г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А42-9028/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7558/2023) ООО "УК Честность" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.01.2023 по делу N А42-9028/2022, принятое
по заявлению ООО "УК Честность"
к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области
3-е лицо: ООО "УК "КС"
об оспаривании приказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Честность" (ОГРН: 1155190013373, адрес: 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Спекова, д. 32, каб. 103, далее - заявитель, Общество, ООО "УК Честность") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (ОГРН: 1025100849850, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, далее - Министерство, заинтересованное лицо) N 237 от 27.04.2022 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области", которым внесены изменения в реестр лицензий в отношении Общества, путем исключения сведений о многоквартирном доме N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакша Мурманской области (дата окончания управления многоквартирным домом - 30.04.2022) в связи с выбором собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома способа управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственность "Управляющая компания "КС" (ОГРН: 1155190010458, адрес: 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Батюты, д. 15/26, нежил. встр. пом. 1, далее - ООО "УК "КС", третье лицо).
Решением от 18.11.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал; взыскал с ООО "УК Честность" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК Честность" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, деятельность по управлению МКД по ул. Кировская, д. 23, в г. Кандалакша с 01.04.2016 осуществляло ООО "УК Честность".
04.04.2022 в адрес Министерства поступило заявление ООО "УК "КС" о внесении изменений в реестр лицензий, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, путем исключения сведений о МКД N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакше из раздела реестра лицензий ООО "УК Честность" на основании решений общего собрания собственников помещений вышеуказанного дома, оформленном протоколом от 31.01.2022, в связи с выбором собственниками помещений способа управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Сведения, представленные лицензиатом ООО "УК "КС", противоречили сведениям, содержащимся в реестре лицензий на момент рассмотрения заявления. Согласно реестру лицензий деятельность по управлению МКД N 23 по ул. Кировская в г.Кандалакше осуществляло ООО "УК Честность", которое не обращалось с заявлением о внесении изменений путем исключения сведений о вышеуказанном МКД.
На основании пп. "а", "в" п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) Министерством принято решение (приказ от 15.04.2022 N211) о приостановлении до 27.04.2022 рассмотрения заявления ООО "УК "КС" о внесении изменений в раздел реестра лицензий, с целью направления запроса в адрес ООО "УК Честность" о предоставлении сведений.
В адрес ООО "УК Честность" направлен запрос (исх. от 15.04.2022 N 18-105/4020) о предоставлении сведений, в том числе посредством ГИС ЖКХ (N 51-2022-3792) - статус обращения "исполнено".
27.04.2022 Министерством возобновлена проверка заявления ООО "УК "КС", в ходе которой установлено, что ООО "УК "КС" на запрос Министерства представило (вх. N 4663 от 20.04.2022) документы о том, что последним, во исполнение пункта 18 Правил N416 в адрес ООО "УК Честность" направлено уведомление о принятых на общем собрании собственников помещений МКД N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакше решениях, оформленных протоколом от 31.01.2022, с приложением копии указанного протокола, посредством экспресс-доставки ИП Колумбаева Т.Г., о чем свидетельствует оттиск штампа от 04.02.2022.
Между тем, ООО "УК Честность" предоставило (вх. от 25.04.2022 N 4890) документы общего собрания собственников помещений МКД, оформленные протоколом от 31.03.2022, содержащие, в том числе решение об отмене решения общего собрания собственников помещений данного дома, оформленные протоколом от 31.01.2022.
Согласно протоколу от 31.03.2022 в общем собрании приняли участие собственники, обладающие 809,5 м2. Собственники владеют 1513,9 м2. Следовательно, кворум данного собрания 53,47%. Между тем, в адрес Министерства поступили обращения собственников квартир N N 1, 18 спорного МКД, в которых собственники информируют о том, что в общем собрании собственников помещений в данном доме, оформленном протоколом от 31.03.2022, по вопросу выбора ООО "УК Честность" в качестве управляющей организации, они участия не принимали.
В адрес Министерства поступили обращения от собственников помещений, обладающих площадью 114,7 м2 жилых помещений в спорном МКД, что составляет 7,58% голосов. При пересчете голосов, установив, что в общем собрании собственников помещений указанного МКД, оформленного протоколом от 31.03.2022, проведенном в форме очно-заочного голосования, приняли участие собственники, обладающие 45,89 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД, Министерство пришло к выводу, что в общем собрании собственников помещения МКД от 31.03.2022 кворум, необходимый для принятия решений, отсутствует, имеются признаки ничтожности.
С учетом порядка расторжения договора управления (уведомление о принятых решениях не менее чем за 30 дней), заключенного между собственниками помещений МКД N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакше и ООО "УК Честность", и даты уведомления последнего о расторжении данного договора, МКД мог перейти на непосредственное управление с 01.05.2022.
Установив данные обстоятельства, Министерством, на основании заключения о результатах проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области, представленных ООО "УК "КС" (заключение N 230 от 27.04.2022) вынесен приказ от 27.04.2022 N 237 о внесении изменений в раздел реестра лицензий ООО "УК Честность" путем исключения сведений о МКД N 23 по ул. Кировская в г.Кандалакше (дата окончания управления многоквартирным домом - 30.04.2022) в связи с выбором собственниками помещений способа управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В адрес Общества направлено посредством ГИС ЖКХ (исх N 18-105/4308 от 27.04.2022) соответствующее уведомление о внесенных данным приказом изменениях в реестр лицензий с приложением копии обжалуемого приказа.
Не согласившись с приказом Министерства N 237 от 27.04.2022 о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в том числе представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр.
В пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 04.04.2022 в адрес Министерства поступило заявление ООО "УК "КС" о внесении изменений в реестр лицензий, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, путем исключения сведений о МКД N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакше из раздела реестра лицензий ООО "УК Честность" на основании решений общего собрания собственников помещений вышеуказанного дома, оформленном протоколом от 31.01.2022, в связи с выбором собственниками помещений способа управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В свою очередь, ООО "УК Честность" предоставило в Министерство документы общего собрания собственников помещений МКД, оформленные протоколом от 31.03.2022, содержащие решение об отмене решения общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленные протоколом от 31.01.2022.
В ходе проверки представленных документов ответчиком установлено, что согласно протоколу от 31.03.2022 в общем собрании приняли участие собственники, обладающие площадью помещений 809,5 м2. Всего собственники владеют площадью 1513,9 м2. Следовательно, кворум данного собрания 53,47%. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Вместе с тем, в Министерство поступили обращения собственников квартир N N 1, 18 спорного МКД, в которых собственники проинформировали о том, что в общем собрании собственников помещений, оформленном протоколом от 31.03.2022, по вопросу выбора ООО "УК Честность" в качестве управляющей организации, они не участвовали.
Поскольку собственники, обратившиеся в Министерство, обладают площадью 114,7 м2, что составляет 7,58% голосов, то ответчиком правомерно сделан вывод об отсутствии кворума, необходимого для принятия решений, при проведении собрания 31.03.2022, поскольку участие приняли собственники обладающие 45,89% голосов.
Таким образом, по итогам проверки протокола от 31.03.2022 и приложенных к нему документов на соответствие подпункту "е" пункта 5 Порядка N 938/пр установлены признаки ничтожности решения общего собрания собственников МКД, оформленных протоколом от 31.03.2022.
В соответствии с пунктом 18 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Такое уведомление может быть направлено с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Уведомление о принятом собранием собственников МКД решении, оформленном протоколом N 1 от 31.01.2022, было направлено в адрес ранее управлявшей организации - ООО "УК Честность" 03.02.2022 и получено адресатом 04.02.2022, что заявителем не оспаривается.
Установленная абзацем два пункта 18 Правил N 416 возможность направления уведомления с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, сама по себе не исключает возможность направления такого уведомления посредством курьерской доставки.
Довод ООО "УК Честность" о том, что в ГИС ЖКХ не размещены сведения о МКД N 23 по ул. Кировская в г.п. Кандалакше ООО "УК "КС", подлежит отклонению апелляционным судом.
Порядком N 938/пр не предусмотрено размещение сведений о МКД в случае заключения с собственниками помещений договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Сведения о МКД N 23 по ул. Кировская в г.п. Кандалакше не содержатся в разделе реестра лицензий ООО "УК "КС". Перечень МКД ООО "УК "КС" не изменялся, так как между собственниками и ООО "УК "КС" заключен договор оказания услуг и (или) выполнения работ. Заявление о внесении изменений в раздел реестра лицензий ООО "УК Честность" путем исключения сведений о МКД N 23 по ул. Кировская в г. Кандалакше поступило на основании заявления ООО "УК "КС" в связи с изменением способа управления МКД (пп. "б" п. 2 Порядка N 938/пр).
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый Приказ Министерства N 237 от 27.04.2022 в адрес заявителя не направлялся, в связи с чем суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о пропуске срока оспаривания указанного акта в судебном порядке, предусмотренный статьей 198 АПК РФ, подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 938/пр решение органа государственного жилищного надзора направляется заявителю посредством системы в день принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора.
Приказ N 237 от 27.04.2022 направлен ООО "УК Честность" посредством ГИС ЖКХ 27.04.2022.
Кроме того, Министерством с отзывом на апелляционную жалобу представлены доказательства направления в адрес ООО "УК Честность" решения (исх. от 27.04.2022 N 18-105/4308) посредством АО "Почта России" заказным письмом (почтовый идентификатор 80099571722707). Указанное отправление, согласно информации с официального сайта АО "Почта России", получено заявителем 04.06.2022.
Как следует из материалов дела, с заявлением в суд Общество обратилось путем направления почтовой корреспонденции 07.10.2022, то есть с пропуском установленного срока на оспаривание приказа Министерства. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока Обществом заявлено не было.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что пропуск срока подачи заявления об оспаривании решений государственных органов и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Определением от 10.03.2023 апелляционный суд предоставил ООО "УК Честность" отсрочку уплат государственной пошлины по апелляционной жалобе. Учитывая изложенное, с ООО "УК Честность" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 января 2023 года по делу N А42-9028/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Честность" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Честность" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9028/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЧЕСТНОСТЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КС"