г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-253587/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 20)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2023 по делу N А40-253587/22
по исковому заявлению: ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 20) (ИНН: 7710030933)
к ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН: 1027700430889)
о взыскании,
при участии:
от истца: |
Пальгин С.А. по дов. от 25.01.2023; |
от ответчика: |
Румянцев Д.К. по дов. от 02.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 20) (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (далее также - ответчик) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страховых выплат в сумме 421 003 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой.
Представитель истца доводы жалобы полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований истца по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
Одновременно с апелляционной жалобой было заявлено ходатайство о замене истца на процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и Московской области.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С 01.01.2023 Фонд социального страхования Российской Федерации реорганизован путем присоединения в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
ОСФР по г. Москве и Московской области является исполнительным органом Фонда пенсионного и социального страхования, действует на основании Положения "Об отделении Фонда пенсионного и социального страхования, утвержденного Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации" от 12.12.2022 N 888р.
При таких обстоятельствах ходатайство о замене истца по настоящему делу с Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 20) на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и Московской области подлежит удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, рег.N 7739002201) зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 20 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал N 20 Отделения Фонда) с 03.08.2022 г., до указанной даты состояло на учете в филиале N 6 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской (далее - филиал N 6 Отделения Фонда). В 2021 г. страховщиком было произведено страховое обеспечение застрахованным лицам (работникам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
В дальнейшем, филиалом N 6 Отделения Фонда для проведения камеральной проверки в адрес страхователя направлено требование о представлении сведений и документов от 15.03.2022 г. N 770622400000101, которым истребованы сведения (документы), в том числе о застрахованных лицах (работниках ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Впоследствии филиалом N 6 Отделения Фонда в отношении страхователя проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 29.03.2022 г. N 770622400000102.
В пункте 3.2.1 акта камеральной проверки установлено, что настоящей проверкой выявлено излишняя выплата пособия застрахованным лицам, в связи с назначением и выплатой застрахованным лицам - 421 003,80 руб., из них:
- Найвоседо Татьяна Владимировна: номер ЛН N 375913659510, дата выдачи 24.12.2020 в сумме 251 188 рублей 00 копеек;
- Свиридова Наталья Владимировна: номер ЛН N 910052697514, дата выдачи 11.01.2021, сумма излишне понесенных расходов составила 169 815,80 руб.
Уведомлением о вызове страхователя от 29.03.2022 N 77062200000103, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России уведомлено о рассмотрении материалов проверки, которое вручено представителю 30.03.2022.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки принято решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 20.04.2022 г. N 770622400000104, в связи с чем страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 421 003,80 рублей.
Филиалом N 20 Отделения Фонда в адрес страхователя направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов от 30.05.2022 г. N 770622700000301, в котором страхователю следует в срок до "22" июня 2022 года возместить Фонду социального страхования Российской Федерации излишне понесенные им расходы в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 421 003 рублей 80 копейки.
В добровольном порядке денежные средства страхователем не возвращены.
Кроме того, страхователь обратился в филиал N 6 Отделения Фонда с жалобой на вышеуказанное решение от 20.04.2022N 770622400000104, которая оставлена без удовлетворения в соответствии с ответом от 14.06.2022 N 10-16/07-3665.
С учетом изложенного истец обратился в арбитражный суд за взысканием излишне понесенных расходов на страховые выплаты.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165- ФЗ, Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно пункту 2.1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователи обязаны своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу.
С 01.01.2021 по 31.12.2021 согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному - социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются застрахованным лицам территориальным органом Фонда на основании сведений (документов), которые представляет страхователь.
Как следует из материалов дела, 04.02.2021 ЖКС N 11 (г. Новосибирск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВКС по системе СБИС (СБИС - система подготовки, проверки и сдачи электронной отчетности через интернет во все государственные органы для любых форм организации) были представлены расчеты по выплате пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством.
Документ на каждую из сотрудниц содержит две вкладки - заявление о выплате и листок нетрудоспособности.
В случае с Найвоседо Т.В. в заявлении указан заработок за два года 370 236, 12 руб. (он соответствует листку нетрудоспособности), число календарных дней, приходящихся за период, за который учитывается заработная плата, указано 140 (количество дней отпуска по беременности и родам).
В листке нетрудоспособности указан средний дневной заработок 507,17 руб. (370 236,12 : 730) и размер пособия за счет ФСС, который должен был быть выплачен - 71 003,80 руб.
При проверке в системе СБИС программа ошибок не выдала.
Таким образом, ответчик в Фонд передал верные сведения о выплате Найвоседо Т.В. пособия в сумме 71 003 рублей 80 копеек.
Ответчик указал, что сдал верный расчет, что отражено в программе СБИС, и скорее всего, сам истец неверно в последствии определил суммы выплаты.
В случае со Свиридовой Н.В. в заявлении указан заработок за два года 788 949,16 руб. (он соответствует листку нетрудоспособности), в листке нетрудоспособности указан средний дневной заработок 1 221,28 руб. (788 949,16 : 646) и размер пособия за счет ФСС, который должен быть выплачен - 170 979,20.
При проверке в системе СБИС программа ошибок не выдала.
Таким образом, ответчик в Фонд передал верные сведения о выплате Свиридовой Н.В. пособия в сумме 170 979 рублей 20 копеек.
Ответчик указал, что сдал верный расчет, что отражено в программе СБИС, и скорее всего, сам истец неверно в последствии определил суммы выплаты.
В исковом заявлении истец указал, что сумма, подлежащая выплате гр. Навосейдо Т.В., составляет 71 003,80 руб., сумма, подлежащая выплате гр. Свиридовой Н.В., составляет 170 979,20 руб. Именно об оплате указанных сумм ответчик и передал сведения в Фонд, что подтверждается материалами дела.
Апелляционным судом установлено, что ответчик неверно указал на 1 странице расчета пособия по беременности и родам Найвоседо Т.В. количество дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, 140 вместо 730, в связи с чем Фонд произвел перерасчет, полагая, что имеется арифметическая ошибка.
Однако, окончательная сумма пособия в расчете ответчика указана верно - 71 003 рублей 80 копеек.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что излишняя выплата произошла по вине самого истца.
Кроме того, суд верно указал, что денежные средства в излишнем размере Фондом были выплачены непосредственно на банковские счета застрахованных лиц, в связи с чем, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2023 по делу N А40-253587/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253587/2022
Истец: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 20
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ