Ф., САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", Светловский Александр Васильевич, Севостьянов Олег Николаевич, Слугин Сергей Викторович, Трушина Дарья Романовна, Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Самарской Области, Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Самарской Области, Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Хамитова Г.З., Чижикова Ольга Николаевна, Шляхтин Максим Геннадьевич
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4959/2024
15.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8165/2024
05.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7860/2024
10.04.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1407/2024
17.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5063/2023
17.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5032/2023
24.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25751/2022
31.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12084/2022
30.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11789/2022
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2436/2021