г. Киров |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А82-7726/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 по делу N А82-7726/2022
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница
(ОГРН: 1027601069715; ИНН: 7616001406)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области
(ОГРН: 1027600839639; ИНН: 7606000386)
о признании недействительными пунктов акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Гаврилов-Ямская центральная районная больница (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 9, 11, 12, 13, указанных в заключительной части акта от 22.04.2022 N 21 (лист 63 том 3).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 прекращено производство по делу в связи с отказом от заявления в части оспаривания пунктов 5 и 6 акта, признан недействительным акт в части признания нецелевыми расходов на обучение медицинского персонала по дополнительной профессиональной программе "Охрана труда" в сумме 75 300 рублей, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы не согласен с решением суда в части признания недействительным акта, считает, что спорное обучение не является условием выполнения медицинскими работниками определенных видов деятельности и не входит в перечень профессиональной переподготовки медицинских работников (дополнительного профессионального образования), а также указывает, что всего сумма расходов на обучение медицинского и немедицинского персонала, признанная по акту нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования, составляет 64 200 рублей.
Больница отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Фонд представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Больницы проведена комплексная выездная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в 2020, 2021 годы.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС.
В числе прочего Фондом установлено, что Больницей за счет средств ОМС неправомерно произведены расходы на обучение руководителей, специалистов, медицинских работников в общей сумме 64 200 рублей, в том числе в 2020 году - 32 800 рублей, в 2021 году - 31 400 рублей (лист 73 том 1).
По итогам проверки Фонд составил акт от 22.04.2022 N 21, в котором в пункте 9 заключения указал, что расходы медицинской организации за счет средств ОМС на сумму 64 200 рублей являются нецелевым использованием средств ОМС (лист 111 том 1).
Не согласившись с актом в указанной части, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 147, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 14, пунктом 5 части 2 статьи 20, статьей 30, частью 7 статьи 35, частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 158.1, 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), и исходил из того, что расходы на обучение медицинского персонала являются обязательными в силу требований трудового законодательства, в связи с чем оснований для признания их нецелевым расходованием не имелось.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции посчитал ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно позиции Фонда, на основании положений статьи 35 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом Фонд считает, установил в акте, что оплаченное Больницей обучение (по "Охране труда", немедицинских работников) не является условием выполнения медицинскими работниками определенных видов деятельности и не входит в перечень профессиональной переподготовки медицинских работников (дополнительного профессионального образования).
В связи с отсутствием в материалах дела документов, указанных в акте в части спорного эпизода, судом апелляционной инстанции истребованы документы, указанные на странице 52-53 акта, поскольку для установления обстоятельств по спорным расходам необходимо рассмотрение непосредственно самих документов о расходах. Данные документы не могли быть представлены в суд первой инстанции и принимаются в материалы дела судом апелляционной инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ), так как судом первой инстанции определен неполный круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а именно не рассмотрены факты несения расходов, оплаты расходов, виды и цели расходов, включенных в спорную сумму расходования средств ОМС, судом первой инстанции сделан вывод о расходах на охрану труда, тогда как в акте по спорному эпизоду отражены также расходы на экспертизу, бережливое производство, управление аптечной организации и другие, судом сделан вывод о недействительности акта по спорному эпизоду на сумму 75 300 рублей, однако в акте сумма нецелевого расходования средств ОМС 64 200 рублей.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Больницей за счет средств ОМС произведены спорные расходы в общей сумме 64 200 рублей, в том числе:
по договору оказания платных образовательных услуг от 03.12.2019 N 7153 произведена оплата платежным поручением от 27.01.2020 N 159 в сумме 16 800 рублей за обучение руководителей и специалистов, ответственных по охране труда, в количестве 12 человек (главный врач, главная медицинская сестра, заведующий лабораторией (врач), поликлиникой (врач), врачи, медицинская сестра, медицинский статистик, начальник отдела кадров);
по договору на оказание образовательных услуг от 07.09.20220 N 06/672/260-201ОМС произведена оплата платежным поручением от 09.10.2020 N 2289 в сумме 4 000 рублей за программу повышения квалификации "Экспертиза временной нетрудоспособности и качество медицинской помощи" исполняющего обязанности главного врача;
по договору об оказании платных образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе (с юридическим лицом) от 14.12.2020 N 53-вбп/386-20/ОМС произведена оплата платежным поручением от 17.12.2020 N 2906 в сумме 12 000 рублей за оказание услуг по повышению квалификации по программе "Возможности бережливого производства, Метод 5S";
по договору оказания платных образовательных услуг от 13.05.2021 произведена оплата платежным поручением от 14.05.2021 N 1088 на сумму 500 рублей за обучение по программе "Правила по охране труда в медицинских организациях";
по договору оказания платных образовательных услуг от 08.04.2021 N 2117/117-21/ОМС произведена оплата платежным поручением от 09.04.2021 N 793 на сумму 900 рублей за обучение руководителей и специалистов, ответственных по охране труда;
по договору об оказании платных образовательных услуг по дополнительным программам от 01.02.2021 N 2005/ЮЛ/КГ/21/35-21/ОМС произведена оплата платежным поручением от 03.02.2021 N 212 на сумму 18 000 рублей за обучение по охране труда 18 человек;
по договору оказания платных образовательных услуг от 09.03.2021 N 1356 произведена оплата платежным поручением от 11.03.2021 N 533 на сумму 2 000 рублей за оказание услуг обучения по программе "Правила по охране труда в медицинских организациях";
по договору на оказание образовательных услуг от 22.03.2021 N 06/3761/78-21/ОМС произведена оплата платежным поручением от 17.03.2021 N 599 на сумму 5 000 рублей за обучение по программе повышения квалификации "Актуальные вопросы управления аптечной организации";
по договору на оказание образовательных услуг от 22.03.2021 N 06/3763/79-21/ОМС произведена оплата платежным поручением от 17.03.2021 N 598 за обучение по программе повышения квалификации "Теоретические основы охраны здоровья граждан и медицинской деятельности".
Из названных платежным поручений видно, что оплата исполнителям производилась Больницей с лицевого счета по учету средств ОМС, то есть расходование производилось средств ОМС. Данное обстоятельство Больницей не оспаривалось.
В силу пункта 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н (далее - Приказ N 66н).
Пунктом 3 Приказа N 66н предусмотрено, что совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками (пункт 5 Приказа N 66н).
Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 N 707н (далее - Приказ N 707н).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н (далее - Приказ N 541н).
Согласно пункту 4 Приказа N 541н, квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности" установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в приказах N 707 и N 541н в квалификационных требованиях и требованиях к квалификации не предусмотрено дополнительное профессиональное образование по программам обучения "охрана труда", "теоретические основы охраны здоровья граждан и медицинской деятельности", "экспертиза временной нетрудоспособности и качестве медицинской помощи", "возможности бережливого производства Метод 5S", "правила по охране труда в медицинских организациях", "актуальные вопросы управления аптечной организации".
Кроме того, в пункте 3 части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ установлено, что в составе расходов бюджета территориального фонда формируется НСЗ, включающий средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
В соответствии с пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила использования медицинскими организациями средств НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332) (действовали до 28.02.2021).
Из подпунктов "а" пункта 1 и пункта 2 Правил N 332 следует, что средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств НСЗ, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил N 332).
С 01.03.2021 действуют Правила использования медицинскими организациями средств НСЗ Федерального фонда обязательного медицинского страхования, НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 (далее - Правила N 273).
Согласно пункту 3 Правил N 273, средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются на основании заключенного Федеральным фондом и территориальным фондом соответственно с федеральной медицинской организацией и региональной медицинской организацией (далее - медицинские организации) соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, порядок заключения и типовая форма которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, из указанных норм права следует, что финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации осуществляется за счет средств НСЗ на основании соглашений заключенных Фондом и медицинской организацией и в порядке, установленном Правилами N 332 (до 28.02.2021) и Правилами N 273 (с 01.03.2021).
В рассматриваемом случае отсутствуют доказательства заключения соглашения между сторонами, выделения средств НСЗ, предусмотренных указанными правилами.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предусмотренной Правилами N 108н, расчет тарифов осуществляется на единицу объема медицинской помощи, на медицинскую услугу, за вызов скорой медицинской помощи, за законченный случай лечения заболевания, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя установленные законом и правилами расходы. Расходы организациям за обучение охране труда, теоретическим основам охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, экспертизе временной нетрудоспособности и качестве медицинской помощи, возможности бережливого производства, правилам по охране труда в медицинских организациях, актуальным вопросам управления аптечной организации не указаны в качестве расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.
Спорные расходы не являются расходами на заработную плату и прочими выплатами в связи с исполнением врачами и медицинскими работниками своих обязанностей (медицинской деятельности), не направлены на повышение их квалификации по оказанию медицинской помощи, поскольку темы обучения не связаны с необходимым уровнем профессионального образования и дополнительного профессионального образования, не являются квалификационным требованием к медицинским специалистам.
Данные спорные расходы не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Вывод суда первой инстанции, что в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации обучение по охране труда обязаны проходить работники, руководители, не означает, что данные расходы подлежат возмещению из средств ОМС.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Больницей допущено нецелевое расходование средств ОМС в сумме 64 200 рублей, оснований для признания акта Фонда недействительным в данной части не имеется. Фондом не допущено нарушений законодательства в отношении вывода о нецелевом расходовании спорных средств ОМС. Указание Фонда на расходы в отношении немедицинского персонала само по себе не является основанием для отмены акта, так как Фондом правильно указаны все расходы, признанные нецелевыми на спорную сумму 64 200 рублей, а именно: расходы на обучение медицинских и других работников, отраженные в таблице на странице 52-53 акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит отмене в части признания недействительным акта в сумме 75 300 рублей, поскольку выводы суда первой инстанции по спорному эпизоду не соответствуют обстоятельствам дела. В рассматриваемой части заявленные требования Больницы удовлетворению не подлежат.
В остальной части решением суда не оспаривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции относятся на заявителя.
Фонд от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 по делу N А82-7726/2022 отменить в части признания недействительным акта в сумме 75 300 рублей, принять в данной части новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявления.
Расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя и взысканию с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области не подлежат.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2022 по делу N А82-7726/2022 подлежит оставлению без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7726/2022
Истец: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАВРИЛОВ-ЯМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области