г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-214080/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
В.И. Попова, С.М. Мухина |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Нестеровой М.Е. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 февраля 2023 по делу N А40-214080/21, по заявлению ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" к Центральной электронной таможне о признании незаконным и отмене решения
о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 07.09.2021 по ДТ N 10131010/120521/0301053; N 10131010/140920/0056830; N 10131010/211220/0267303; N 10131010/220920/0070942; N 10131010/261220/0280581; N 10131010/291020/0145836,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Попов В.В. дов. от 29.12.2022 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной электронной таможни (далее - ответчик, таможня, ЦЭлТ) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 07.09.2021 по ДТ N 10131010/120521/0301053; N 10131010/140920/0056830; N 10131010/211220/0267303; N 10131010/220920/0070942; N 10131010/261220/0280581; N 10131010/291020/0145836.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал решение суда первой инстанции, поскольку считает его законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" во исполнение внешнеэкономического контракта от 01.08.2018 N 22/11-ДН, заключенного с компанией "МЕТАСО LLP" (Соединенное Королевство Великобритании), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезены и на Центральном таможенном посту (центр электронного декларирования (далее - ЦЭД)) ЦЭлТ задекларированы товары различных наименований, в том числе: по ДТ N 10131010/120521/0301053 товар N 1: "картридж медицинский, бикарбонатный DIACART 650гр, код ОКПД 2 32.50.21.130, предназначен для разового t использования при процедуре гемодиализа, является частью аппарата (сменной принадлежностью)...", классификационный код в соответствии с единой Товарной 3 номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9018 90 300 0; по ДТ N 10131010/140920/0056830 (товар N 1), N 10131010/211220/0267303 (товар N 1), N 10131010/220920/0070942 (товар N 1), N 10131010/261220/0280581 (товар N 1), N 10131010/291020/0145836 (товар N 1): "кровопроводящие магистрали для гемодиализа, ОКПД 2 32.50.13.190, различных моделей...", классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 500 9 (далее - товары).
В графах 36 указанных ДТ декларантом заявлены сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий). В графах 44 указанных ДТ под кодом 07012 в качестве документов, подтверждающих соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, декларантом указаны реквизиты регистрационных удостоверений на медицинские изделия: от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 (ДТ N 10131010/120521/0301053, товар N 1); от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720 (ДТ N 10131010/140920/0056830, товар N 1; ДТ N 10131010/211220/0267303, товар N 1; ДТ N 10131010/220920/0070942, товар N 1; 10131010/261220/0280581, товар N 1; 10131010/291020/0145836, товар N 1).
Товары выпущены Центральным таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. ЦЭлТ после выпуска товаров проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 06.09.2021 N 10131000/205/060921/296), по результатам которого установлен факт неправомерного освобождения от уплаты НДС. 07.09.2021 ЦЭлТ принято оспариваемое Обществом решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10131010/120521/0301053, 10131010/140920/0056830, 10131010/211220/0267303, 10131010/220920/0070942, 10131010/261220/0280581, 10131010/291020/0145836, согласно которому общая сумма подлежащего уплате НДС составила 790 575,90 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Положениями статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.
Согласно статье 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Нормативным правовым актом, определяющим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации при условии представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из положений статьей 149, 150 НК РФ следует, что для освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства необходимо соблюдение двух условий: 1. представление регистрационного удостоверения медицинского изделия; 2. включение медицинского изделия в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень). Согласно примечанию 1 к Перечню, для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода РКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня. В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции, действовавшей до 01.10.2019) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017.
Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код РКП. Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для получения льготы по уплате НДС в отношении ввозимых медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, декларанту необходимо представить таможенному органу регистрационное удостоверение, содержащее код РКП, при условии совпадения кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода РКП в рамках одного пункта Перечня.
Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании товаров в графах 33 ДТ ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" заявлены следующие классификационные коды в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: ДТ N 10131010/120521/0301053 (товар N 1) - 9018 90 300 0; ДТ N 10131010/140920/0056830 (товар N 1), N 10131010/211220/0267303 (товар N 1), N 10131010/220920/0070942 (товар N 1), N 10131010/261220/0280581 (товар N 1), N 10131010/291020/0145836 (товар N 1) - 9018 90 500 9.
Представленные декларантом регистрационные удостоверения выданы на медицинские изделия: "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart, DiaBox", код ОКП 93 9800 (регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600); "Кровопроводящие магистрали для гемодиализа", код ОКП 93 9800 (регистрационное удостоверение от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720).
Указанные регистрационные удостоверения выданы до 01.01.2017, следовательно, в отношении ввозимых товаров применяется код ОКП. Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что заявленный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС (9018) включен в пункт 14 раздела I Перечня, данному коду соответствует код ОКП - 94 4400. Следовательно, в рассматриваемой ситуации, декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС.
Таким образом, представленные Обществом регистрационные удостоверения с кодом ОКП 93 9800 не являются основанием для предоставления льготы по уплате НДС в отношении спорных товаров, задекларированных по ДТ N 10131010/120521/0301053; N 10131010/140920/0056830; N 10131010/211220/0267303; N 10131010/220920/0070942; N 10131010/261220/0280581; N 10131010/291020/0145836. Общество основывает свою позицию на том, что товару на основании деклараций о соответствии и сертификатов соответствия были присвоены соответствующие коды ОКПД 2, которые должны учитываться таможенным органом при предоставлении преференций.
Суд указал, что ввезенные медицинские изделия зарегистрированы до 01.01.2017, и, соответственно, в рассматриваемой ситуации подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93, содержащийся в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, что прямо следует из сноски "*" к Перечню.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии и сертификат соответствия представляют собой документы, удостоверяющие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. 6 Соответственно, указанные документы никак не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 НК РФ основанием для освобождения от уплаты НДС служит предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, включенного в Перечень, которое содержит соответствующие товару код ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с этим при принятии обжалуемого решения таможенный орган мог руководствоваться исключительно сведениями, содержащимися в регистрационном удостоверении на медицинское изделие.
Учет сведений, содержащихся в иных документах (декларации о соответствии, сертификате соответствия), для целей применения льготы по уплате НДС противоречит действующим нормам налогового законодательства. Как обосновано указано таможней, косвенно подтверждает несостоятельность доводов Общества и тот факт, что декларации о соответствии и сертификаты соответствия указаны в графах 44 ДТ под кодом 01191, что в соответствии Классификатором видов документов и сведений (приложение N 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) означает их отнесение самим декларантом к документам об оценке соответствия товаров техническим регламентам, а не к документам, подтверждающим соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС (код 07012).
Таким образом, указанный довод Общества является необоснованным.
Подлежат отклонению и доводы Общества, основанные на описании ввезенных товаров, поскольку соответствие задекларированных товаров коду ОКП 94 4400 документально не подтверждено.
В регистрационных удостоверениях, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) с учетом назначения медицинского изделия, указан код ОКП 93 9800. Произвольное изменение данного кода "по желанию" декларанта на код ОКП 94 4400 с целью приведения товара в соответствие с пунктом 14 Перечня, является необоснованным.
Довод Заявителя о том, что действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставлять в качестве подтверждения права на льготу по уплате НДС, в связи с чем декларации о соответствии и сертификаты соответствия обоснованно представлены им в качестве основания для предоставления льготы по уплате НДС, также подлежит отклонению, поскольку он противоречит нормам налогового законодательства, а именно положениям статьей 149, 150 НК РФ, согласно которым одним из условий освобождения ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства от уплаты НДС является представление регистрационного удостоверения медицинского изделия, являющегося единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода классификации продукции ввезенного товара для целей применения льгот.
Обосновывая заявленные требования, ООО "Медицинский центр "Доктор Нефро" также настаивает, что таможней нарушены обязательные требования по заполнению формы решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров, установленные Порядком.
В частности, обжалуемое решение не содержит указания на конкретные изменения, которые необходимо внести в ДТ, а также срок внесения таких изменений. По мнению Общества, данные обстоятельства привели к невозможности исполнения обжалуемого решения.
Признавая указанные доводы необоснованными, суд указал, что оспариваемое решение формлено ЦЭлТ по установленной форме с учётом соответствующих примечаний к приложению N 1.
В соответствии с пунктом 22 Порядка решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия. Решение ЦЭлТ от 07.09.2021 направлено в адрес Общества письмом таможни от 08.09.2021.
Судом также учтены выводу судебных инстанции по аналогичным делам N А40-109234/20 и N А40- 220487/21.
Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 февраля 2023 по делу N А40-214080/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214080/2021
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "ДОКТОР НЕФРО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ