г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А56-107133/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3730/2023) ООО "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша)" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2023 по делу N А56-107133/2022, принятое
по иску ООО "ВМТ" (ОГРН: 1127847231808, Дата присвоения ОГРН: 20.04.2012, ИНН: 7842473650)
к ООО "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша)" (ОГРН: 1089847155750, Дата присвоения ОГРН: 16.04.2008, ИНН: 7839380469)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВМТ" (далее - ООО "ВМТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша") (далее - ООО "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша") о взыскании 301 501, 50 руб. задолженности и 7377,07 руб. процентов за пользование денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 23.12.2022 в виде резолютивной части заявленные требования удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено 16.01.2023.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, между ООО "ВМТ" (заказчиком) и ООО "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша") (агента Линий "COSCO SHIPPING Lines (Europe) GmbH" Германия) заключен договор о морской перевозке от 05.04.2017 N 2017-0204 (далее - договор).
Договор регулирует порядок взаимодействия сторон при выполнении Линией заявок заказчика по организации международной морской перевозки экспортных/импортных/транзитных грузов.
Агент предоставляет заказчику 20-ти и 40-футовые стандартные, рефрижераторные контейнеры и другое контейнерное оборудование Линии (пункт 1.5 договора).
В рамках договора были подтверждены букинги 63263114560, 6333875612, 6333875610, 6333868370, 6333875611 с указанием даты вывоза контейнеров.
Однако вывоз контейнеров не состоялся, в связи с чем терминалами АО "ПКТ" и ЗАО "КТСП" в адрес истца были выставлены счета за хранение N 4122106598 от 05.05.2022, N 8130212743 от 11.07.2022, N 8139212681 от 09.07.2022 на общую сумму 301 501, 50 руб.
Поскольку ответчик не организовал вывоз контейнеров для осуществления их перевозки, истец потребовал от него в претензии от 25.08.2022 оплатить стоимость хранения. Неудовлетворение претензии явилось основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит следующим выводам.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно материалам дела, ответчик является Морским Агентом судоходных Линий "COSCO SHIPPING Lines Co.Ltd" Китай и "COSCO SHIPPING Lines (Europe) GmbH" Германия, территория действия Морского Агента - Морской порт Санкт-Петербург.
Согласно статье 232 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ), по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
Морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с капитаном морского порта и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для перевозок на морской линии, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования (статья 237 КТМ РФ).
Между ООО "ВМТ" и ООО "КОСКО ШИППИНГ Лайинс (Раша)" (ответчик) заключен Договор о Морской перевозке N 2017-0204 от 05.04.2017 года, предметом которого является организация международной морской перевозки экспортно/импортных/транзитных грузов, на основании которого морской агент согласовывает заявки Заказчика на морскую перевозку с Линней и не осуществляет саму перевозку.
В соответствии с п.2.1. и п.2.2. указанного договора ответчик предоставил Истцу на основании его запросов ставки Линии на перевозку груза, принял от Истца заявки на перевозку и осуществил их согласование с Линией. После согласования заявок Истца с Линией заявкам был присвоен букинг номер с указанием судна, рейса и даты погрузки груза на судно, что является подтверждением принятия заявок к перевозке Линией.
К согласованной дате погрузке груза на судно истец в неполном объеме выполнил свои обязательства, принятые им по Договору о морской перевозке N 2017-0204 от 05.04.2017, а именно не оформил документы на все согласованные букинги.
Линия приняла груз согласно букингам -6326314560; - 6333868370 на судно DELPHIS BOTHNIA - 111S и осуществила их перевозку, что подтверждается выпущенными коносаментами. Остальные подтвержденные, но не представленные к перевозке букинги истец просил перенести в связи с отсутствием на них документов.
В период оформления истцом документов и получения разрешения на вывоз груза по перенесенным букингам за пределы РФ в силу вступили санкции, принятые ЕС - РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА (ЕС) от 08.04.2022 года, куда попал и груз Истца - 44 группа ТНВЭД (экспорт древесины из РФ - запрещен).
Согласно пункту 5.8. договора Агент не несет ответственности за исполнение Линией обязательств перед Заказчиком.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5.13. договора Агент не несет ответственности за несоблюдение сроков перевозки грузов, а также за все убытки, связанные с этим.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом в материалы дела не представлены доказательства того, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими убытками. Ответчик как морской агент согласовывает заявки заказчика на морскую перевозку с Линией, но при этом не осуществляет саму перевозку и не отвечает по обязательствам перевозчика.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2023 года по делу N А56-107133/2022 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВМТ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "КОСКО ШИППИНГ Лайнс (Раша") расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107133/2022
Истец: ООО "ВМТ"
Ответчик: ООО "КОСКО ШИППИНГ ЛАЙНС РАША"