г. Ессентуки |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А63-12242/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Родина" - Цикуева Б.Х. (доверенность от 11.01.2023 N 549), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Родина" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.02.2023 по делу N А63-12242/2022 (судья В.В. Галушка) по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Родина" (ст. Расшеватская, ОГРН 1022602823935, ИНН 2615012290) к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013163, ИНН 2636055263) об отмене постановления от 12.07.2022 N 07/770-2022 и прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Родина" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об отмене постановления Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - Комитет) от 12.07.2022 N 07/770-2022 и прекращении производства по делу.
Произведена замена Комитета на правопреемника - Министерство экономического развития ставропольского края (далее - Министерство).
Решением суда от 03.02.2023 признано незаконным и отменено постановление Комитета в части административного штрафа, превышающего 75000р, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу в арбитражном суде прекращено. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Кооператива состава вменяемого правонарушения, соблюдением Комитетом порядка привлечения кооператива к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, Кооператив обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства дела. Комитетом допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения. Также поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с информацией от 28.10.2021 N у8- 12666/07 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу, содержащей данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, Кооператив своевременно не зафиксировал в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) алкогольную продукцию, поставленную обществом с ограниченной ответственностью "Ставропольская водно-пивная компания" ИНН 2635059868 (далее - ООО "СВПК") по товарно-транспортной накладной от 16.07.2021 N СВ 1607/0489. Фактически алкогольная продукция по названной товарно-транспортной накладной получена Кооперативом 16.07.2021, а ее фиксация принятия в ЕГАИС осуществлена 12.05.2022, то есть с нарушением положений Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397).
По результатам административного расследования 15.06.2022 должностным лицом Комитета в отношении Кооператива составлен протокол об административном правонарушении N 07/770-2022 и 12.07.2022 вынесено постановление о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000р.
Считая постановление Комитета о назначении административного наказания незаконным, нарушающим права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Кооператива, пришел к выводу о доказанности Комитетом признаков состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ. Установив, что у Кооператива имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Пришел к выводу о соблюдении Комитетом порядка привлечения Кооператива к административной ответственности. Судом исследован довод Кооператива о том, что его представитель не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении. Сделан вывод, что доверенность от 14.03.2022 N 327 (л.д. 56) является надлежаще оформленной, из содержания указанной доверенности следует, что выдана гр. Цикуеву Б.Х. с правом на рассмотрение и участие в административных делах, в том числе Комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Однако доверенность не содержит специальных полномочий по делам об административных правонарушениях, в том числе связанных с получением под роспись и передача (вручение) доверителю извещений (уведомлений) о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и определений о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях, подписи актов проверок, протоколов об административных правонарушениях, ходатайств, определений и постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний об устранении нарушения законодательства, предупреждений о допущенном правонарушении, объяснений и иных необходимых документов, вытекающих из осуществления мероприятий по государственному регулированию алкогольного рынка надзору и производства по делам об административных правонарушениях. Проверив порядок привлечения Кооператива к административной ответственности, суд в решении указал, что Комитет обеспечил соблюдение процессуальных гарантий Кооператива, не лишил его возможности представить свои объяснения по факту вмененных нарушений и представить соответствующие доказательства.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, доверенность представителя Кооператива - юрисконсульта Цикуева Б.Х. от 14.03.2022 N 327 уполномочивает его представлять интересы Кооператива вести дела в судах РФ (арбитражных, общей юрисдикции, третейских, мировых), прокуратуре, полиции, государственных и муниципальных администрациях, Федеральной службе по ветеринарному надзору и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике, земельных органах, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, нотариальных органах и других государственных учреждениях, Государственных инспекциях труда, ИФНС, органах МЧС и гражданской обороны, Министерстве природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края, Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, ГБУ СК "Земельный фонд Ставропольского края", Комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, а также в кооперативных общественных организациях и предприятиях при рассмотрении любых дел и вопросов, в том числе рассмотрение и участие в административных делах.
Представленная доверенность соответствует требованиям действующего законодательства и содержит полномочия на представление интересов Кооператива, в том числе во всех органах, включая Комитет, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Следует отметить, что Кооператив надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Не допустив представителя Кооператива по надлежаще оформленной доверенности к участию в составлении протокола об административном правонарушении, Комитет нарушил порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, нарушил его права и законные интересы, предусмотренные статьями 25.1, 29.7 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае представитель Кооператива был лишен возможности квалифицировано возражать и представлять объяснения по существу выявленного правонарушения и представить исчерпывающие доказательства по делу. Допущенное Комитетом процессуальное нарушение носит существенный характер, повлекло нарушение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Нарушение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа. Неправомерное недопущение Комитетом к участию в составлении протокола об административном правонарушении представителя Кооператива с надлежащими полномочиями является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Из содержания представленной Кооперативом доверенности от 14.03.2022 N 327, не усматривается двусмысленность в формулировках. Доверенность содержат конкретные полномочия представителя на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении и участие в рассмотрении органами государственной власти, в том числе отдельно оговорено о представлении интересов Кооператива в Комитете.
При наличии у административного органа сведений о надлежащем извещении законного представителя о времени и месте совершаемых в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, процессуальных действиях, представленная Кооперативом доверенность не может расцениваться Комитетом как общая доверенность, лишающая возможности представителя кооператива в участии в административном производстве.
При этом какое-либо правовое обоснование законности таких действий Комитетом не дано и в материалы дела не представлено. Отметка о недопуске явившегося представителя с указанием причины такого недопуска в протоколе об административном правонарушении от 15.06.2022 отсутствует.
Доверенность на участие в конкретном административном деле является лишь одним из доказательств надлежащего извещения, выдавшего подобную доверенность, законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения административного дела (при отсутствии иных доказательств данного обстоятельства). При наличии других доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности об указанных процессуальных действиях, наличие у представителя специальной или общей доверенности правового значения не имеет. Поскольку у Комитета имелись доказательства надлежащего извещения Кооператива о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 15.06.2022, то у административного органа отсутствовали основания для недопуска представителя Кооператива - Цикуева Б.Х. к участию в составлении протокола об административном правонарушении по доверенности от 14.03.2022 N 327.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 15.06.2022, составленный с существенным нарушением требований закона (статьи 28.2 КоАП РФ), является недопустимым доказательством по делу и не может быть положен в основу постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума 6 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", имеются основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Комитета от 12.07.2022 по делу об административном правонарушении N 07/770-2022.
Довод Комитета о том, что протокол об административном правонарушении является средством фиксации нарушения, а свои права и гарантии защиты Кооператив имел возможность реализовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, подлежит отклонению. Представитель Кооператива был лишен возможности квалифицировано возражать и представлять объяснения по существу выявленного правонарушения и представить исчерпывающие доказательства по делу при составлении протокола об административном правонарушении. Кооперативом обжалуется постановление об административном правонарушении, как самостоятельный процессуальный документ, в основании которого заложен протокол, составленный с нарушением действующих норм КоАП РФ. Получение копии протокола представителем Кооператива непосредственно после его составления, не свидетельствует об обеспечении соблюдения гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, в том виде, в котором они предусмотрены законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований Кооператива у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем апелляционную жалобу Кооператива надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить как принятое с нарушением пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, заявление Кооператива удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Комитета от 12.07.2022 N 07/770-2022 о привлечении Кооператива к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.02.2023 по делу N А63-12242/2022 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 12.07.2022 N 07/770-2022.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз "Родина" (ст. Расшеватская, ОГРН 1022602823935, ИНН 2615012290) из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12242/2022
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛХОЗ "РОДИНА"
Ответчик: КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Цикуев Бекхан Хасанович, Чубова Инна Валентиновна