г. Москва |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А40-140646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЦС "Звездочка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2022 по делу N А40-140646/22,
по иску АО "ЦС "Звездочка"
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности и неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Константинова Т.В. по доверенности от 02.03.2022,
от ответчика: Аскеров Э.Ш.о. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА" обратилось в арбитражный суд с иском к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании, с учетом заявления в порядке ст. 49 АПК РФ, задолженности в размере 49 077 679,71 руб., неустойки в размере 5 975 207,50 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы
Ответчик возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ (Заказчик, МО РФ) и акционерным обществом "Центр судоремонта "Звездочка" (Исполнитель, Общество) заключен Государственный контракт N Р/1/2/0937/ГК-17-ДГОЗ от С 1.04.2017 {далее по тексту - Контракт) на выполнение работ: "Грузчик" - доковый комплекс - поддержание технической готовности" на 2017 и плановый период 2018- 2019 гг. (Приложение 1).
По условиям Контракта, Исполнитель обязуется в пределах цены Контракта (299 744 697,40 рублей (п.4.1. Контракта)) в установленный Контрактом срок (до 10.11.2019 (п.15.2. Контракта)) выполнить Работы, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы (п.2.1., п.2.2. Контракта).
В силу п.4.4. Контракта цена является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную не позднее трех месяцев до окончания выполнения Работ по Контракту в соответствии с заключением 314 ВП на фиксированную не НУ выполнения Работ по каждому ПСОР, на основании протокола фиксированной цены.
Согласно п. 10.3. Контракта оплата за фактически выполненные Работы осуществляется Заказчиком в течение 30 банковских дней после предоставления Исполнителем Заказчику: сводного счета, счета-фактуры, Сводного акта сдачи-приемки, удостоверения ВП о соответствии результата Работ условиям Контракта и заключения ВП по цене Работ.
Истец указывает, что работы по Контракту выполнены Исполнителем в полном объеме и приняты Получателем без замечаний. По завершению выполнения Работ в соответствии с условиями Контракта Обществом в адрес Заказчика направлены Сводный акт N 2/555/15354, акты сдачи-приемки выполненных работ, подписанные Получателем и 314 ВП, удостоверения 314 ВП и заключения на фиксированную цену (исх. 555-18/3547 от 18.12.2019 {Приложение 2)). В связи с уклонением Заказчика от подписания Сводного акта и в соответствии с ч.4 ст.753 ГК РФ Общество 22.12.2020 исх.N 555-18/3135 направило в адрес Заказчика односторонний Сводный акт сдачи-приемки выполненных работ N 2/555/15354 с отметкой об отказе от его подписания Заказчиком; счет-фактуру N 3754 от 24.12.2020; сводный счет N 0310-351 от 24.12.2020.
Таким образом, истец считает, что у ответчика возникли обязательства по окончательному расчету с АО "ЦС "Звездочка" за выполненные Работы по Государственному контракту N Р/1/2/0937/ГК-17-ДГОЗ от 01.04.2017 в сумме 49 077 679,71 рублей, которые ответчиком не оплачены.
Истец также просит взыскать с ответчика неустойку на основании п.11.9. Контракта в размере 5 975 207,50 руб.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в иске, поскольку установил, что затраты истца документально не подтверждены, также отсутствуют основания для оплаты дополнительных работ.
Так, суд верно установил, что в соответствии с пунктом 4.4 Контракта ориентировочная цена Контракта подлежит переводу в фиксированную не позднее 3 (трех) месяцев до окончания выполненных работ.
При исх. от 25 ноября 2019 г. N 235/1/9/8197дсп и от 9 декабря 2019 г. N 235/1/2/14760 Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа (далее - ДОГОЗ МО) направлены комплекты расчетно-калькуляционных материалов и заключения 314 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в адрес Департамента государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДАГК МО) для перевода ориентировочной цены выполнения работ по Контракту в фиксированную.
В результате рассмотрения расчетно-калькуляционных материалов ДАГК МО РФ выданы заключения от 26 декабря 2019 г. N 214/9367дсп V-214 9362дсп на фиксированную цену выполненных работ в 2017 - 2019 годах по Контракту.
Кроме того, часть представленных материалов не соответствует Положению о государственном регулированию цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 и приказу ФАС России от 26 августа 2018 г. N1138/19 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465" и возвращены без реализации на доработку.
С целью получения заключения ДАГК МО РФ по переводу цены Контракта из ориентировочной в фиксированную ДОГОЗ МО РФ подготовлено и направлено обращение от 28 декабря 2019 г. N 235/1/2/10047дсп в адрес Исполнителя о представлении до 15 января 2020 г. комплекта расчетно-калькуляционных материалов за выполненные работы по Контракту, оформленные с учетом устранения замечаний указанных в заключениях ДАГК МО РФ.
ДОГОЗ МО РФ повторно направлены комплекты расчетно-калькуляционных материалов по Контракту в адрес ДАГК МО РФ при исх. от 24 января 2020 г. N 235/1/2/279дсп и от 28 февраля 2020 г. N 235/1/2Л374дсп.
По результатам рассмотренных расчетно-калькуляционных материалов ДАГК МО РФ выдано заключение N 214/1649дсп от 3 марта 2020 г. фиксированной цены выполненных работ в 2017 - 2019 годах по Контракту и при исх. от 4 марта 2020 г. N 235/1/2/1519дсп ДОГОЗ МО РФ направлена копия заключения в адрес Исполнителя.
В ДАГК МО РФ в рамках государственного контракта были представлены обосновывающие документы по переводу в фиксированные цены выполненных работ на сумму 237 123 796 руб. 32 коп. (без НДС) в соответствии с протоколами согласования объемов работ: ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/8 (пункт 33), ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/8 (пункт 27 доп), ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/9 (пункт 50, пункт 51, пункт 53), ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/7 (пункт 29 доп.), ПСОР N ПД72/2017/2018/2019/10 (пункт 25.1, пункт 42, пункт 44, пункт 45, пункт 47, пункт 48, пункт 49), ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/2, ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/2, ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/4 (пункт 20, пункт 21, пункт 22, пункт 23, пункт 24), ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/6 (пункт 26), ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/6 (пункт 29, пункт 30, пункт 31, пункт 32), ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/5 (пункт 28) и ПСОР N ПД72/2017/2018/2019/7 (пункт 37, пункт 38, пункт 39, пункт 52), ПСОР N ПД72/2017/2018/2019/1, ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/1.
Фиксированная цена выполненных работ по заключению Департамента составила - 176 071 498 руб. 53 коп. (без НДС).
По результатам проведенного анализа представленного комплекта РКМ, а так же заключений 314 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (исх. N 314/1000-N 314/1001 от 19.11.2018; N314/1126-N314/1128 от 22.11.2019; N 314/1182-N 314/1184, N314/1186 05.12.2019) снижение стоимости выполненных работ составило 61 052 297,79 (без НДС), в том числе по работам в соответствии с ПСОР NПД-72/2017/2018/2019/1 и ПСОРN ПД78/2017/2018/2019/1 - 9 984 191,12 руб., в том числе: затраты на сырье и материалы - 8 804 454,72 руб. (из них по работам соисполнителей снижение составило на сумму 8 795 536,68 руб., в т.ч. по соисполнителю МТПС "Арктика" на 7 410 469,53 руб.
Корректировка предложения соисполнителя в сторону уменьшения обусловлена снижением затрат по следующим статьям: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, накладные расходы, прибыль); -затраты на оплату труда ОПР - 127 396,11 руб.; - отчисления на социальные нужды - 43 989,67 руб.; - специальных затрат - 130,58; - накладные расходы - 349 787,47 руб.; - прочие производственные затраты - 75 118,00 руб.; - прибыль - 575 314,57 руб.; соисполнителю МТПС "Арктика" на 7 994 465,67 руб. Корректировка предложения соисполнителя в сторону уменьшения обусловлена снижением затрат по следующим статьям: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, накладные расходы, прибыль); - прибыль - 79 944,66 руб.; по работам в соответствии с ПСОР N ПД-78/2017/2018/2019/8 (п. 27 доп.) - 903 319,80 руб., в том числе: затраты на сырье и материалы - 894 376,04 руб. (в т.ч. по соисполнителю ЗАО "Бриг СФ" на 894 376,04 руб. Корректировка предложения соисполнителя в сторону уменьшения обусловлена снижением затрат по следующим статьям: - затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, накладные расходы, прибыль); - прибыль - 8 943,76 руб.; по работам в соответствии с ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/9 (п.50, п.51, п.53) и ПСОРN ПД-78/2017/2018/2019/7 (п.29 доп.) -1 978 489,12 руб., в том числе: - затраты на оплату труда ОПР - 318 793,49 руб.; отчисления на социальные нужды - 108 863,24 руб.; накладные расходы - 1 223 590,46 руб.; прибыль - 327 241,93 руб.; по работам в соответствии с ПСОР N ПД-72/2017/2018/2019/10 (п. 25.1,п. 42, п. 44, п. 45, п. 47, п.48, п.49) - 9 482 018,45 руб., в том числе: затраты на сырье и материалы - 9 388 137,08 руб. (в т.ч. по соисполнителю МТПС "Арктика" на 9 206 127,14 руб. Корректировка: предложения соисполнителя в сторону уменьшения обусловлена снижением затрат по следующим статьям: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, накладные расходы, прибыль); прибыль - 93 881,37 руб. Уровень рентабельности (прибыли) определен в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г..V" 1465.
Пояснения причин отклонения по фиксированной цене выполненных работ были направлены письмом от 07 апреля 2020 г. исх. N 214/3049. Несогласия с уровнем фиксированной цены выполненных работ в адрес ДАГК МО РФ от Исполнителя не поступало.
Исключение ДАГК МО РФ экономически необоснованных затрат суд признал обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства о регулировании цен государственных контрактов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно письму ФАС России от 30 декабря 2016 г. N ДФ 92147/16 "По вопросу предоставления расчетно-калькуляционных материалов на поставляемую продукцию" вопросы, касающиеся обоснования цены поставляемой продукции и представления соответствующих расчетно-калькуляционных материалов исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, регулируются нормами п. 1 ст. 7.1, п. 1, 19 ч. 1, п. 8, 19 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - ФЗ N 275-ФЗ) и абзаца 4 пункта 9 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении 5 закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 ФЗ N 275-ФЗ, госрегулирование цен основывается на принципе соблюдения баланса интересов госзаказчика и головного исполнителя, исполнителя.
В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 8 ФЗ N 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонном} заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам).
Таким образом, определение состава исполнителей и обоснование с их участием цены на продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта) по государственному оборонному заказу является обязанностью головного исполнителя.
Согласно п. 46 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1465) в случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственном) заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов.
Как верно установил суд первой инстанции, для перевода цены из ориентировочной в фиксированную необходимо наличие протокола по фиксированной цене работ, выдаваемого Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, которое является доказательством выполнения работ в согласованной стоимости.
С учетом положений Закона N 275-ФЗ, денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями.
При этом из положений Контракта и норм действующего законодательства прямо не следует, что 314 ВП МО РФ и военные представительства на предприятиях-поставщиках (предприятиях-кооперации) уполномочены определять фиксированную цену выполненных работ. Функция военных представительств сводится лишь к выдаче заключений, используемых Заказчиком в качестве рекомендации при согласовании фиксированной цены.
С учетом изложенного, надлежащим доказательством согласования фиксированной цены выполненных работ является протокол фиксированной цены, подписанный со стороны ДАГК МО РФ.
В адрес 314 ВП МО РФ согласованные протоколы фиксированных цен и дополнительные соглашения к ГК о переводе цен из ориентировочных в фиксированные не поступали. Обратное не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, более того были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2022 по делу N А40-140646/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140646/2022
Истец: АО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ