г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-180631/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2022 г. по делу N А40-180631/22, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по иску Публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" к Обществу с ограниченной ответственностью "Ньюмоскоубас" о взыскании 37 772 руб. 10 коп.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Ньюмоскоубас" страхового возмещения по ДТП от 01.11.2020 г. при участии а/м "Mersedes-Benz"; г.р.з. К422ХН777 и а/м "Nissan X-Trail"; М728НМ750 в размере 37 772 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2022 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.11.2020 г. произошло ДТП с участием транспортного средства (ТС) "Mersedes-Benz"; г.р.з. К422ХН777, находившегося под управлением Маркова В.И., и автомобиля "Nissan X-Trail"; г.р.з. М728НМ750.
Указанное ДТП произошло в результате нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) Марковым В.И.
Как полагает истец, между противоправными виновными действиями Маркова В.И. и наступившими последствиями в виде повреждения чужого имущества имеется прямая причинно-следственная связь. В результате ДТП автомобилю "Nissan X-Trail"; г.р.з. М728НМ750 были причинены механические повреждения.
Ввиду того, что на момент ДТП в соответствии с ФЗ от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" гражданская ответственность владельца виновного транспортного средства была застрахована у истца (договор серии ННН N 3016665605), им было выплачено потерпевшему страховое возмещение в размере 37 772 руб. 10 коп.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в удовлетворении иска отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно положениям ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений ст. 15 ФЗ "Об ОСАГО" и положению ЦБ Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО) заявление о заключении дДоговора обязательного страхования должно содержать достоверную информацию в том числе о цели использования транспортного средства.
Согласно положениям ст. 9 ФЗ "Об ОСАГО" страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, отражающих оценку страховых рисков. Размеры (минимальные и максимальные значения) базовых ставок и коэффициентов, а также порядок их применения устанавливаются Банком России. Применение пониженного или повышенного значения базовой ставки зависит в том числе от назначения и (или) цели использования транспортного средства.
Расчёт подлежащей оплате страховой премии производится на основании сведений, представленных страхователем (владельцем).
В соответствии с п. 1.6 Правил ОСАГО ответственность за полноту и достоверность сведений, представляемых страховщику, несет владелец транспортного средства.
Размер полученной страховщиком при заключении договора серии ННН N 3016665605 страховой премии подтверждается банковскими и бухгалтерскими документами.
Согласно положениям ст. 15 ФЗ "Об ОСАГО" заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером. В случае заключения договора в виде электронного документа страховщик непосредственно после оплаты владельцем транспортного средства страховой премии направляет ему страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Также страховщик вносит сведения о заключении Договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Такие сведения размещены в свободном доступе на сайте единого общероссийского профессионального объединения "Российский Союз Автостраховщиков" - autoins.ru.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 58 при возникновении спора о договоре обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа, судам следует наряду с другими доказательствами по делу принимать во внимание сведения, предоставленные профессиональным объединением страховщиков.
Как указывает истец, в процессе урегулирования страхового случая, им было выявлено, что транспортное средство (автобус) "Mersedes-Benz"; г.р.з. К422ХН777 используется для регулярных перевозок пассажиров.
Данный факт подтверждается сведениями о заключенном договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (далее - ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров автобуса "Mersedes-Benz"; г.р.з. К422ХН777, размещенными на официальном ресурсе профессионального объединения страховщиков "Национальный союз страховщиков ответственности" - nsso.ru.
ТС виновника - автобус/маршрутка, регион выдачи лицензии Москва и МО, Тула. Номер лицензии - АК77-000273 выдана - 23.03.2020 г., ссылка для поиска информации по лицензии - https://ugadn77.tu.rostransnadzor.gov.ru/deyatel-nost-/reestry.
Согласно ФЗ от 14.06.2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" и утвержденным на его основании Правилам ОСГОП (утв. постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 26.12.2012 г. приказом N 48):
* обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность перевозчика при осуществлении регулярных перевозок пассажиров;
* для заключения договора ОСГОП обязательно представление перевозчиком страховщику лицензии на осуществление перевозок пассажиров.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об ОСАГО" к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Согласно положениям ст. 1081 Гражданского кодекса лицом, причинившим вред, является лицо, фактически совершившее действие/бездействие, в результате которого потерпевшему причинен ущерб. Вред потерпевшему причинен с использованием автобуса, находившегося под управлением Погуляй В.В. Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2019 г. из ФЗ "Об ОСАГО" исключена норма о праве регрессного требования страховщика к страхователю ОСАГО, предоставившему недостоверные сведения при заключении договора ОСАГО.
На момент фиксации административного правонарушения, транспортное средство находилось на праве аренды у ответчика.
Собственником автобуса "Yutong"; г.р.з. У828ХЕ77, на момент ДТП, являлось ООО "КЛавто", гражданская ответственность указанного ТС была застрахована по заключенному с ПАО СК "Росгосстрах" договору, страховой полис серии ННН N 3016665605 со сроком действия с 30.05.2020 г. по 29.05.2021 г.
При этом, страхователем выступает собственник ТС - ООО "КЛавто".
В силу п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно п. 2.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014 г. N 431-П (далее - Правила ОСАГО) страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Согласно п. 1.6 Правил ОСАГО для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в ст. 15 Закона об ОСАГО.
Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.
В силу п. 10.1 ст. 15 Закона N 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 этого закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 данного закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
По смыслу приведенных выше норм закона именно на страховщика возложена обязанность по контролю и проверке соответствия представленных страхователем сведений, содержащихся в ЕАИСТО, под угрозой запрета заключения договора страхования без проведения такой проверки.
При этом ООО "НМБ" не является лицом, ответственным за предоставление недостоверных сведений при заключении договора обязательного страхования, на которые ссылается истец и, как правомерно указал суд первой инстанции, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Более того, материалами дела не подтверждается, что ответчик или страхователь осуществляют регулярные пассажирские перевозки, в связи с чем, ссылка истца на уменьшение размера страховой премии несостоятельна.
Доказательств осуществления на момент ДТП ответчиком регулярных пассажирских перевозок истцом в материалы дела не не представлено.
ООО "НМБ" вправе осуществлять пассажирские перевозки на основании лицензии N АК-77-000273 от 13.06.2019 г., выданной Центральным МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласно которой, ответчик вправе осуществлять следующие виды услуг в составе лицензируемого вида деятельности: перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки); перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Кроме того, согласно правовым нормам Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для осуществления регулярных перевозок требуется свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута, выдаваемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
ООО "НМБ" осуществляет перевозку пассажиров автотранспортом по заказам, в соответствии с заявками заказчиков.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика лишь свидетельствует о возможности использования транспортного средства в целях осуществления перевозок пассажиров, как и наличие у ответчика соответствующей лицензии.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на истца расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2022 года по делу N А40-180631/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180631/2022
Истец: ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
Ответчик: ООО "НЬЮМОСКОУБАС"