город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2023 г. |
дело N А32-48549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю: Мелихов Г.А. по доверенности от 12.01.2023, Гордеев Н.Н. по доверенности от 12.01.2023;
от ООО "Транснефть-сервис": Варламов А.И. по доверенности от 20.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2023 по делу N А32-48549/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-сервис" (ИНН 2315149921, ОГРН 1082315010073)
к Главному управлению министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
о признании незаконным уведомления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Транснефть-сервис") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского с заявлением к Главному управлению министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным уведомления об отказе внесения изменений в реестр лицензий МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах инфраструктуры N 153 от 03.08.2022, обязании внести изменения в реестр лицензий от 15.06.2021 N 23-07-2021-001554 согласно заявлению общества от 05.07.2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 суд отказал в удовлетворении требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Транснефть-сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество не получало от заинтересованного лица уведомления о необходимости устранения нарушений или представления отсутствующих документов, соответственно недостатки, в части предоставления необходимой информации, в том числе об идентификационных (бортовых) номерах используемых в качестве мобильных средств пожаротушения морских судов, отсутствовали. Также общество указывает, что выводы, содержащиеся в Акте оценки соответствия от 01.08.2022 N 133/2027021624, не соответствуют обязательному приложению к нему - Контрольные вопросы оценочного листа. Кроме того, апеллянт ссылается на заключение обществом нескольких договоров на стоянку судов и невозможность внесения в лицензию конкретного (одного) адреса размещения судна. Вопреки выводам суда первой инстанции, направленные с заявлением документы в полном объеме подтверждают наличие у работников, участвующих в действиях по тушению пожаров, соответствующего профессионального образования и профессионального обучения, исходя из их должностных обязанностей.
Заинтересованное лицо в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, управлением на основании решения от 14.07.2022 N 133 проведена выездная оценка общества на соответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.
В соответствии с актом оценки от 01.08.2022 N 133/2027021624 в ходе проверки обществом:
1. Не представлены документы, которые в соответствии с п. п. 3(1), 7(1), пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131, подтверждают наличие у лицензиата зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований ст. 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - с соответствии со ст. 97 Технического регламента.
В акте управление указывает, что не представляется возможным определить адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности для пожарных судов - адрес порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна или иных идентифицирующих признаков, а также идентификационный номер (бортовой) номер.
2. В нарушение ст. 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", не представлены документы, подтверждающие открытие филиалов для мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
3. В нарушение пп. "г" п. 3 Положения, у работников Бешук А.Ю., Столпец С.А., Шпыков И.Е., Михайлов М.В., Пасюк Д.С., Агарков Ю.Ю., Курков Р.В., Ковальский К.А., Смольченко В.М., Зиголенко И.А., участвующих в действиях по тушению пожаров, отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование и (или) профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.
По результатам проверки уведомлением N 153 от 03.08.2022 обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 15.06.2021 N 23-07-2021-001554.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало жалобу на уведомление вышестоящему в порядке подчиненности органу, который отклонил доводы жалобы.
Общество, не согласившись с выданным уведомлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение), лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента.
В силу п. 3(1) Положения в случаях, когда соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемого вида деятельности применяются исключительно мобильные средства пожаротушения, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 44 Технического регламента, требования подпункта "а" пункта 3 настоящего Положения не применяются. В указанных случаях местом осуществления лицензируемого вида деятельности признается:
а) для пожарного поезда - железнодорожная станция и (или) железнодорожные пути постоянной стоянки пожарных поездов;
б) для пожарных самолетов, вертолетов - место постоянной дислокации воздушного судна;
в) для пожарных судов - порт приписки судна.
В случаях, указанных в пункте 7(1) настоящего Положения, в заявлении о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий соискатель лицензии (лицензиат) в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности указывает:
а) для пожарного поезда - адрес железнодорожной станции и (или) железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов, а также идентификационный номер поезда;
б) для пожарных самолетов, вертолетов - адрес места постоянной дислокации воздушного судна с указанием идентифицирующих признаков места стоянки воздушного судна (номер ангара, площадки и др.), а также идентификационный номер (регистрационный номер) воздушного судна;
в) для пожарных судов - адрес порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна или иных идентифицирующих признаков, а также идентификационный (бортовой) номер.
В заявлении идентификационный (бортовой) номер пожарного судна указывается в адресе порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна для обеспечения возможности:
1) установить конкретный адрес (а) порта (причал), по которому проводится выездная проверка (оценки), и какое судно (суда) будут проверяться у этого (этих) причала (причалов). Суда у причалов могут размещаться временно, по мере необходимости (на период проведения проверки);
2) установить общее количество пожарных судов, которые будут использовать при осуществлении деятельности по тушению пожаров, для определения достаточности количества работников осуществляющих деятельности по тушению пожаров (деятельности по тушению пожаров на отдельном судне не возможна без работников);
3) случае положительного решения лицензирующего органа, внесения сведений в реестр лицензий, в части адреса места осуществления деятельности, так как заявление является единственным источником, из которого сведения вносятся в реестр (самостоятельно лицензирующий орган не вправе определить и распределить пожарные суда по портам (адресам). К одному порту может быть приписано как одно судно, так и несколько).
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что обществом при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в качестве мобильных средств пожаротушения применяются исключительно пожарные суда (6 судов - Антарес, Альтаир, Диракс, Миракс А, Алиот, Арктур).
Вместе с тем, в заявлении ООО "Транснефть-сервис" от 05.07.2022 N 2027021624 в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности для пожарных судов указан 91 адрес порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна или иных идентифицирующих признаков, но не указан идентификационный (бортовой) номер. Данное обстоятельство не позволяет определить, на каком из 91 причального сооружения будет осуществляется стоянка судов, заявленных обществом.
Таким образом, неуказание идентификационных (бортовых) номеров судов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является нарушением подпункта "а" пункта 3, пункта 3(1), пункта 7(1) Положения.
Доводы апеллянта о невозможности внесения сведений о бортовых номерах судов через систему ЕПГУ не подтверждены достаточными доказательствами. Кроме того, судебная коллегия исходит из того, что наличие возможности подачи спорного заявления в электронном виде не исключает личное обращение общества в управление с дополнительными разъяснениями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, адрес порта приписки судна, предусмотренный в пункте 7(1) Положения, является средством идентификации судна. Суда у причалов могут размещаться временно, по мере необходимости.
В соответствии со статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала.
Материалами дела подтверждается, что адресом места нахождения ООО "Транснефть-сервис" согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, является: 353913, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр-кт Ленина, д. 37.
Вместе с тем, в заявлении от 05.07.2022 N 2027021624 в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности адрес места нахождения ООО "Транснефть-сервис" не указан. Таким образом, в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности должны быть указаны адреса места нахождения филиала (ов) общества, однако документы, подтверждающие открытие филиалов для осуществления лицензируемого вида деятельности, ООО "Транснефть-сервис" не представлены.
Таким образом, непредставление документов, подтверждающих открытие филиалов для мест осуществления лицензируемого вида деятельности, является нарушением статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Доводы общества об отсутствии возможности отражения указанного нарушения в оценочном листе отклоняются судебной коллегией как не являющиеся достаточным основанием для признания недействительным указанного пункта уведомления.
В силу пп. "г" п. 3 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности является наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.
Согласно пункту 7 Положения при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес и следующие сведения (если данные сведения ранее не представлялись в лицензирующий орган при получении (переоформлении) лицензии):
в) сведения, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, необходимого документа об образовании и (или) квалификации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствий с приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" и учитывая специфику деятельности общества, для осуществления деятельности по тушению пожаров, работникам должна быть присвоена профессия "Пожарный" и (или) "Матрос-пожарный".
Из материалов дела видно, что обществом представлены свидетельства о прохождении работниками курса по программе: "Подготовка к борьбе с пожарами по расширенной программе" в институте повышения квалификации ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова".
Вместе с тем, данные свидетельства не соответствуют требованиям пп. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а именно: они относятся к дополнительным образовательным программам и не могут подтверждать получение соответствующего образования по перечню профессий рабочих, должностей служащих, утвержденных приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что свидетельства имеют срок действия, не содержат информации о полученной профессии рабочего и должности служащего, выданы институтом повышения квалификации. Также судом учтено количество часов программы обучения по борьбе с пожарами института повышения квалификации ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова".
Как верно указано судом первой инстанции, предоставленные обществом удостоверения о повышении квалификации сотрудников в ЧОУ ДПО "Черноморская академия" также не могут подтверждать наличие профессионального образования и (или) профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, поскольку не являются дипломам, содержат информацию о том, что это удостоверение о повышении квалификации, не содержат информацию о полученной профессии рабочего и должности служащего, продолжительность прохождения обучения меньше 250 часов.
Таким образом, в нарушение пп. "г" п. 3 Положения, у работников общества, участвующих в действиях по тушению пожаров, отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование и (или) профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 по делу N А32-48549/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.