г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-148593/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, Ю.Н. Кухаренко
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Идель"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 января 2023 года
по делу N А40-148593/22, принятое судьей Ереминой И.И.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Идель"
(ОГРН: 1157327001193)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295)
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - извещен, представитель не явился
от ответчика - Лактионов С.Д. по доверенности от 25.11.2020
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Идель" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) об обязании ОАО "РЖД" заключить Договор N 5/90 от 02.03.2022 с ООО "Идель" на условиях соответствующих законодательству Российской Федерации, а именно изложить п. 17.1.2. в следующей редакции: "Установить плату за использование 0,997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренного Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов установить в размере 2 155,31 руб./сут. без учета НДС.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.01.2023 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал ОАО "РЖД" заключить договор N 5/90 от 02.03.2022 с ООО "Идель", изложив п. 17.1.2. в следующей редакции: "Установить плату за использование 0, 997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренного Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов установить в размере 3 364, 88 руб./сут. без учета НДС. Взимание указанной платы производится ежесуточно".
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 17.04.2023 представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Истец представителя в судебное заседание не направил, извещен.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя истца по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между Обществом с ограниченной ответственностью "Идель" и ОАО "Российские железные дороги" был заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, ООО "Идель" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N 5/90 от 01 июня 2017 года (далее по тексту - Договор N 5/90 от 01.06.2017 г.) сроком на 5 лет.
Согласно уведомлению N 65 от 07.06.2022 года о пересмотре договорной платы с 01 июня 2022 года плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего "перевозчику", будет производится ежесуточно за развернутую длину 0,997 км в сумме 2 155,31 руб. (без учета НДС).
Таким образом плата за календарный месяц (в среднем 30 календарных дней) составляет 64 659,30 (шестьдесят четыре тысячи шестьсот пятьдесят девять) рублей 30 копеек без НДС.
В связи с окончанием срока действия вышеуказанного договора ОАО "РЖД" был направлен проект Договора N 5/90 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", для ООО "Идель" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 02.03.2022 года (далее по тексту - договор N 5/90 от 02.03.2022).
В соответствии с ГК РФ со стороны ООО "Идель" составлен протокол разногласий N 1 от 27.04.2022 года, в котором были изложены пункты, с которыми ООО "Идель" не согласно в проекте договора.
17 мая 2022 года был составлен протокол согласования разногласий, в котором стороны пришли к согласованию спорных пунктов.
Однако, стороны к согласию не пришли в следующих пунктах.
Перевозчик требует плату за использование 0,997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "перевозчику" при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренного единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов установить в размере 3 364,88 руб./сут. Без учета НДС.
Взимание указанной платы производится ежесуточно. Тогда как в период действия Договора N 5/90 от 01.06.2017 г. (по редакции цены от 01.06.2022 года сумма составляет 2 155,31 руб. (без учета НДС).
Истец указывает на то, что обоснованность существенного увеличения стоимости за аналогичную услугу не предоставлено.
В соответствии со ст. 64 "Устава железнодорожного транспорта", взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При не достижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 58 Устава, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава, размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из буквального толкования названных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству. Данная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 13 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного 20.12.2017 г.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности. Согласно ст. 6 названного Закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных
перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (п.п. "а" п. 4 Перечня).
Услуга по предоставлению ответчику в пользование принадлежащего истцу железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 УЖТ РФ.
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и обществом в договорном порядке. Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10.
При этом, в соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Из исковых требований истца следует, что истец просит урегулировать разногласия по п. 17.1.2 Договора N 5/90 от 02.03.2022.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав) подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Таким образом, отношения сторон, возникшие при заключении договора N 5/90 от 02.03.2022 на подачу и уборку вагонов ООО "Идель", регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26.
Согласно пункту 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), проекты договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика.
Пункт 17.1.2 Договора предусматривает обязанность "Пользователя" своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику": "плату за использование 0,997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренную Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов и определенную в соответствии с Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 21 декабря 2021 г. N 60 по тарифному плану "Безлимитный-Базовый" в размере 3364,88 руб./сут. без учета НДС. Взимание указанной платы производится ежесуточно.
По состоянию на 1 января ежегодно договорные ставки, тарифные планы и порядок их применения будут пересмотрены с учетом среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год и изменений в нормативно-правовые документы, регулирующих порядок определения платы.
При изменении ставки платы, тарифного плана "Перевозчик" направляет "Владельцу" письменное уведомление. Новая договорная плата применяется с даты, указанной в уведомлении".
Согласно инвентарной карточки учета объекта основных средств формы N ОС-6 инвентарный номер 024006140/5840 развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования ООО "Грисер" ст. Верхняя Терраса (в настоящее время этим путем пользуется Истец) составляет 1200 метров (от стрелочного перевода N 1а), по которому производится подача и уборка вагонов истцу.
Право собственности ОАО "РЖД" на железнодорожный путь необщего пользования с развернутой длиной 1200 м на станции Верхняя Терраса подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2009 года на сооружение-комплекс Димитровградской дистанции пути (ПЧ-23) - литера 17, техническим паспортом на сооружение-комплекс Димитровградской дистанции пути с перечнем объектов (п. 8, литера 17 ("подъездные пути химсклада"), инвентарный номер N 02400246), инвентарной карточкой с инвентарным номером 024006140/5840. Инвентарный номер объекта изменился в связи с передачей "подъездного пути химсклада" из Димитровградской дистанции пути на баланс Ульяновской дистанции пути (см. п. 61 Перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых на баланс Ульяновской дистанции пути (ПЧ-22) с баланса Димитровградской дистанции пути (ПЧ-23).
Данный подъездной путь при наличии инвентарного номера N 02400246 в Димитровградской дистанции пути имел наименование "подъездной склад химсклада", при наличии инвентарного номера N024006140/5840 в Ульяновской дистанции пути имеет наименование "подъездные пути ООО "Грисер", в настоящее время - этим подъездным путём пользуется ООО "Идель".
Согласно п. 2 Договора N 5/90 от 02.03.2022 границей железнодорожного пути необщего пользования "Пользователя" является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 1а, в створе с которым установлен сигнальный знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования".
Развернутая длина всего железнодорожного пути необщего пользования на балансе "Перевозчика" составляет 997 метров (п. 3 договора)
Железнодорожный путь необщего пользования примыкает стрелочным переводом N 1а к соединительному пути N 15 станции Верхняя Терраса и обслуживается локомотивом "Перевозчика".
ОАО "РЖД" размер платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования обосновывает ставкой в размере 3375,0 руб. без НДС за 1,0 км. пути в сутки по тарифному плану "Безлимитный-Базовый" в соответствии с приложением N 4 к Протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 21 декабря 2021 г. N 60: 3375,0 руб. х 0,997 км. = 3364,88 руб.сутки без НДС.
Взимаемая ОАО "РЖД" ежесуточная плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени.
В силу статьи 58 Устава железнодорожного транспорта РФ в действующей редакции условие договора о взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования само по себе не противоречит законодательству.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 13 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в соответствии с которым в силу части 3 статьи 58 Устава условие договора на подачу и уборку вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству, поскольку цена этой услуги не является регулируемой и определяется по соглашению сторон.
В связи с тем, что соответствующие сборы государственно не урегулированы федеральным органом исполнительной власти, то оплата за пользование путями необщего пользования может быть предусмотрена в рамках договорных отношений. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов РЖД на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Изложенное подтверждается письмом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2015 г. N ТС-6279/10, письмом Минтранса РФ от 01.04.2016 г. N АЦ-26/3821, письмом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 11.04.2016 г. N АР/23522/16.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. То есть, правомерность определения размера платы следует, в том числе, из сути перевозочного процесса, поскольку ответчик обязан поддерживать эксплуатационно-пригодное состояние пути ежесуточно в течение всего года, а не только в те временные отрезки, когда вагоны прибывают (убывают) в адрес ответчика.
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим Перевозчику, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.
Услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п. 1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 Устава.
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и ветвевладельцем в договорном порядке, а при невозможности согласования ими соответствующего условия при заключении договора определена судом в порядке статей 445, 446 ГК РФ.
Поскольку предусмотренная договором N 5/90 от 02.03.2022 на подачу и уборку вагонов плата за пользование путем перевозчика устанавливается в возмещение расходов на содержание этого пути, носит компенсационный характер, такая плата должна вносится ежесуточно (за каждый день), вне зависимости от выхода локомотива, поскольку содержание пути перевозчиком осуществляется на постоянной основе, независимо от фактического его использования для осуществления подачи и уборки вагонов пользователем.
При таких обстоятельствах, условия о ежесуточном внесении платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, соответствует обстоятельствам дела и действующему нормативно-правовому регулированию соответствующих отношений.
Предложенная открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" для включения в договор N 5/90 от 02.03.2022 на подачу и уборку вагонов ежесуточная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, определенная в соответствии с тарифным планом "Безлимитный-Базовый" (приложение N 4 к протоколу правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60), из расчета 3375 руб. без НДС за 1 км/сутки представляет собой единую среднесетевая ставку платы за предоставление железнодорожного пути необщего пользования, носит компенсационный характер и является единой для всех лиц, пользующихся соответствующими услугами перевозчика.
Среднесетевые договорные ставки ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, в том числе, по тарифному плану "Безлимитный-Базовый" (3375,0 руб./км/сутки), определены в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренных Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", утвержденными Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2022 N 83.
При этом в составе среднесетевой ставки учитываются расходы по амортизации, налогу на имущество путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"; расходы по амортизации, налогу на имущество земляного полотна и искусственных сооружений; расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", включая технологические операции по смене деревянных шпал, железобетонных шпал, крестовин, рамного рельса с остряком, рельсовых скреплений и т.д.; расходы, с эксплуатацией, содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом зданий и сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"; расходы, связанные с капитальными видами ремонта земляного полотна и искусственных сооружений; расходы, связанные с капитальными видами ремонта зданий и сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", инвестиционные расходы, связанные с капитальными видами ремонта путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
При проектировании затрат данные о расходах за отчетный период сформированы на основании методологии, предусмотренной Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2018 N 373, на статьях расходов, приведенных в актуальной на отчетный период версии Классификатора статей расходов ОАО "РЖД".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции считает, что пункт договора N 17.1.2 N 5/90 от 02.03.2022 подлежат изложению в редакции ОАО "РЖД".
Доводы жалобы подлежат отклонению.
По условиям договора - подпункт 17.1.2 Договора предусматривает обязанность "Пользователя" своевременно и полностью оплачивать "Перевозчику": "плату за использование 0,997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренную Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов и определенную в соответствии с Протоколом ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60 по тарифному плану "Безлимитный -Базовый" в размере 3364,88 руб./сут. без учета НДС. Взимание указанной платы производится ежесуточно".
Данная редакция подпункта, предложенная ОАО "РЖД" поддержана судом первой инстанции в решении по делу.
Редакция подпункта договора ООО "Идель" предлагает установить плату за использование 0,997 км железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" При осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, предусмотренного Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов установить в размере 2155,31 руб./сут. без учета НДС, т.е. предложенные редакции сторон судебного разбирательства, различаются только размером ежесуточной платы за пользование путем необщего пользования.
В соответствии со ст. 64 "Устава железнодорожного транспорта", взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При не достижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По размеру платы - согласно части 3 статьи 58 Устава, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава, размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности. Согласно ст. 6 названного Закона одним из методов регулирования, деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных 4 перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень).
К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (п.п. "а" п. 4 Перечня).
Услуга по предоставлению ответчику в пользование принадлежащего истцу железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей. Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 УЖТ РФ.
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована сторонами в договорном порядке.
Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями ФСТ России от 28.05.2015 ЖГС-6279/10.
При этом, в соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
ОАО "РЖД" размер платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования обосновывает ставкой в размере 3375,0 руб. без НДС за 1,0 км. пути в сутки по тарифному плану "Безлимитный-Базовый" в соответствии с приложением N 4 к Протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 21 декабря 2021 г. N 60: 3375,0 руб. х 0,997 км. = 3364,88 руб.сутки без НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Поскольку предусмотренная договором N 5/90 от 02.03.2022 на подачу и уборку вагонов плата за пользование путем перевозчика устанавливается в возмещение расходов на содержание этого пути, носит компенсационный характер, такая плата должна вносится ежесуточно (за каждый день), вне зависимости от выхода локомотива, поскольку содержание пути перевозчиком осуществляется на постоянной основе, независимо от фактического его использования для осуществления подачи и уборки вагонов пользователем.
Среднесетевые договорные ставки ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, в том числе, по тарифному плану "Безлимитный-Базовый" (3375,0 руб./км/сутки), определены в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренных Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", утвержденными Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2022 N 83.
При этом в составе среднесетевой ставки учитываются расходы по амортизации, налогу на имущество путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"; расходы по амортизации, налогу на имущество земляного полотна и искусственных сооружений; расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", включая технологические операции по смене деревянных шпал железобетонных шпал, крестовин, рамного рельса с остряком, рельсовых скреплений и т.д.; расходы, связанные с эксплуатацией, содержанием, обслуживанием и текущим ремонтом зданий и сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"; расходы, связанные с капитальными видами ремонта земляного полотна и искусственных сооружений; расходы, связанные с капитальными видами ремонта зданий и сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", инвестиционные расходы, связанные с капитальными видами ремонта путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 января 2023 года по делу N А40-148593/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148593/2022
Истец: ООО "ИДЕЛЬ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"