г. Вологда |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А13-15540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от акционерного общества "Вологдагортеплосеть" представителя Быстровой Е.В. по доверенности от 27.12.2022 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2023 года по делу N А13-15540/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вологдагортеплосеть" (ОГРН 1183525037596, ИНН 3525432983; адрес: 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Яшина, д. 8а; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а; далее - Департамент) о признании тепловой сети к многоквартирному дому по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Московская, д. 5, протяженностью 37 м, бесхозяйным имуществом; о возложении обязанности определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанной бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанная бесхозяйная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сети.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, товарищество собственников жилья "Московская-5" (далее - ТСЖ "Московская-5").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2023 года заявленные исковые требования удовлетворены.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. По мнению Департамента, у него не имеется оснований совершить действия по принятию на учет спорного участка теплосети, поскольку он предназначен для теплоснабжения исключительно одного дома и не обладает признаками бесхозяйного имущества. Строительство тепловой сети произведено застройщиком одновременно со строительством дома, получены все необходимые разрешения и произведено подключение дома.
Представитель Общества в отзыве и в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Департамент, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Московская, д. 5. Управление указанным домом осуществляет ТСЖ "Московская-5". В подвале данного дома установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Обществом (ресурсоснабжающей организацией) и ТСЖ "Московская-5" (исполнителем) заключен договор теплоснабжения от 27 сентября 2016 года N 6044, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать поставку коммунального ресурса (тепловой энергии), а исполнитель - оплачивать поставленный коммунальный ресурс.
Сторонами данного договора подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
При этом ТСЖ "Московская-5" не согласилось принимать на баланс тепловую сеть до дома, протяженностью 37 м, так как данная сеть не является общедомовым имуществом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 октября 2021 года по делу N А13-3962/2021 по иску Общества к ТСЖ "Московская-5" о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 27 сентября 2016 года N 6044 в период с ноября 2019 года по октябрь 2020 года, установлены следующие обстоятельства:
"В приложении N 3 к договору Общество указало границу эксплуатационной ответственности тепловых сетей за пределами жилого дома, отнеся к эксплуатационной ответственности ТСЖ "Московская-5" тепловую сеть, состоящую из трех участков: диаметром 76 мм, протяженностью 37 м, диаметром 76 мм, протяженностью 12 м, диаметром 76 мм, протяженностью 12 м.
ТСЖ "Московская-5" как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями. Указанная обязанность предусмотрена пунктами 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), частью 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В деле отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о принятии на баланс и в эксплуатационную ответственность участка тепловой сети от тепловой камеры до внешней стены дома (участок диаметром 76 мм и протяженностью 37 м).
Вынесение точки поставки за пределы внешней стены дома без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях.
При изложенных обстоятельствах стоимость тепловых потерь в сетях от тепловой камеры до наружной стены дома не подлежит взысканию с ТСЖ "Московская-5".
В связи с этим Общество направило Департаменту письмо от 17.01.2022 N 10-01-24/213, в котором указало, что участок тепловой сети диаметром 76 мм, протяженностью 37 м, находящийся по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Московская, д. 5, не является общедомовым имуществом и владельцы данной сети не установлены, поэтому просило признать данный участок тепловой сети бесхозяйным и определить теплосетевую организацию, которая возьмет на себя затраты на содержание и обслуживание объекта.
Департамент письмом от 11.05.2022 N 13-2-2-8/2751/6206 сообщило Обществу о том, что строительство тепловых сетей выполнено для осуществления теплоснабжения многоквартирного дома, затраты на выполнение указанных работ предусмотрены застройщиком при строительстве дома.
Ссылаясь на то, что Департамент уклоняется от обязанности по признанию спорной тепловой сети бесхозяйной, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании пунктов 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят данные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 (далее - Приказ N 931) установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Пунктом 3 Приказа N 931 установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Обязанность органов местного самоуправления по организации постановки на учет и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты может быть реализована только в случае, если имеются документальные основания считать такие объекты бесхозяйными.
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепловодоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что предоставление коммунальных ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме осуществляет Общество на основании договора теплоснабжения от 27 сентября 2016 года N 6044. При этом граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей установлена согласно схеме присоединения потребителя по внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями.
В деле отсутствуют доказательства того, что собственники квартир приняли решение о принятии на баланс и в эксплуатационную ответственность спорный участок тепловой сети от тепловой камеры до внешней стены дома.
Таким образом, спорный участок теплосети не возводился как объект общего имущества дома, на балансе ТСЖ "Московская-5" не находится. Доказательств обратного истцом не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности иска, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе Департамент выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что спорный участок тепловой сети обладает признаками бесхозяйного имущества.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отклонить данный довод Департамента в связи со следующим.
Исходя из положений статьи 36 ЖК РФ, пунктов 5, 6, 8 Правил N 491, суд первой инстанции правомерно указал, что в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома входят только внутридомовые сети тепло-, водоснабжения.
Между тем в рассматриваемом случае спорный участок теплотрассы находится за границами наружной стены многоквартирного дома N 5 по улице Московской в городе Вологде.
Доказательств того, что спорные участки передавались застройщиком данного многоквартирного жилого дома собственникам в составе общего имущества дома, в деле не имеется.
Как указано в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
В данном случае решение собственников помещений о включении спорного участка тепловой сети в состав общего имущества многоквартирного дома в материалы дела не представлено.
Доводы, приведенные апеллянтом в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке ответчиком обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2023 года по делу N А13-15540/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15540/2022
Истец: АО "Вологдагортеплосеть", АО "Вологдагортепосеть"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Третье лицо: ТСЖ "Московская-5", Управление Росреестра по ВО