г. Москва |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А40-204302/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Лукичева Павла Дмитриевича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-204302/22
по исковому заявлению Лукичева Павла Дмитриевича
к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
N 46 ПО Г. МОСКВЕ,
третьи лица: ООО "ТАРНИТ",
о признании незаконным действия по государственной регистрации,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ефимова А.А. по доверенности от 03.04.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Лукичев Павел Дмитриевич (далее также - заявитель, Лукичев П.Д.) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве (далее также - заинтересованное лицо, Инспекция, регистрирующий орган) по государственной регистрации ООО "ТАРНИТ" (ОГРН 1227700560372, ИНН 9727008400).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Заявитель с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал обжалуемое решение суда первой инстанции по доводам, изложенным в отзыве.
Представители заявителя и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения поданных в электронном виде документов (вх. N 357667А) Инспекцией на основании решения о государственной регистрации N 357667А от 09.09.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1227700560372 от 09.09.2022 о создании ООО "ТАРНИТ" (далее также - общество).
Полагая, что действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений о создании общества, о правовом статусе заявителя как учредителя и генерального директора ООО "ТАРНИТ" являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Лукичева П.Д., последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела совокупности перечисленных условий не установлено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из законности и обоснованности оспариваемых действий Инспекции.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован главой IV Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 1 данного Федерального закона установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в том числе и о создании юридических лиц.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (ч.4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Статьей 12 указанного Федерального закона определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Порядок представления документов при государственной регистрации, в том числе в форме электронных документов, установлен ст.9 означенного Федерального закона.
В соответствии с абз.1 п.1.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (п.4.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
На основании п.4.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2 данной статьи.
Основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Согласно п.4 ст.51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Приведенные механизмы защиты интересов заинтересованных лиц подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России.
Принимая во внимание открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об ООО "ТАРНИТ" и принимаемых регистрирующим органом решениях о государственной регистрации в отношении ООО "ТАРНИТ", а также представлять возражения в соответствии с п.4 ст.51 ГК РФ.
При рассмотрении представленного для государственной регистрации комплекта документов Инспекция, будучи наделенной полномочиями по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, отказалась от их реализации по причине отсутствия возражений заинтересованных лиц и, как следствие, каких-либо обоснованных сомнений в их достоверности.
В настоящем случае для внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании ООО "ТАРНИТ" были представлены все необходимые документы.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у регистрирующего органа на дату совершения оспариваемых действий информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, в материалах дела не имеется.
Предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ основания для отказа у регистрирующего органа отсутствовали.
Относительного того, что представленный комплект документов за вх. N 357667А получен регистрирующим органом в электронном виде, суд первой инстанции, принимая во внимание положения ст.13 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", обоснованно указал в своем решении, что в рассматриваемом случае Инспекция не является органом, выдавшим сертификат электронной подписи Лукичеву П.Д., а является лишь участником электронного взаимодействия при оказании государственных услуг.
При этом вопрос о действительности сертификата ключа проверки электронной подписи имеет самостоятельный предмет доказывания, и не может быть рассмотрен в рамках настоящего спора.
Таким образом, поскольку для внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании ООО "ТАРНИТ" были представлены все необходимые документы, недействительность которых документально не подтверждена, является обоснованным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых действий Инспекции требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Кроме того, на основании п.5 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в п.6 ст.9 настоящего Федерального закона.
При этом 31.10.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2227710314313 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице), на что также указывает сам заявитель жалобы.
Необходимо отметить, что арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, на момент его вынесения (совершения).
Вопреки доводам заявителя, законность действий регистрирующего органа не может быть поставлена в зависимость от установленного позднее факта отсутствия у заявителя волеизъявления на создание юридического лица, который не свидетельствует о том, что оспариваемые действия Инспекции на момент их совершения не соответствовали закону или иному правовому акту.
Надлежащих доказательств о нарушении Инспекцией положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ на момент совершения оспариваемых действий заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-204302/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204302/2022
Истец: Лукичев Павел Дмитриевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ТАРНИТ"