г. Москва |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А40-229575/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Нестеровой М.Е., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-229575/2022
по заявлению: акционерного общества "ТРАСТ-РЕЗЕРВ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
третье лицо: ПАО "Россетти"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Бирюкова Е.А. дов. от 10.01.2023 |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. дов. от 24.04.2023 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования акционерного общества "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" (заявитель, общество, АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ") о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (регистрирующий орган, управление, Управление Росреестра по Москве) от 05.10.2022 N КУВД-001/2022-26290136, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, отказе в удовлетворении заявленных требований.
В деле участвует третье лицо - ПАО "Россетти", представитель которого в судебное заседание не явился, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд не выяснил обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, обжалуемый судебный акт не может быть признан законным.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 24.06.2022 в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2022-26290136 в рамках единой учетно-регистрационной процедуры обратилось АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" о государственной регистрации соглашения об изменений условий договора аренды в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003056:2811, расположенное по адресу: Москва, ул. Самарская, д. 1.
В качестве основания для проведения государственной регистрации представлено дополнительное соглашение N 1 от 14.01.2019 к Договору аренды нежилых помещений N ОДА-АР-09 от 19.11.2018.
Уведомлением от 05.07.2022 N КУВД-001/2022-26290136/2 Управление приостановило государственную регистрацию вышеуказанного соглашения до 05 октября 2022 года.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 05.10.2022 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации прав, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2022-26290136.
Не согласившись с указанным решением, АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Судом установлено, что АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 77:01:0003056:2811, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Самарская, д. 1, общей площадью 68 871,2 кв. м, о чем в ЕГРН 26.07.2018 сделана запись N 77:01:0003056:2811-77/012/2018-1.
19.11.2018 АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" (далее - Арендодатель) и ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ПАО "ФСК ЕЭС") (далее - Арендатор) был заключен Договор аренды N ОДА-АР-09 (далее - Договор аренды) нежилых помещений на срок по 29.02.2024 включительно общей площадью 15 324,1 кв.м, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0003056:2811 по адресу: г. Москва, ул. Самарская, д. 1, прошедший 28.02.2019 государственную регистрацию в Управлении Росреестра по г. Москве за N 77:01:0003056:2811- 77/011/2019-3.
14.01.2019 между Арендодателем и Арендатором было заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору аренды N ОДА-АР-09 от 16.11.2018 (далее - Дополнительное соглашение), согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает дополнительно к ранее переданным помещениям, помещения общей площадью 990,7 кв. м, расположенных на 3-м этаже: помещение I, комнаты 2,35- 10, часть комнаты 35, границы которых отмечены на поэтажном плане, являющимся Приложением N 1 к Дополнительному соглашению и далее полностью перечислен предмет аренды.
АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ" обращаясь в управление, совместно с Договором аренды на государственную регистрацию были представлены: платежное поручение об оплате государственной пошлины, согласие Залогодержателя на заключение и государственную регистрацию дополнительного соглашения, необходимые подтверждения полномочий подписантов договора аренды, а также нотариально заверенная доверенность на представителя Заявителя.
Приостанавливая государственную регистрацию вышеуказанного соглашения, управление указывает, что представленным дополнительным соглашением меняется предмет аренды, в состав которого, входит в том числе часть комнаты 35, расположенной на 3-м этаже, нет индивидуализации и обособленности, и требуется предоставление технического плана, а также соответствующее самостоятельное заявление Объекта недвижимости на изменение его основных характеристик.
30.06.2022 по заявлению N MFC-0558/2022-1025018-1, 21.07.2022 по заявлению N MFC-0558/2022-1139875-1 были предоставлены дополнительные документы.
Между тем, в государственной регистрации было отказано на основании п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также п. 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", где помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении, однако часть комнаты 35, расположенная на 3-м этаже не обособлена от других помещений.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ органом регистрации прав осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о недвижимости и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Федерального закона N 218-ФЗ о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В силу пункта 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
В соответствии с ч. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как разъяснено в абзаце первом пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (далее - постановление N 73) стороны могут также заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Судом установлено, что в приложении N 1 к Дополнительному соглашению в соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ, стороны четко указали все графические данные, позволяющие однозначно установить имущество, подлежащее передаче Арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно абзацу 5 пункта 9 Постановления N 73, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
В силу пункта 1 статьи 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации; сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 44 данного Закона, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
Кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав в порядке части 5 статьи 44 Закона о регистрации недвижимости осуществляется исключительно в целях отражения в кадастре недвижимости сведений об установленном на объект недвижимости обремени в виде аренды, а не для введения в гражданский оборот нового самостоятельного объекта недвижимости.
Осуществление кадастрового учета в данном случае не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, поэтому для осуществления кадастрового учета соответствующей части здания или помещения не требуется, чтобы она обладала свойствами обособленности и изолированности. При этом описание соответствующей части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
В настоящем деле кадастровый учет осуществляется по специальным правилам, предусмотренным статьей 44 Закона о регистрации недвижимости с учетом функциональной специфики такого учета (конкретизация установленного на объект недвижимости обременения). Объект аренды (часть здания, подлежащая передаче в пользование) сторонами согласован (приложением к договору является документ, содержащий графическое описание соответствующей части здания), разногласий относительно местоположения, границ и площади данного объекта между сторонами Договора аренды не имеется.
Между тем, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемых уведомлений, поскольку заявителем в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы, для осуществления государственного кадастрового учёта, в связи с чем, оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-229575/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229575/2022
Истец: АО "ТРАСТ-РЕЗЕРВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ"