г. Владивосток |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А51-22715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточной электронной таможни,
апелляционное производство N 05АП-1920/2023
на решение от 27.02.2023
судьи Л.П.Нестеренко
по делу N А51-22715/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГИЛАС ЭКСПРЕСС" (ИНН 2508135996, ОГРН 1192536024031)
к Дальневосточной электронной таможне (ИНН 2502062244, ОГРН 1202500010624)
о признании незаконным решения от 01.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10720010/170721/0056123, после выпуска товаров,
при участии:
от Дальневосточной электронной таможни - Ольховикова А.В. по доверенности от 12.01.2023, сроком действия до 15.01.2024, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 0536),
от ООО "ГИЛАС ЭКСПРЕСС" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГИЛАС ЭКСПРЕСС" (далее- заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решение Дальневосточной электронной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10720010/170721/0056123, после выпуска товаров.
Решением от 27.02.2023 суд признал незаконным решение Дальневосточной электронной таможни от 01.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10720010/170721/0056123 как не соответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
Не согласившись с вынесенным решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на непредставление при таможенном оформлении полного и достоверного пакета документов и, как следствие, на наличие оснований, как для проведения проверки заявленной таможенной стоимости, так и для внесения изменений (дополнений) в ДТ в части таможенной стоимости ввезенных товаров. Настаивает на том, что судом первой инстанции необоснованно не учтены разночтения в представленных декларантом документах, а именно в экспортной декларации. Считает подтвержденным довод таможни о невключении обществом в полном объеме расходов по доставке товаров до территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.
ООО "ГИЛАС ЭКСПРЕСС", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В июле 2021 года ООО "ГИЛАС ЭКСПРЕСС" во исполнение внешнеторгового контракта на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях FОВ NINGBO ввезены товары - "смесители для бытового водоснабжения, из недрагоценных металлов", на общую сумму 23 833 долл.США.
В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в таможню ДТ N 10720010/170721/0056123, определив таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В ходе проведения контроля заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров таможенным органом на основании пункта 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в адрес декларанта был направлен запрос от 18.07.2021 о предоставлении документов и сведений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
Во исполнение требований таможенного органа общество письмом от 03.09.2021 представило имеющиеся в его распоряжении документы, запрошенные таможней, а также дало пояснения относительно формирования таможенной стоимости.
Посчитав, что сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 01.11.2021 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10720010/170721/0056123.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что корректировка заявленной таможенной стоимости товара по рассматриваемой ДТ была произведена таможней при отсутствии к тому правовых оснований, поскольку общество исполнило обязательное требование о документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
В силу пункта 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При этом в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, лишь в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "г" "и", "к" пункта 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) следующие документы и (или) сведения, включая письменные пояснения: прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения; прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров; документы об оплате ввозимых товаров; пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю; документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС). В пункте 1 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что положения главы 5 "Таможенная стоимость товаров" базируются на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Аналогичная норма установлена пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума N 49).
Как следует из пункта 10 Постановления Пленума N 49 система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Обязанность декларанта представлять таможенному органу документы, подтверждающие, заявленные в таможенной декларации в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, установлена подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС. При этом пунктом 3 указанной статьи установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС регламентировано, что коммерческими документами, используемыми при осуществлении внешнеторговой деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу союза являются: счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, при этом согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортными (перевозочными) документами являются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
Из пункта 13 Постановления Пленума N 49 следует, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Основанием для принятия вышеуказанного решения от 01.11.2022 послужили следующие выводы таможенного органа:
- выявление в рамках таможенного контроля с использованием сведений, полученных с помощью специальных программных ресурсов ИАС "Мониторинг-Анализ" отклонений в меньшую сторону от имеющихся в распоряжении таможенного органа среднестатистических показателей стоимости задекларированного Обществом в спорной ДТ от стоимости однородных товаров, оформляемых иными участниками внешнеэкономической деятельности
-сумма, указанная в ДТС - 1 при подаче ДТ отличается от суммы расходов по перевозке в представленных документах;
- при рассмотрении сведений в экспортной декларации N 294220210000035396 установлено, что цена товара N 2 "аксессуары для смесителей" составляет 0,4 долл. США за шт. Следовательно, общая сумма за 1000 штук должна равняться 400 долл. США. Однако в экспортной декларации и в инвойсе общая сумма 1000 штук товара составляет 40 долл. США.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что при таможенном оформлении ввезенного товара обществом в ДТ N 10720010/170721/0056123, поданной посредством системы электронного декларирования, были заявлены сведения о следующих подтверждающих документах: контракт от 16.03.2020 N UP/GE-001, заказ и подтверждение заказа, проформу инвойса, коммерческий инвойс от 10.05.2021 N US024, спецификация от 10.05.2021 N US024, коносамент N MLVLV211111415, договор транспортной экспедиции от 06.05.2020 N 234/2020, счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 22.06.2021 N 8076 и другие документы, указанные в описи к ДТ.
В рамках таможенного контроля таможенной стоимости товаров общество представило коммерческие документы по спорной поставке, копию прайс-листа продавца товаров, копию прайс-листа изготовителя товаров, копию экспортной декларации, бухгалтерские документы об оприходовании декларируемых товаров, пояснения по поставленным вопросам.
Анализ указанных документов показывает, что в силу пункта 1.1. которого продавец взял на себя обязательство поставить покупателю "товар" на условиях FOB китайский порт, FOB порты других государств, в отдельных случаях на условиях CFR или CIF любой порт Российской Федерации, а также DAP и EXW, в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010, согласно спецификаций, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В силу пункта 2.1.Контракта цены на Товар устанавливаются в Долларах США и понимаются как FOB китайский порт, FOB порты других государств, в отдельных случаях на условиях CFR или CEF любой порт Российской Федерации, а так же DAP и EXW, включая стоимость тары, упаковки, доставки и маркировки.
В соответствии с пунктом 2.2. Контракта общая сумма настоящего контракта составляет 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) Долларов США. Сумма настоящего контракта может быть изменена по взаимной договоренности сторон.
Согласно пункту 2.3 Контракта цены за товар (партию товара), ассортимент, количество, срок оплаты и иные характеристики указываются в спецификациях к настоящему контракту и согласовываются обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 2.5. Контракта покупатель оплачивает стоимость партии Товара в течение 90 дней начиная с даты поставки. Расчеты по оплате за товар ведутся как в целом по контракту, так и по отдельным инвойсам. В отдельных случаях, оплата осуществляется авансовым платежом по счету (инвойсу) Продавца. Конкретный способ оплаты по каждой партии товара отражается в Спецификациях.
В силу пункта 2.6. Контракта в случае предоплаты Покупатель обязуется ввезти партию Товара на территорию Российской Федерации в течение 180 дней с даты предоплаты. В случае невозможности поставки товара, Продавец обязуется вернуть полученный авансовый платеж Покупателю до окончания срока действия настоящего Контракта. Возврат авансового платежа возможен от третьих лиц без дополнительного согласования с Покупателем.
Согласно пункту 3.1 Контракта товар по настоящему Контракту поставляется отдельными партиями в соответствии со Спецификациями.
В силу пункта 3.2.Контракта Непосредственно перед отгрузкой Продавец должен предоставить Покупателю следующие документы: инвойс; упаковочный лист.
В рамках исполнения данного контракта между заявителем и его инопартнером на основании заказа от 26.04.2021, подтверждения заказа от 27.04.2021 и проформы инвойса от 03.05.2021 было достигнуто соглашение о поставке товаров на условиях FOB Ningbo на общую сумму 23 833 долл. США, по факту чего была подготовлена спецификация от 10.05.2021 N US024. Указанная спецификация содержит номер контракта, описание товара на ассортиментном уровне (наименование товара), количество по каждой товарной позиции, стоимость по каждому виду товара и общую стоимость товарной партии, что, подтверждает согласование инопартнерами условий о поставке именно тех товаров, сведения о которых заявлены в спорной ДТ.
Одновременно продавцом был сформирован и выставлен инвойс от 10.05.2021 N US024 на сумму 23 833 долларов США, содержащий условие об оплате товара в течение 90 дней, начиная с даты поставки.
Соответственно указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
При этом, проанализировав условия поставки и сведения, содержащиеся в документах, представленных в подтверждение ее исполнения, коллегия пришла к выводу о том, что документы заявителя выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости.
Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что сведения о товаре, отраженные в прайс-листе продавца, а также в экспортной декларации, соответствуют представленным коммерческим документам, что позволяет идентифицировать рассматриваемую поставку с представленными прайс-листом и экспортной декларацией.
Одновременно коллегия учитывает, что в целях определения таможенной стоимости товаров на основании пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС обществом, исходя из условий поставки FOB Ningbo, были произведены дополнительные начисления на сумму транспортных расходов в размере 449 343, 12 руб., что нашло отражение в ДТС-1.
Величина транспортных расходов подтверждена копей коносамента от 16.06.2021 N 21111415, договором транспортной экспедиции от 06.05.2020 N 234/2020, счет -фактурой на оплату услуг по перевозке (транспортировке) от 22.06.2021 N 8076 на сумму 450 106,2 рублей, актом оказания услуг экспедитором на 450 106,2 рублей, платежным поручением от 23.07.2021 N 388 на 450 106,2 руб., поручением экспедитору от 11.05.2021 N 5.
Согласно представленным документам сумма транспортных расходов составила 450 106,20 руб.
Так, пунктом 1.2 договора транспортной экспедиции установлено, что суммы возмещаемых расходов и размер вознаграждения экспедитора определяются в соответствии с поручением экспедитору и согласовываются сторонами в счетах, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно ответу ООО "Локомотив" (экспедитор) от 15.07.2022 на запрос таможенного органа, общество оказало "ГИЛАС ЭКСПРЕСС" услуги по организации международной перевозки груза с территории Китая до территории РФ в рамках договора ТЭУ от 06.05.2020 N 234/2020, за оказанные услуги выставлен акт от 22.06.2021 N 8076 на сумму 450 106,20 руб., услуги оплачены полностью, дополнительных расходов по данной перевозке не было, страхование груза не производилось.
Ввезенный товар в контейнере CAAU6071700 был задекларирован в двух ДТ N 10720010/170721/0056123 и ДТ N10720010/170721/0056090, соответственно, расходы по перевозки товара распределены между товарами пропорционально весу. Таким образом, выставленный экспедитором счет на оплату услуг по перевозке (транспортировке) от 22.06.2021 N 8076 на сумму 450 106,2 руб. включает транспортные расходы по доставке контейнера, в котором находился товар, впоследствии разделенный на две партии и задекларированный в различных таможенных декларациях.
Представленные в материалы дела документы подтверждают, что поставка товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10720010/170721/0056123, осуществлена на условиях FOB Нингбо в том же контейнере, что и задекларированные в другой ДТ 10720010/170721/0056090 товары, а стоимость перевозки указанных товаров до территории Российской Федерации составила 450 106,2 руб. При этом судом верно учтено, что ни запросом документов и(или) сведений от 18.07.2021, ни запросом, изложенном в письме от 11.03.2022 N 10-22/03204 о предоставлении информации, таможенным органом пояснения по оплате услуг перевозки у декларанта не запрашивались. В связи с этим довод таможенного органа о невключении обществом в полном объеме расходов по доставке товаров до территории Российской Федерации опровергается фактическими обстоятельствами дела, следовательно, величина расходов по доставке товаров декларантом подтверждена должным образом.
В силу пункта 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Как уже было указано выше, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Согласно разъяснениям пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Кодекса следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
Анализ имеющихся в материалах дела коммерческих документов показывает, что неотъемлемой частью контракта от 16.03.2020 N UP/GE-001 является спецификация по каждой конкретной поставке товара, в которой согласуются существенные условия внешнеэкономической сделки, в том числе наименование, количество, общая стоимость товара, условия поставки.
В спорной ситуации такие существенные условия сделки были согласованы в спецификации от 10.05.2021 N US024 на сумму 23 833 долл.США, в связи с чем представление указанного документа наряду с контрактом, дополнительными соглашениями к нему и инвойсом от 10.05.2021 N US024является достаточным основанием считать достигнутым соглашение сторон по условиям поставки.
Доказательств того, что декларирование товаров в стране вывоза осуществлялось по иным документам, имеющим иные сведения о стоимости или количестве товара, в материалы дела не представлено. Кроме того, законодательными актами РФ не установлено обязательное удостоверение образца печати и подписи контрагента контрактом.
Представленное декларантом в качестве доказательства оплаты товара заявление на перевод N 33 от 28.07.2021 на сумму 23 833 долл. США в графе 70 имеет ссылку на контракт от 16.03.2020 N UP/GE-001, в графе примечание - ссылку на спорную ДТ. Оплата нашла отражение в ведомости банковского контроля (раздел II "Сведения о платежах"). В разделе III "Сведения о подтверждающих документах" под номером 3 указана спорная декларация, подтверждающая ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках исполнения внешнеторгового контракта товара на сумму 23 833 долларов США.
Оценивая довод таможенного органа о различиях в цене спорного товара в экспортной декларации, коллегия считает его несостоятельным в силу следующего.
Экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом, который заполняется в соответствии с законодательством страны отправления. В связи с чем, обстоятельства оформления экспортной декларации от имени конкретного лица находятся вне поля контроля декларанта. Следовательно, негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта.
Кроме этого, экспортная декларация сама по себе не является обязательным документом, поскольку не свидетельствует о согласовании сторонами Контракта рассматриваемой партии товара, его цены, количества и общей стоимости, является только дополнительным документом, который может быть запрошен в ходе дополнительной проверки. Инопартнером при заполнении экспортной декларации была допущена ошибка в указании цены товара за единицу.
Вместе с тем, общая стоимость в экспортной декларации совпадает с указанной в коммерческих документах. При этом сведения, указанные в экспортной декларации относительно наименования, цены, веса, количества товара и его стоимости, грузополучателе полностью совпадают со сведениями в товаросопроводительных документах, в частности, спецификации и инвойсе, которые нашли свое отражение в спорной ДТ.
Выявление отдельных несоответствий в экспортной таможенной декларации страны вывоза товара, не опровергающих по существу факт заключения сделки, не может являться основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Доказательств того, что фактически к таможенному оформлению предъявлен товар, отличный от указанного в коммерческих и товаросопроводительных документах, отсутствуют.
Между тем, таможенный орган, имея сомнения в достоверности изложенных в экспортной декларации сведений, не был лишен возможности в силу своих полномочий и на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 самостоятельно направить соответствующий запрос в компетентные органы иностранного государства, где оформлялась экспортная декларация в отношении партии товаров по спорной ДТ, с целью подтверждения или опровержения изложенных в ней сведениях.
Исследование экспортной декларации страны отправления на этапе проверки правомерности определения декларантом таможенной стоимости обусловлено проверкой сведений о ввезенном и задекларированном товаре в случае отсутствия достоверных данных о согласовании сторонами внешнеэкономической сделки всех необходимых для поставки товара условий. Соответственно в том случае, если документы, представленные обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, составленные и подписанные продавцом и покупателем товара, являются достоверными и достаточными для подтверждения этой таможенной стоимости, экспортная декларация, как документ, поданный непосредственно продавцом товара таможенному органу иностранного государства, не может иметь первостепенное значение перед указанными документами.
Вопреки доводам таможенного органа следует признать, что все существенные условия сделки были согласованы сторонами во внешнеэкономическом контракте, на основании которого продавец поставил в адрес декларанта товар, а последний его принял на условиях отсрочки оплаты; документы заявителя выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости; описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.
Как верно отмечено судом первой инстанции, факт перемещения товаров, указанных в ДТ, и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта на определенных условиях подтвержден материалами дела. Доказательств недостоверности представленных обществом документов либо заявленных в них сведений таможенным органом не представлено.
Оценивая довод таможни о том, что по итогам сравнительного анализа были выявлены значительные расхождения между заявленными декларантом сведениями о величине таможенной стоимости со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, полученными с использованием системы управления рисками, судебная коллегия учитывает разъяснения пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49, согласно которым примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
При этом, как указано в пункте 11 указанного Постановления Пленума N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
Действительно, по данным ИСС Малахит на дату регистрации спорной ДТ имелось отклонение в меньшую сторону заявленного индекса таможенной стоимости от средневзвешенного индекса таможенной стоимости по товарам, заявленным в спорной ДТ.
Суд учитывает также, что информация, содержащаяся в базах данных ДТ (в том числе, ИСС "Малахит", ИАС "Мониторинг-Анализ"), носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по установленным таможенным законодательством методам.
В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Между тем данные отклонения были объяснены декларантом путем представления коммерческих и товаросопроводительных документов, включая экспортную декларацию, прайс-лист продавца, документы о предстоящей реализации, что в совокупности свидетельствует о представлении документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и о принятии мер по исполнению запроса таможни.
В свою очередь наличие каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта от 16.03.2020 N UP/GE-001, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможней не доказано, равно как не представлены доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В рамках настоящего дела таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200, части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал, что лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, не подтвердило соответствие заявленных им сведений действительности и не представило в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию о структуре таможенной стоимости и ее величине.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС (пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49 от 26.11.2019 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Таким образом, учитывая, что результаты таможенного контроля определения таможенной стоимости по спорной декларации не подтверждают доводы таможни о несоблюдении декларантом положений ТК ЕАЭС, в том числе в части недостоверности и (или) неполноты проверяемых сведений, тогда как представленные обществом документы и сведения указывают на определение таможенной стоимости на основании достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности оспариваемого решения от 27.03.2022 о внесении изменений в декларацию на товары N 10720010/220122/3004119.
В этой связи следует признать, что недоказанность таможенным органом оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости свидетельствует о противоречии оспариваемого решения закону и о нарушении этим решением прав и законных интересов декларанта.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 01.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10720010/170721/0056123 является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.
Поскольку декларант не представил доказательств того, что оспариваемое решение таможенного органа, принятое после выпуска товаров, к настоящему моменту реализовано, и с общества взысканы доначисленные на основании этого решения платежи, суд первой инстанции в резолютивной части решения обоснованно не возложил на Дальневосточную электронную таможню обязанности произвести возврат таможенных платежей в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2023 по делу N А51-22715/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22715/2022
Истец: ООО "ГИЛАС ЭКСПРЕСС"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ