г. Тула |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А68-1405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Сентюриной И.Г. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жихаревой В.О., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", г. Тула, ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) - представителей Чукановой З.Е. (доверенность от 12.12.2022) и Феофиловой Л.А. (доверенность от 12.12.2022), от муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" (далее - МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина", Тульская область, г. Ефремов, ИНН 7113066083, ОГРН 1067142000232) - директора Ивановой С.С. (выписка из приказа от 29.12.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2023 по делу N А68-1405/2021 (судья Чигинская Н.Е.),
УСТАНОВИЛ:
ООО "МСК-НТ" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" о взыскании 12 785 руб. 30 коп. долга по оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 и 3 808 руб. 05 коп. неустойки за период 02.01.2021 по 30.04.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечена администрация муниципального образования город Ефремов (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 12 785 руб. 30 коп. долга, 3 348 руб. 77 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение Арбитражного суда Тульской области, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что истец не доказал оказание услуг ответчику. Указывает, что судом области не доказан факт заключения договора, а истцом не соблюдена процедура его заключения. По мнению апеллянта, у него отсутствует обязанность по оплате услуг регионального оператора ввиду отсутствия документов, регламентирующих тарифы на услуги по обращению с ТКО для музеев в период реставрационных работ. Полагает, что региональный оператор должен был заключить договор с подрядчиком, осуществляющим реставрационные работы. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы на основании доводов, изложенных в отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направило, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РПФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 ООО "МСК-НТ" приступило к осуществлению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Тульской области.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156)).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своей официальном сайте в сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет Региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку, в которой указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочих день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет" (п. 8 (17) Правил N 1156).
Условия публичной оферты опубликованы 05.12.2018 на официальном сайте ООО "МСК-НТ" в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете "Тульские известия" от 07.12.2018 N 181.
В обоснование исковых требований истец указал, что 01.01.2020 между ООО "МСК-НТ" (региональным оператором) и МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" (потребителем) заключен контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТФ-Д-Ю-Е/2020Н/БО-06196, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 23 контракт вступает в силу с момента подписания, действует в период с 01.01.2020 года по 31.12.2020, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" подписало контракт от 01.01.2020 с протоколом разногласий от 29.06.2020.
Региональный оператор рассмотрел протокол разногласий потребителя и составил протокол согласования разногласий к контракту от 11.09.2020 N ТФ-Д-Ю-Е/2020Н/БО-06196 и направил его в адрес МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина". Однако разногласия урегулированы не были, протокол согласования разногласий к контракту от 11.09.2020 N ТФ-Д-Ю-Е/2020Н/БО-06196 ответчиком не подписан.
Ссылаясь на то, что региональный оператор в период с 01.01.2020 по 30.11.2020 оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 12 785 руб. 30 коп., которые ответчиком не оплачены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга и неустойки.
В ходе рассмотрения судом спора установлено, что на основании контракта от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 в здании МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" проводились реставрационные работы и приспособление объекта культурного наследия. Дополнительным соглашением от 30.12.2020 N 4 контракт от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 расторгнут.
От администрации во исполнение определения суда области в материалы дела поступили письменные пояснения, из которых следует, что работы по контракту от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 в здании МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" проводились с 21.08.2019 по 30.12.2020, что подтверждается распоряжением от 21.08.2019 N 477-р и приказом администрации от 28.12.2020 N 90б-ос о возобновлении работы МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина".
Администрация сообщила, что в период проведения реставрационных работ музейное обслуживание посетителей в здании музея не проводилось. Сотрудники музея осуществляли обслуживание вне здания: в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, а также экскурсионное обслуживание организованных групп по городу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права за МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание (дом-музей) общей площадью 198,8 кв.м, расположенное по адресу: Тульская область, г. Ефремов, ул. Тургенева, д.47. В материалы дела представлена копия технического паспорта в отношении дома-музея.
Как установлено судом области, работы по реставрации производились не на всей площади объекта, в связи с чем истец уточнил исковые требования, произведя расчет, исходя из площади части объекта, на которой реконструкция не проводилась - 90,5 кв.м:
90,5*0,23 = 20,815 куб.м или 1,734 куб.м в месяц.
Единый тариф на услуги ООО "МСК-НТ" по обращению с ТКО на период с 01.01.2020 по I полугодие 2021 года утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 20.12.2019 N 47/2 и составлял 670 руб. 30 коп. за один куб.м.
670 руб. 30 коп. * 1,734 куб.м = 1 162 руб. 30 коп. в месяц
Таким образом, задолженность за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 составила 12 785 руб. 30 коп.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 307, 435, 437, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт оказания услуг по вывозу ТКО, их объем и стоимость являются доказанными, услуги оказываемые потребителю региональным оператором в отсутствие доказательств их оплаты подлежат оплате с 01.01.2020 по 30.11.2020, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Выводы суда области являются правильными, основанными на действующем законодательстве и обстоятельствах дела.
Доводы апеллянта о том, что истцом не соблюдена процедура и не представлено доказательств заключения договора от 11.09.2020 N ТФ-Д-Ю-Е/2020Н/БО-06196, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В частности, пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 8 (14), 8 (15) раздела I(1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В случае, если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Таким образом, поскольку ответчик контракт от 11.09.2020 N ТФ-Д-Ю-Е/2020Н/БО-06196, ссылаясь на разногласия по ряду условий, равно как и протокол урегулирований разногласий не подписал, суд пришел к верному выводу о том, что между сторонами действует типовой договор.
Факт оказания истцом ответчику услуг в спорный период подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. Ответчик в спорном периоде претензий истцу не предъявлял, оказанные услуги не оплатил.
Правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (ст. 429.4 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
В этой связи, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Таким образом, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (п. 2 ст. 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Доводы ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по оплате услуг регионального оператора ввиду отсутствия документов, регламентирующих тарифы на услуги по обращению с ТКО для музеев в период реставрационных работ, отклоняются судебной коллегией.
В силу статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов.
Единый тариф на услуги ООО "МСК-НТ" по обращению с ТКО на период с 01.01.2020 по I полугодие 2021 года тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 20.12.2019 N 47/2 и составлял 670 руб. 30 коп. за один куб.м.
Законом не предусмотрено уменьшение тарифа для музеев в период проведения реставрационных работ.
Ссылки ответчика на то, что отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности музеев - это отходы при предоставлении услуг, которые музей в спорный период временно не осуществлял, поскольку был закрыт для посещения, отклоняются судом как несостоятельные.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При расчете объема ТКО с применением норматива накопления, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93, учитывается вид хозяйственной деятельности организации.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) видом деятельности ответчика является деятельность музеев (91.02).
При таких обстоятельствах объем накопления ТКО должен определяться исходя из количественных единиц (квадратных метров общей площади) и норматива накопления, установленного для категории объекта.
Как выше указано судом, в ходе рассмотрения спора установлено, что на основании контракта от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 в здании МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" проводились реставрационные работы и приспособление объекта культурного наследия. Дополнительным соглашением от 30.12.2020 N 4 контракт от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 расторгнут.
От администрации во исполнение определения суда области в материалы дела поступили письменные пояснения, из которых следует, что работы по контракту от 23.09.2019 N 03662000356190062310001 в здании МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" проводились с 21.08.2019 по 30.12.2020. В период проведения реставрационных работ музейное обслуживание посетителей в здании музея не проводилось. Сотрудники музея осуществляли обслуживание вне здания: в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, а также экскурсионное обслуживание организованных групп по городу.
Музейное обслуживание посетителей в здании музея является не единственным направлением уставной деятельности ответчика.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права за МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина" зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание (дом-музей) общей площадью 198,8 кв.м, расположенное по адресу: Тульская область, г. Ефремов, ул. Тургенева, д.47, также в материалы дела представлена копия технического паспорта в отношении дома-музея.
Согласно приказу от 01.10.2020 N 80-ос "О приостановлении деятельности МБУК "Ефремовский Дом-музей И.А. Бунина", представленному ответчиком в материалы дела, деятельность музея полностью было приостановлена только с 02.12.2020.
При таких обстоятельствах судом области обоснованно принят уточненный расчет истца, исходя из площади части объекта, на которой реконструкция не проводилась, - 90,5 кв.м.
Довод ответчика о том, что в период реставрационных работ договор на оказание услуг по обращению с ТКО должно было заключать ООО "СтройРеставрация" отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
В деятельности ООО "СтройРеставрация" в ходе проведения реставрационных работ мемориальной части музея образовывались отходы (мусор) от строительства и ремонта, которые не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
На вывоз такого вида отходов заказчик или подрядчик должен заключить отдельный договор с любой организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В соответствии со ст. 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательств является начисление неустойки.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 19 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Факт нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных в спорный период услуг подтверждается материалами дела, ответчиком документально не опровергнут.
Согласно представленному истцом расчету размер неустойки за период с 02.01.2021 по 30.04.2022 составил 3 570 руб. 05 коп.
Расчет неустойки проверен судом первой инстанции и признан неверным, поскольку произведен истцом по 30.04.2022.
При определении размера подлежащей взысканию неустойки суд области исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", вступившим в силу с 01.04.2022, на срок шесть месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, что в силу подпункта 2 пункта 3 статья 9.1, абзацев 5 и 7 - 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", влечет для кредиторов в обязательственных правоотношениях наступление последствий в виде невозможности начисления неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, возникших до введения моратория.
При этом согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 13 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, запрет на применение финансовых санкций не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии, ни от наличия со стороны ответчика возражений относительно начисления неустойки.
С учетом изложенного суд области обоснованно признал требования о взыскании неустойки с 01.04.2022 в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", не подлежащими удовлетворению.
Поскольку установлен факт нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных в спорный период услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования о взыскании неустойки в размере 3 348 руб. 77 руб. за период с 02.01.2021 по 31.03.2022.
Ответчик ходатайство о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ в суде первой инстанции не заявил, доказательств, подтверждающих явную несоразмерность подлежащей взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, не представил.
Выводы суда первой инстанции являются правильными основанными на требованиях закона и обстоятельствах дела.
Ссылка апеллянта на допущенные судом первой инстанции по тексту решения опечатки в указании периода взыскания неустойки с 02.01.2021 по 31.03.202, отклоняется судебной коллегией, поскольку данный довод носит формальный характер, очевидная опечатка суда первой инстанции не свидетельствует о судебной ошибке, которая в соответствии со ст. 270 АПК РФ не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, а может служить основанием для обращения в суд в порядке ст. 179 АПК РФ для исправления допущенных в решении описок, опечаток.
С учетом изложенных в обжалуемом решении выводов и суммы взыскиваемой неустойки предоставляется возможным установить, что период взыскания с 02.01.2021 по 31.03.2022, с учетом введения моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2023 по делу N А68-1405/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1405/2021
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: МБУК "Ефремовский Дом-музей И. А. Бунина"
Третье лицо: Администрация муниципального образования г.Ефремов