город Томск |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А27-13424/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Кочкина Евгения Николаевича (N 07АП-2315/2023) и Администрации города Кемерово (N 07АП-2315/2023(2)) на решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13424/2022 (судья Верховых Е.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Тахмазяна Яцека Гарегиновича (ОГРНИП 315420500015206, ИНН 420591836289) к Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) о признании незаконным постановления,
третьи лица: Застрелов Денис Николаевич, г. Кемерово, Кочкин Е.Н., г. Кемерово, Новгородова Т.Н., г. Кемерово.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда: Тахмазян Я.Г., паспорт, его представитель Ермоленко Н.С. по доверенности от 01.07.2022 (на 2 года),
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заинтересованного лица: Есипова Е.В. по доверенности от 20.11.2022 (до 31.12.2023),
третье лицо: Кочкин Е.Н., паспорт.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тахмазян Яцек Гарегинович (далее -Тахмазян Я.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Кемерово (далее - Администрация) от 27.04.2022 N 1123 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1" в части отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, обязании Администрации города Кемерово в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, расположенного по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Застрелов Д.Н., Кочкин Е.Н., Новгородова Т.Н.
Решением от 08.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кочкин Е.Н. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что нахождение на испрашиваемом земельном участке жилого дома является основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства - "магазины".
В соответствии с нормативами градостроительного проектирования в районе "Красная горка", в границах которого расположен принадлежащий Тахмазяну Я.Г. земельный участок, значительно превышен норматив обеспеченности объектами торговли.
Администрацией также подана апелляционная жалоба, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям части 1 статьи 270 АПК РФ, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что действующее законодательство исключает возможность установления различных видов разрешенного использования земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства: недопустимо нахождение на земельном участке с видом разрешенного использования "магазины" объекта капитального строительства с видом "жилой дом".
Постановление администрации города Кемерово от 27.04.2022 N 1123 принято с учетом правил юридической техники: содержит преамбулу и основную часть.
Правила землепользования и застройки в городе Кемерово содержат лишь одну территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ), а жилой дом Застрелова Д.Н. находится в непосредственной близости с домом, принадлежащим заявителю; земельный участок Новгородовой Т.Н. является смежным по отношению к земельному участку заявителя.
Предприниматель возражает против удовлетворения апелляционных жалоб согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от Застрелова Д.Н., Новгородовой Т.Н. не представлены.
Представитель Администрации, Кочкин Е.Н., заявитель по делу и его представитель в судебном заседании поддержали каждый свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзыве на них.
Третьи лица: Застрелов Д.Н., Новгородова Т.Н., надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие Застрелова Д.Н. и Новгородовой Т.Н.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав предпринимателя, его представителя, представителя Администрации и Кочкина Е.Н., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Тахмазяну Я.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования; "под жилую застройку индивидуальную", расположенный по адресу; г. Кемерово, ул. 2-я Сосновая, 1. Право зарегистрировано в реестре 06.04.2021 за номером 42:24:0401060:2782-42/070/2021-1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) от 15.03.2022.
Согласно сведением ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 42;24;0401060:1268, назначение "индивидуальный жилой дом", площадью 25,7 кв.м. Право собственности на индивидуальный жилой дом за заявителем зарегистрировано 30.09.2016 за N 42-42/001- 42/201/148/2016-45/2, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 30.09.2016.
Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Кемерово определена принадлежность земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 3), градостроительным регламентом которой предусмотрен вид разрешенного использования "магазины" код (4.4.).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, плошадью 1500 кв. м, имеет разрешенное использование "под жилую застройку индивидуальную". Пунктом 3.3 статьи 3 Градостроительного регламента территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ) Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и для вида разрешенного использования "магазины" (код 4.4) составляет 400 кв.м.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, установлено, что данный вид предусматривает следующие виды деятельности: объекты капитального строительства, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Как указано заявителем, с намерением построить на собственном земельном участке здание магазина он 18.01.2021 обратился в Администрацию о предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, расположенного по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1.
Администрация в ответе (письмо от 09.02.2021 N 06-02-09- 01/114) указала на невозможность предоставления муниципальной услуги, отсутствие предмета рассмотрения, сослалась на то, что учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию земельного участка и расположенных на нем объектов, а также видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к противоречию вида разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем объекта капительного строительства, а также нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как указывает заявитель, учитывая ответ Администрации от 09.02.2021 N 06-02-09-01/114, в заявлении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка был указан не только земельный участок, но и объект капительного строительства.
31.01.2022 (почта России) обратился в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации г. Кемерово (комиссию) с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства - "магазины". Указанное заявление обусловлено тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ - в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, градостроительным регламентом которой - вид разрешенного использования "Магазины" отнесен к УРВИ.
По итогам рассмотрения обращения заявителя принято постановление администрации г. Кемерово от 11.03.2022 N 599 "О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая,1".
Решение от 11.03.2022 N 599 опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" 15.03.2022.
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" 15.03.2022.
Публичные слушания назначены на 29.03.2022 на 10.00.
По итогам проведения публичных слушаний комиссией было опубликовано заключение от 13.04.2022 N 06-02-09-01/517.
Замечания участников публичных слушаний следующие: земельный участок находится в границах зон охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2010 N 523, предоставление разрешения приведет к серьезным строительных работам, что создаст неблагоприятные условия для проживания местных жителей, организация парковочных мест будет производиться за счет вырубки крупных сосен, расположенных на спорном земельном участке, потребность в магазине не обоснована, близлежащие объекты закрыты с вывесками "аренда, продажа".
На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссией о подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово от 13.04.2022 N 06-02-09-01/517 подготовлены рекомендации от 22.04.2022 N 06-02-09- 01/571, согласно которым комиссия пришла к выводу о невозможности предоставления испрашиваемого разрешения.
Постановлением администрации города Кемерово от 27.04.2022 N 1123 в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.03.2021 N 411 " Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности в городе Кемерово", постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово", на основании постановления администрации города Кемерово от 11.03.2022 N 599 "О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1" отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капительного строительства.
Полагая, что данный отказ в части предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 не основан на нормах действующего законодательства, нарушает права заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации отсутствовали правовые и фактические основания для вынесения на основании рекомендаций Комиссии оспариваемого ненормативного правового акта по отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от доказывания обстоятельств нарушения прав и законных интересов принятым решением государственного органа.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Использование земельных участков, градостроительная деятельность осуществляются в установленном законодательством порядке с учетом регламентации уполномоченными органами правил землепользования и застройки исходя из территориального зонирования и вида разрешенного использования.
Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства определен статьей 39 ГрК РФ и предусматривает обязательное проведение публичных слушаний.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
В рассматриваемом случае категория земель - земли населенных пунктов.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Кемерово определена принадлежность земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 3), градостроительным регламентом которой предусмотрен вид разрешенного использования "магазины" код (4.4.).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, плошадью 1500 кв. м, имеет разрешенное использование "под жилую застройку индивидуальную".
Пунктом 3.3 статьи 3 Градостроительного регламента территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ) Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и для вида разрешенного использования "магазины" (код 4.4) составляет 400 кв.м.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, установлено, что данный вид предусматривает следующие виды деятельности: объекты капитального строительства, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
По результатам публичных слушаний, проведенных 29.03.2022, на основании заключения и рекомендаций комиссии администрацией города Кемерово вынесено постановление от 27.04.2022 N 1123 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1" - "магазины" (код.4.4), территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж3).
Процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капительного строительства администрацией соблюдена.
Из текста оспариваемого постановления от 27.04.2022 N 1123 усматривается, что при принятии решения 1123 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1" Администрация руководствовалась, в том числе, заключением о результатах публичных слушаний от 13.04.2022, однако, мотивы отказа и причины невозможности выдачи заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка в оспариваемом постановлении не указаны.
К выводу об отсутствии оснований для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капительного строительства комиссия пришла, принимая во внимание представленные замечания, а также необходимость предусмотренного статьей 2 ГрК РФ обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Исходя из содержания предоставленных замечаний, представление испрашиваемого разрешения приведет к прокладке новых подземных инженерных коммуникаций, организации парковочных мест для коммерческого объекта. Комиссия приняла во внимание отсутствие сетей водоотведения и канализации к рассматриваемому земельному участку. В связи с чем, и пришла к выводу об отсутствии обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при испрашивании разрешения указанным объектам недвижимости на такой вид разрешения использования как "магазины". Также указал, что на земельном участке расположен жилой дом. Предоставление разрешения приведет к тому, что рассматриваемый жилой дом приобретет статус "магазин", а заявитель - право осуществлять с этого момента в нем торговую деятельность без соблюдения требований.
Кроме того представлены письменные возражения пяти лиц, проживающих по следующим адресам
- г. Кемерово, Лесная поляна, ул. Окружная, 28;
- г. Кемерово, ул. Красная, 27;
- г. Кемерово, пр. Молодежный, 4а;
- г. Кемерово, пер. Бакинский, 24;
- г. Кемерово, ул. 3-я Сосновая, 6.
Согласно пункту 3 статьи 5.1 ГрК РФ участниками публичных слушаний являются:
- граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты;
- правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства;
- граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты; - правообладатели таких земельных участков или расположенных на; них объектов капитального строительства.
Вместе с тем, заинтересованное лицо не представило доказательств нарушения прав граждан, проживающих в иных районах города Кемерово (достаточно отдаленном расстоянии, Лесная поляна, ул. Окружная, 28, ул. Красная, 27, пр. Молодежный, 4а, пер. Бакинский, 24), а также нарушений баланса частных и публичных интересов либо условий их жизнедеятельности.
Администрация указала, что спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне жилой застройки, в пределах которой проживает Застрелов Д.Н.
Из графики карты градостроительного зонирования следует, что земельный участок и объект недвижимости по адресу: г. Кемерово, ул. 2-я Сосновая, 1 и земельный участок с объектом недвижимости по адресу: г. Кемерово, ул. 3-я Сосновая, 6 - находятся в границах разных территориальных зон. При этом между границами указанных территориальных зон имеют место иные территориальные зоны, в том числе ЖЗ и зона улично-дорожной сети (ИТЗ).
Указанное подтверждается также заключением кадастрового инженера от 27.09.2022, предоставленного заявителем, согласно которому кадастровый инженер, исследовав границы территориальной зоны, в которую вошел объект недвижимости и земельный участок по адресу г. Кемерово, ул. 2-я Сосновая, 1, пришел к выводу, что в границы рассматриваемой территориальной зоны (ЖЗ) не входит объект недвижимости и земельный участок по адресу г. Кемерово, ул. 3-я Сосновая, 6. Исследовав земельный участок и объект недвижимости по адресу г. Кемерово ул. 3-я Сосновая, 6, пришел к выводу, что они вошли в границы другой территориальной зоны (ЖЗ).
Данные обстоятельства заинтересованным лицом, третьим лицом не опровергнуты. Учитывая изложенное, Администрация должна была проанализировать представленные возражения на предмет их законности, обоснованности и заинтересованности лиц.
В ходе рассмотрения спора судом удовлетворены ходатайства о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Кочкина Е.Н. (собственника жилого дома по адресу ул. 2-ая Сосновая, 4) и Новгородовой Т.Н. (собственника жилого дома по адресу ул. 2-ая Сосновая, 3, смежный земельный участок). Третьи лица - Кочкин Е.Н. и Новгородова Т.Н. возражали против удовлетворения требований, сославшись на то, что организация магазина приведет к дополнительному шуму, постоянному движению автомобилей, организации парковки, скоплению людей, ведущих асоциальной образ жизни, особенно, в вечернее время.
Третье лицо Застрелов Д.Н. в ходе рассмотрения спора также возражал против удовлетворения требований. Указал, что наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. Заявитель не лишен возможности использовать объект недвижимости по прямому назначению. Будет нарушен уклад жизни граждан территории Красной Горки, которая является территорией достопримечательности, нарушена благоприятная среда проживания. Сослался также на письмо общественной организации КРО "Союз архитекторов России" от 27.01.2023.
Заявителем представлены списки с подписями граждан, не возражающих против строительства продовольственного магазина на спорном земельном участке. Администрацией - список лиц, возражающих против строительства магазина на спорном участке.
Свидетели: Шатохина Вера Александровна, проживающая по адресу г. Кемерово, ул. Красная Горка, дом 1А, являющаяся председателем Комитета территориального общественного самоуправления (КТОС) "Красная Горка" и Журавлева Вера Леонидовна, являющаяся, с ее слов, председателем по 13 домам на Красной Горке по ул. Суворова, пояснили о необходимости объекта торговли на спорной территории, в том числе, с учетом общественного мнения. Люди просят оказать содействие в открытии магазина.
К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, то есть не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О).
Вместе с тем, выраженное участниками общественных обсуждений мнение относительно выдачи заинтересованным лицам разрешения на условно разрешенный вид использования имеет рекомендательный характер, как отказ от учета этого мнения, так и учет такового должны быть мотивированы органом, принимающим решение по результату рассмотрения заявления о выдаче указанного разрешения.
Учитывая, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не содержат обязательных положений, подлежащих учету при решении вопроса об утверждении проекта планировки и межевания территорий, указание Администрации на итоги проведения публичных слушаний как на основание отказа не соответствует нормам права.
Комиссия в своем заключении указала, что согласно данным автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок не входит в границы зон охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.11.2010 N 523.
Ссылка третьего лица Застрелова Д.Н. на письмо общественной организации, на возможность отнесения в будущем данной территории к объектам культурного наследия судом отклонена, поскольку спорная территория на момент рассмотрения заявления и в настоящее не относится к зоне охраны объектов культурного наследия.
Каких-либо доводов, свидетельствующих о негативном воздействии на окружающую среду испрашиваемого вида, об установленных ограничениях в использовании данного земельного участка, о нарушении прав граждан и правообладателей соседних земельных участков, оспариваемое постановление и заключение не содержат, в ходе рассмотрения спора не установлено.
Доводы о том, что предоставление испрашиваемого разрешения приведет к серьезным строительным работам, производству земляных работ, прокладке инженерных коммуникаций, усилению нагрузки на существующие коммуникации и увеличению транспортного потока, что создаст неблагоприятные условия для проживания местных жителей, а также отсутствие сетей водоснабжения и канализации к спорному земельному участку, судом отклонены как не обоснованные и документально не подтвержденные.
Отсутствие сетей водоснабжения и канализации к спорному земельному участку не является причиной для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на земельный участок. Вопрос по подключению не относится к вопросу сбалансированного учета органом власти интересов.
Данные доводы не являются предметом исследования на этапе получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так как отсутствует проектная документация, технические условия на подключение, которые могут быть получены только после изменения вида разрешенного использования на "Магазины", так как проектировать возможно на отведенном для этих целях земельном участке.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 N 13 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" рассматриваемый земельный участок находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 3-2. Данным постановлением установлены особые требования ЗРЗ 3-2 предельные параметры застройки и использование отдельных строительных материалов: предельная протяженность фасада по уличному фронту - 80 м; предельная высота зданий и сооружений - 15 м, допустимая высота архитектурных доминант - 20 м. Указанные параметры подлежат учету при проектировании объекта капительного строительства.
Каких либо ограничений, кроме изложенных выше относительно параметров объекта, не предусмотрено.
Ссылка на организацию парковочных мест за счет вырубки произрастающих на земельном участке крупных сосен, среди которых, в том числе, одна возрастом более 100 лет, 50-летняя ель, возрастная береза, около 4-х сибирских лип является преждевременной, поскольку проектная документация, в которой данный вопрос подлежит разрешению, в том числе по организации парковочных мест и сохранению зеленых насаждений, в настоящее время отсутствует.
Заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 08.09.2022, который обновил топографический план территории, путем нанесения на него существующей ситуации, в том числе с обозначением деревьев расположенных на частной собственности и на прилегающей территории. Согласно данному заключению части деревьев, указанных администрацией - нет (сибирских лип).
Из представленных документов следует, что оставшаяся часть деревьев не образует какой - либо целостности, массива, деревья расположены разрозненно, в большинстве своем с нависанием кроны деревьев на линии электропередач, что создает угрозу обрыва воздушной линии электропередачи и иные неблагоприятные последствия.
В соответствии с письмом проектной организации ООО ПСФ "Промстальконструкция" размещение здания магазина с учетом парковочных мест, разворотных площадок, зоны разгрузки товара, не предполагает снос зеленых насаждений, расположенных за пределами земельного участка, а также снос сосен, расположенных в западной части земельного участка.
Довод о достаточности объектов торговли также не может быть положен в основу отказа в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка.
Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка отдельно от объекта капитального строительства не противоречит статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации комиссии по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также оспариваемое в части постановление не содержат обоснованных доводов, по которым предпринимателю было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Необоснованный отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской экономической или иной экономической деятельности, препятствует ее осуществлению.
Поскольку постановление администрации города Кемерово от 27.04.2022 N 1123 усматривается, что при принятии решения 1123 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782 и объекта капительного строительства с кадастровым номером 42:24:0401060:1268, расположенных по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1" является незаконным в оспариваемой части, суд первой инстанции счел необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязать администрацию города Кемерово в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:2782, расположенного по адресу: г. Кемерово, 2-я Сосновая, 1.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционных жалобах, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выбранная судом первой инстанции восстановительная мера является соразмерной и обоснованной, влечет восстановление нарушенных прав заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежит отмене или изменению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13424/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Кочкина Евгения Николаевича и Администрации города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13424/2022
Истец: Тахмазян Яцек Гарегинович
Ответчик: Администрация г. Кемерово
Третье лицо: Кочкина Евгения Николаевна, Новгородова Татьяна Николаевна