г. Самара |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А72-15137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2023 года по делу N А72-15137/2023 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой Ольге Ивановне,
к МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области (ОГРН: 1047301035540, ИНН: 7327033261),
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (ОГРН: 1047301035540, ИНН: 7327033261)
о признании недействительным постановления,
в судебное заседание явились:
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Бакина И.И. (доверенность от 26.07.2023),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области (далее - заявитель, Минобороны) к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой Ольге Ивановне, к МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области с заявлением о признании недействительным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области О.И. Чеджемовой от 25 октября 2023 г. N 73017/23/229431 об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС N 044311210 в отношении ЗАО "Курс-Симбирск".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2023 года заявление удовлетворено. Суд признал постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой Ольги Ивановны от 25.10.2023 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС N 044311210 от 19.09.2023 незаконным, обязал судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемову Ольгу Ивановну принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что в предъявленном исполнительном документе не указаны уникальный идентификатор начисления и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в нарушение ч.1 ст. 270 АПК РФ суд принял решение на основании недоказанных обстоятельств, которые посчитал установленными.
Минобороны представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя заявителя, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.12.2022 Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-185450/2022 приято решение, которым взыскана с ЗАО "Курс-Симбирск" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойка в размере 247 500 руб. Взыскателю выдан исполнительный лист.
16.10.2023 взыскатель направил в УФССП по Ульяновской области исполнительный лист ФС N 044311210 от 19.09.2023.
25.10.2023 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И. отказала в возбуждении исполнительного производства, поскольку в исполнительном документе не указаны уникальный идентификатор начисления и иная информация, необходимая для заполнения расчетных документов.
Взыскатель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Заявитель указывает, что исполнительный лист соответствует требованиям АПК РФ.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Требование об указании в заявлении взыскателя, направляемом одновременно с исполнительным документом для исполнения, реквизитов банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства, предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве.
Частью 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 31 Закона N 229-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Одним из оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства является несоответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника.
Требование, о наличии в исполнительном документе уникального идентификатора начислений и информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предъявляется к исполнительным документам, содержащим требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет установлено ч. 1.1 статьи 13 Закона N 229-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что 22.12.2022 Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-185450/2022 принято решение, которым взыскана с ЗАО "Курс-Симбирск" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойка в размере 247 500 руб.
16.10.2023 взыскатель направил в УФССП по Ульяновской области исполнительный лист ФС N 044311210 от 19.09.2023. В заявлении Минобороны РФ указало реквизиты для перечисления денежных средств, в том числе УИН со значением 0 (л.д. 24).
25.10.2023 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И. отказала в возбуждении исполнительного производства, поскольку в исполнительном документе не указаны уникальный идентификатор начисления и иная информация, необходимая для заполнения расчетных документов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года "О национальной платежной системе" перечень реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
В силу указанных требований приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Приказ).
Пунктом 7 приложения N 4 к Приказу предусмотрено, что в случае отсутствия УИН в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств, указывается значение ноль "0".
Согласно части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве указание УИН и информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, обязательно для исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по платежам в бюджет.
В данном случае, исполнительный лист выдан о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. Задолженность подлежит перечислению на лицевой счет Минобороны РФ.
Суд первой инстанции верно обратил внимание, что взыскатель указал в заявлении все реквизиты, необходимые для заполнения расчетных документов, в том числе УИН. Указание УИН со значением "0" не нарушает в данном случае требований к содержанию исполнительного документа и не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, требования к содержанию исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, установлены статьей 320 АПК РФ, а именно:
1) наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда;
2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;
3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
4) сведения о взыскателе: для гражданина-взыскателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для организации-взыскателя - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика; сведения о должнике: для гражданина-должника - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации-должника - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер;
5) резолютивная часть судебного акта;
6) дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении;
7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению;
8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Необходимость указания в исполнительном листе УИН и иной информации, необходимой для заполнения расчетных документов установлено только в случае присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В данном случае исполнительный лист выдан о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что не указание в исполнительном листе значения УИН и иной информации, необходимой для заполнения расчетных документов, не нарушает требований статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса РФ к содержанию исполнительного документа.
В данном случае исполнительный лист соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Учитывая указанные обстоятельства, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в данном случае не применимы.
Учитывая содержание указанных выше норм, а также то обстоятельство, что Минобороны РФ в заявлении о возбуждении исполнительного производства указало реквизиты лицевого счета, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем суд первой инстанции по праву удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий) не предусмотрена.
Доводы подателя жалобы о том, что в предъявленном исполнительном документе не указаны уникальный идентификатор начисления и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, и о том, что в нарушение ч.1 ст. 270 АПК РФ суд принял решение на основании недоказанных обстоятельств, которые посчитал установленными, судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
В данном случае, исполнительный лист выдан о взыскании неустойки за нарушения обязательств по государственному контракту, то есть за нарушение договорных (хозяйственно-правовых) отношений.
Взыскатель указал в заявлении все реквизиты, необходимые для заполнения расчетных документов, в том числе УИН.
Указание УИН со значением "0" в заявлении о возбуждении исполнительного производства не нарушает в данном случае требований к содержанию исполнительного документа и не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Как верно указал в решении суд первой инстанции, требования к содержанию предъявленного исполнительного листа, выданного арбитражным судом отвечают статье 320 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что не указание в настоящем случае в исполнительном листе значения УИН и иной информации, необходимой для заполнения расчетных документов, не нарушает требований статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса РФ к содержанию исполнительного документа.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем данные аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2023 года по делу N А72-15137/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15137/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области, СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области Чеджемова Ольга Ивановна, Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФССП по Ульяновской области, УФССП по Ульяновской области МОСП по исполнению производств УФССП России по Ульяновской области
Третье лицо: ЗАО "Курск-Симбирск", ЗАО "КУРС-СИМБИРСК"