г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-152919/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Нестеровой М.Е. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "Связьтранснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2022 по делу N А40- 152919/2022
по заявлению: акционерного общества "Связьтранснефть"
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
о признании незаконным решения; обязании,
при участии:
от заявителя: |
Гурылев Б.В. дов. от 27.12.2021, Кошкин В.В. дов. от 27.12.2021, |
от ответчика: |
Панфилова Н.В. дов. от 01.02.2022, Кудайнетова З.Х. дов. от 16.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2022, принятым по настоящему делу, требования акционерного общества "Связьтранснефть" (заявитель, Общество) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (заинтересованное лицо, Росреестр) об оспаривании решения от 21.04.2022 N КУВД -001/2021-28521098/10 и обязании устранить нарушение прав, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Протокольным определением от 16.03.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 15 час. 50 мин. 11.04.2023.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы в полном объеме, указали на нарушения судом норм материального права.
Представители Росреестра в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, АО "Связьтранснефть" является собственником Волоконно-оптической линии передач "ВОЛП Анжеро-Судженск - Красноярск. Строительство. Первый этап" (оборудование), которая состоит из 21 объекта движимого имуществ а (далее - Объект).
13.07.2021 Общество обратилось в Росреестр с заявлением о снятии Объекта с кадастрового учета.
Решением Росреестра от 19.07.2021 государственный кадастровый учет был приостановлен по причине отсутствия документов, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подтверждающих, что сооружение не является объектом недвижимости, о чем получено уведомление N КУВД-001/2021-28521098/1.
По факту рассмотрения указанного заявления и дополнительно представленных документов (экспертное заключение и договор от 31.10.2017 N 873/38-01/17-К) Росреестром вынесено решение от 21.04.2022 N КУВД-001/2021-28521098/10 об отказе государственного кадастрового учета по снятию Объекта с кадастрового учета.
Не согласившись с указанными выше решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с уточненными требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал, что оспариваемый акт соответствует законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствующими в силу нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Статьей 70 Федерального закона N 218-ФЗ установлен порядок исключения из ЕГРН сведений об объектах, которые не являются объектами недвижимого имущества (часть 20).
Записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы.
Оспаривая решение суда первой инстанции АО "Связьтранснефть" указывает, что является собственником Объекта.
Между тем, как установлено судом и подтверждается записями ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах в отношении сооружения отсутствуют.
Документы, подтверждающие права Заявителя на сооружение, не представлены; апеллянт не является собственником 352 земельных участков, на которых расположено Сооружение.
Утверждение о том, что заявителем был представлен договор о размещении акций от 31.10.2017 N 873/38-01/17-К, Росреестром не оспаривается.
Вместе с тем указанный договор представлен только в копии (что подтверждается распиской в получении документов от 01.02.2022) и не содержит сведений о Сооружении.
Кроме того, необходимо учитывать, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Таким образом, заявитель не является лицом, уполномоченным на обращение в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета в комментируемой ситуации.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН Сооружение представляет собой волоконно-оптическую линию передачи (далее - ВОЛП) протяженностью 506000 м.
При этом:
- под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Линейно-кабельные сооружения относятся к линейным объектам (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1 статьи 8 Закона о связи);
- объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ);
- здания и сооружения создаются в результате строительства (пункт 1 статьи 141.3 ГК РФ);
- в отношении сооружения была разработана проектная документация (статья 48 ГрК);
- Минстроем России выдано разрешение на строительство от 23.01.2015 N RU24/42-0227-MC, которое подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (статья 51 ГрК РФ);
- Минстроем России выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.08.2015 N 00-000-1192-2015-МС (далее - Разрешение), которое подтверждает завершение строительства объекта капитального строительства (статья 55 ГрК);
Таким образом, на каждом этапе строительства уполномоченные органы (лица) подтверждали, что сооружение является объектом недвижимого имущества.
Все вышеуказанные документы, подтверждающие, что сооружение является результатом строительства, имеются в распоряжении органа регистрации прав; в рамках проведения правовой экспертизы, предусмотренной статьей 29 Федерального закона N 219-ФЗ, им была дана оценка.
Сведения о Сооружении внесены в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 - ЕГРН) в марте 2016 года в соответствии с правилами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) на основании заявления кадастрового инженера (подготовившего технический план) о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.01.2016 N 42-0-1-48/3010/2016-258 и технического плана Сооружения (далее - Технический план).
Технический план Сооружения подготовлен на основании Разрешения.
Необходимо отметить, что в период строительства Сооружения, ввода его в эксплуатацию и постановки на государственный кадастровый учет действовало Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 (далее - Положение), согласно которому к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности, кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т. п.) (пункты 3, 4, 5 Положения).
Согласно представленному заявителем заключению кадастрового инженера от 02.12.2021 N 54 (далее - Заключение кадастрового инженера) "в ходе изучения материалов было установлено, что Объект представляет собой совокупность физических цепей связи (волоконно-оптических кабелей связи), соединительных кабельных муфт, подземных переходов в местах пересечений с реками и дорогами, оптических кроссов".
Учитывая, что Сооружение введено эксплуатацию как объект капитального строительства в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, по своим характеристикам соответствует пунктам 3,4,5 Положения, в отношении него кадастровым инженером в 2015 году в установленном Законом о кадастре порядке был подготовлен технический план, Сооружение является объектом недвижимости.
Для целей осуществления учетных действий в отношении Сооружения в качестве документа-основания представлено Заключение кадастрового инженера, согласно которому Сооружение не обладает признаками объекта недвижимого имущества и не является объектом капитального строительства.
При этом апеллянт не указал, каким нормативным правовым актом:
- закреплен статус такого заключения как документа, способного порождать правовые последствия (юридическая сила документа);
- установлены полномочия "кадастровой организации" подготавливать подобные заключения.
Заявитель указывает, что выводы о том, что сооружение не является объектом недвижимости, сделаны кадастровым инженером "по результатам изучения материалов, представленных заказчиком", то есть тех самых материалов, которые ранее были предметом рассмотрения проектной организации, подготовившей проект строительства сооружения, Минстроя России при выдаче соответствующих разрешений.
Принимая во внимание вышеизложенное, Заключению кадастрового инженера судом была дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указано судом в решении, кадастровый инженер не наделен Законом о кадастре полномочиями по подготовке каких-либо заключений, в частности, по отнесению тех или иных объектов к объектам недвижимости.
Действующее законодательство не содержит положений, относящих Заключение кадастрового инженера к документам, на основании которого могут осуществляться действия по государственному кадастровому учету в связи с исключением записи об объекте из кадастра недвижимости ЕГРН.
Таким образом, документы, предусмотренные Законом (например, вступивший законную силу судебный акт) и подтверждающие, что объект не является объектом недвижимости, в орган регистрации прав и суд не представлены.
Доводы заявителя жалобы о том, что под сооружение не оформлялись земельные участки в связи с отсутствием наземных элементов, правомерно были отклонены судом поскольку отсутствие наземных элементов характерно для основной массы линейных сооружений (линии связи, трубопроводы, газопроводы и т.п.).
Земельные участки в силу части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации под подземные объекты не оформляются, однако это не исключает того обстоятельства, что данные объекты являются объектами недвижимости.
С учетом изложенного, данный довод Заявителя, а также довод о том, что отсутствие наземных и надземных элементов сооружения свидетельствует о том, что Сооружение не отвечает признакам недвижимости, не состоятельны.
Также несостоятельна ссылка заявителя жалобы на положения пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку в соответствии с находящимися в распоряжении органа регистрации прав документами, в том числе Разрешением, Сооружение представляет собой объект капитального строительства.
Принимая во внимание все вышеизложенное, отсутствуют условия исключения сведений о Сооружении из ЕГРН, предусмотренные частью 20 статьи 70 Закона.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Иное толкование норм права и оценка имеющихся в деле доказательств, изложенные подателем жалобы, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей 00 копеек, излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 27.12.2022 N 118986 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2022 по делу N А40- 152919/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Связьтранснефть" (ИНН: 7723011906) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. платежное поручение N 118986 от 27.12.2022).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152919/2022
Истец: АО "СВЯЗЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА И ДОБЫЧИ НЕФТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ