г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А26-3470/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Конжезёрова Е.С. по доверенности от 09.01.2023
от ответчиков (должника): 1. не явился, извещен, онлайн не подключился, 2,3. - не явились, извещены
от 3-их лиц: 1,2,3,4,5 - не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7793/2023) Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2023 по делу N А26-3470/2021 (судья Моисеенко А.Б.), принятое
по иску Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей"
к 1) Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия; 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; 3) акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
3-и лица: 1) Падорина Ирина Николаевна; 2) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг"; 3) Федеральное агентство лесного хозяйства; 4) Федеральное агентство морского и речного транспорта; 5) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
о признании договора аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-з недействительным и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско - Онежского бассейна внутренних водных путей" (далее - истец, ФБУ "Администрация Беломорканал", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление, Управление Росреестра по Республике Карелия), акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - АО "Сегежский ЦБК") о признании договора аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-з, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и акционерным обществом "Сегежский целлюлознобумажный комбинат", в части предоставления акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" лесного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:187, недействительным. Просит применить последствия недействительности сделки путем погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости в виде права аренды акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" лесного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:187.
Решением суда от 02.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что на лесном участке с кадастровым номером 10:13:0070707:187 находится дамба N 46, входящая в состав гидроузла N 5, являющаяся федеральной собственностью, зарегистрированная на праве оперативного управления за ФБУ "Администрация "Беломорканал", в силу чего, с учетом положений п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, которое не является собственником этого объекта либо единолично собственнику одного объекта, при наличии иных собственников таких объектов недвижимости не допускается, а сделка по отчуждению является ничтожной. Ссылается на наличие ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных под объектами гидротехнических сооружений, береговая же полоса внутренних водных путей не подлежит использованию для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно оспаривает доводы апелляционной жалобы и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на предоставление Министерством в пределах предоставленных ему полномочий земельного участка АО "Сегежский ЦБК" по договору аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-з и указывает, что истец также не лишен права обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении ему спорного лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование с целью строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений.
От Федерального агентства морского и речного транспорта поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых оно указывает на отсутствие у Министерства полномочий по разделу земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:55, поскольку указанный участок закреплен на праве собственности за Российской Федерацией, а полномочия собственника реализуются через федеральный орган исполнительной власти, коим является Министерство, не наделенное правомочиями собственника., а также на то обстоятельство, что судом первой инстанции не принято во внимание, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте. При указанных обстоятельствах настаивает на отмене принятого по делу судебного акта.
АО "Сегежский ЦБК" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно оспаривает доводы апелляционной жалобы и настаивает на законности о обоснованности обжалуемого судебного акта, а само решение просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве, представленном в материалы дела Федеральным агентством лесного хозяйства, его податель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности одновременного использования земельного участка несколькими лесопользователями, и полагает, что одновременное много целевое пользование одним лесным участком не противоречит действующему законодательству. Также ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств нарушения прав истца. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФБУ "Администрация "Беломорканал" при получении выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (номер запроса N КУВИ-001/2020- 185700 от 13.01.2020) был установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:55 изменилась с "27 735 кв. м" на "13 404 кв.м".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия письмом от 05.02.2020 сообщило, что 09.12.2019 в Едином государственном реестре недвижимости, на основании заявления Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и предоставленного межевого плана от 07.11.2019, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:55, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 10:13:0070707:187, площадью 14 331 кв.м.
Одновременно в сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:13:0070707:55, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании у учреждения, внесены изменения в отношении площади земельного участка.
ФБУ "Администрация "Беломорканал" обратилось в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 10:13:0070707:187.
10.03.2020 за ФБУ "Администрация "Беломорканал" было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
При получении выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости было установлено, что вид разрешенного использования земельного участка 10:13:0070707:187 указан "для заготовки древесины" вместо "для содержания и эксплуатации дамб N 46, 46а,46б, 47 и водоспуска N 131".
С учетом того, что вид разрешенного использования изменился, ФБУ "Администрация "Беломорканал" обратилось в Управление Росреестра по Республике Карелия с письмом о внесении изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка 10:13:0070707:187.
Управление Росреестра по Республике Карелия дало разъяснения относительного того, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 10:13:0070707:55 относится к категории "земли лесного фонда" и имеет вид разрешенного использования "для содержания и эксплуатации дамб N 46, 46а, 466, 47 и водоспуска N 131".
После раздела данного земельного участка вид его разрешенного использования не изменился.
Образование земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:187 осуществлялось в соответствии с Приказом об утверждении проектной документации лесного участка в составе земель лесного фонда Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13.09.2019 N 1660 и межевого плана от 07.11.2019.
В соответствии с проектной документацией лесной участок относится к категории "земли лесного фонда" и имеет вид разрешенного использования "для заготовки древесины".
Аналогичные сведения о категории и виде разрешенного использования образуемого земельного участка отражены в межевом плане от 07.11.2019.
При этом раздел земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:55 был произведен с целью предоставления части лесного участка в аренду для заготовки древесины АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.01.2019 N 114 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных приоритетных проектов в области освоения лесов".
Договор аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-3 прошел государственную регистрацию 19.05.2020 N 10:13:0030713:3-10/032/2020- 3.
На земельном участке, до раздела, находились объекты недвижимого имущества, относящиеся к объектам инфраструктуры внутренних водных путей, а именно дамбы N 46, N 47 и водоспуск 131 (далее - Объекты), которые являются федеральной собственностью.
На данные Объекты зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за ФБУ "Администрация "Беломорканал".
После раздела на земельном участке с кадастровым номером 10:13:0070707:55 стали находится объекты: часть дамбы N 46, дамба N 47 и водоспуск 131, на земельном участке с кадастровым номером 10:13:0070707:187 стала находиться другая часть дамбы N 46.
Полагая, что заключение договора аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-з, между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и акционерным обществом "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" в части предоставления акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" лесного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:187 повлекло нарушение прав и законных интересов учреждения, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании договора в указанной части недействительным и применения последствий недействительности сделки путем погашения записи в ЕНРН.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0070707:55 и 10:13:0070707:187 относятся к землям лесного фонда, что подтверждается сведениями ЕГРН и государственного лесного реестра.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 101 ЗК РФ установлено, что к землям лесного фонда относятся земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется данным Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-11, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов, в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Свои полномочия в области лесных отношений Министерство осуществляет в соответствии со ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 10:13:0070707:55 площадью 27 735 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок с категорией земель "земли лесного фонда" на основании постановления Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 27.10.2010 N 2520.
Постановлением Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 27.01.2022 N 46 пункты в отношении спорных объектов о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование отменено.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3614/2022 от 23.08.2022 заявление Федерального агентства лесного хозяйства к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" и федеральному бюджетному учреждению "Администрация Беломорскоонежского бассейна внутренних водных путей" о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 27.10.2010 N 2520 в части предоставления федеральному бюджетному учреждению "Администрация Беломорско-онежского бассейна внутренних водных путей" земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0080807:106, 10:13:0080806:6, 10:13:0070703:16, 10:13:0070702:6, 10:13:0070707:55, 10:13:0070706:454 удовлетворено. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 решение оставлено без изменения.
Статьей 44 ЛК РФ предусмотрено, что пользование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса.
Следовательно, предоставление земельных участков из земель лесного фонда для использования дамбы должно осуществляться Министерством.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй п. 2 ст. 166 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права согласно названной норме возникают из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Согласно содержащимся в п. 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснениям, применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Как верно установлено судом первой инстанции, оспариваемый договор не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения. Доказательств обратного истцом не представлено. Не представлено истцом и доказательств наличия у него права на оспаривание заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и акционерным обществом "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" договора.
При этом судом принимается во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 10:13:0070707:187 предоставлен в аренду уполномоченным органом, который вправе распоряжаться землями лесного фонда.
Арендатор не осуществляет деятельности по лесозаготовке на участке лесного фонда, расположенного непосредственно с водными объектами.
Как следует из протокола совещания, проведенного в формате видеоконференцсвязи, по вопросу обеспечения безопасности дамбы, расположенной в границах земельных участков земель лесного фонда с кадастровыми номерами 10:13:0070707:187 и 10:13:0070707:55, предоставленный в аренду земельный участок 10:13:0070707:187 отнесен к защитным лесам категории защитных лесов - "леса расположенные в водоохранных зонах", в границах участка выделен особый защитный участок леса, заготовка древесины в котором ограничена и АО "Сегежский ЦБК" в соответствии с декларациями не запланирована.
Ближайшая рубка лесных насаждений запроектирована на расстоянии 550 м. от дамбы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о наличии ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных под объектами гидротехнических сооружений, и об отсутствии законных оснований для использования в целях осуществления хозяйственной и иной деятельности береговой полосы внутренних водных путей.
Кроме того, в любом случае хозяйственная деятельность в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 10:13:0070707:187 должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и принятых в соответствии с ним иных нормативных актов.
При этом, судом апелляционной инстанции признается необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что на лесном участке с кадастровым номером 10:13:0070707:187 находится дамба N 46, входящая в состав гидроузла N 5, являющаяся федеральной собственностью, зарегистрированная на праве оперативного управления за ФБУ "Администрация "Беломорканал", в силу чего предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, которое не является собственником этого объекта либо единолично собственнику одного объекта, при наличии иных собственников таких объектов недвижимости не допускается, а сделка по отчуждению является ничтожной, поскольку указанная сделка ничтожной признана в установленном законом порядке не была, а правомочия собственника не могут быть произвольно ограничены в отсутствие на то правовых оснований. Кроме того, как было указано ранее, на участке с кадастровым номером 10:13:0070707:187, отнесенном к защитным лесам категории защитных лесов, заготовка леса ограничена и в соответствии с декларациями не запланирована.
При таких обстоятельствах истцом не представлено доказательств нарушения принадлежащего ему права оспариваемым договором.
В силу вышеуказанного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2023 по делу N А26-3470/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3470/2021
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей"
Ответчик: АО "СЕГЕЖСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, Падорина Ирина Николаевна, ФГБУ "Рослесинфорг", Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство морского и речного транспорта