г. Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А40-183149/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-183149/22 (149-1406)
по заявлению ООО "100на100"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Рычков К.М. по дов. от 23.08.2022; |
от ответчика: |
Федоров Д.И. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "100на100" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 15.07.2022 N КУВД-001/2022-13475616/7 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с образованием помещения, в результате объединения и частичной перепланировки исходных помещений с кадастровыми номерами: 77:08:0009031:4240, 77:08:0009031:4245, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Малиновского, дом 3; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "100на100" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в связи с образованием помещения, в результате объединения и частичной перепланировки исходных помещений с кадастровыми номерами: 77:08:0009031:4240, 77:08:0009031:4245, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Малиновского, дом 3.
Решением суда от 23.01.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, представленный технический план не соответствует требованиям Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "100на100" 01.04.2022 обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права в связи с образованием помещения, в результате объединения и частичной перепланировки исходных помещений с кадастровыми номерами: 77:08:0009031:4240, 77:08:0009031:4245, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Малиновского, дом 3 (далее - помещение). К заявлению также были приложены: технический план, подготовленный кадастровым инженером Рычковым К.М., являющимся работником юридического лица ООО "100на100", а также квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права вновь образуемого помещения.
Управлением 20.04.2022 было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-13475616/1. Осуществление действий по государственному кадастровому учету были приостановлены до 15.07.2022.
08.06.2022 заявитель повторно обратился в Управление с заявлением о приобщении дополнительных документов, а именно технического плана, устраняющего причины приостановления, указанные в решении о приостановлении от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-13475616/1.
23.06.2022 из Управления поступил ответ на обращение N 11-4521/2022, к которому была приложена копия уведомления о неустранении причин приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-13475616 от 10.06.2022.
06.07.2022 Заявитель вновь обратился в Управление с заявлением о приобщении дополнительных документов, а именно технического плана, устраняющего причины приостановления, указанные в решении о приостановлении от 10.06.2022 N КУВД-001/2022-13475616.
Управлением 11.07.2022 было вынесено уведомление о неустранении причин приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-13475616/5.
15.07.2022 Управлением было вынесено уведомление N КУВД-001/2022-13475616/7 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Заявитель с указанным отказом Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, в том числе следующим:
- сведения, указанные в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, не соответствуют сведениям графической части исходного объекта недвижимости (сведения о границах здания на поэтажном плане образуемого объекта недвижимости не соответствуют границам исходного родительского здания);
- в нарушение п. 51 Приказа Требований Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее -Требования) в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету;
- нарушены положения п. 23.4 Требований Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования) - технический план должен быть подготовлен в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF/A, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Однако, представленный технический план не соответствует вышеуказанным требованиям;
- в нарушение п. 58 Требований в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного технического плана отсутствует обосновывающий вывод об определении площади образуемого объекта недвижимости, содержится ссылка на недействующий нормативный акт;
- в представленном техническом плане графическая часть образуемых помещений не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее -ЕГРН) - акт приемочной комиссии, представленный в составе технического плана, в п. 1.1 согласовывает не все завершенные работы по перепланировке (заделка дверного проема в к. 2).
Вместе с тем, отказывая в испрашиваемых действиях по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее.
В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Вместе с тем, отказывая в регистрации, Управление сослалось на не устранение оснований приостановления, изложенных в Уведомлении N КУВД-001/2022-13475616/1, N PKPVDMFC-2022-04-01-807463.
Однако, данное Уведомление содержало в себе основания для приостановления, отличные от изложенных в отказе.
Так, оспариваемым отказом также указано на следующие нарушения, отсутствующие в первоначальном уведомлении о приостановлении:
- нарушены положения п. 23.4 Требований Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования) - технический план должен быть подготовлен в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF/A, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Однако, представленный технический план не соответствует вышеуказанным требованиям;
- в нарушение п. 58 Требований в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного технического плана отсутствует обосновывающий вывод об определении площади образуемого объекта недвижимости, содержится ссылка на недействующий нормативный акт.
Предъявление новых, отличных от первоначальных, требований к составу и форме представленных на регистрацию документов, не соответствует требованиям Федерального закона N 218-ФЗ и не может быть признано законным.
Кроме того, указанные нарушения обусловлены вступлением в силу Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Однако, указанный Приказ вступил в силу со дня признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее- Приказ Минэкономразвития N 953), а именно с 19.06.2022.
В Управление ООО "100на100" обратилось 01.04.2022, т.е. до вступления в силу Приказа от 15.03.2022 N П/0082.
В соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2022 N П/0082 не содержит указания на распространение его действия на отношения, возникшие до его введения в действие.
Следовательно, применение указанного приказа и изложенных в нем требований в отношении имеющегося заявления ООО "100на100" нельзя признать правомерным.
Таким образом, указанные нарушения не могут служить основанием как для приостановления, так и для последующего отказа в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
Довод Управления о том, что сведения, указанные в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, не соответствуют сведениям графической части исходного объекта недвижимости (сведения о границах здания на поэтажном плане образуемого объекта недвижимости не соответствуют границам исходного родительского здания), также признается судом необоснованным в силу нарушения Управлением требований п. 70 Административного регламента, поскольку из указанного Управлением нарушения не возможно установить, в чем конкретно выразилось несоответсвие контура сведениям графической части исходного объекта недвижимости.
Технический план был подготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 953, контур здания, указанный в графической части Технического плана, полностью совпадает с графическими сведениями ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.06.2022 N КУВИ-999/2022-592752.
Также подлежит отклонению довод Управления о нарушении п.51 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" о некорректном приведении сведений об адресе (описании местоположения) объектов недвижимости, представленного к кадастровому учету (аналогичное требование содержится в п. 43 Приказа Минэкономразвития N 953) в силу следующего.
Согласно пп.7 п.43 Приказа Минэкономразвития N 953 адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
Из материалов дела следует, что сведения об адресе (местоположении) помещения внесены в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня, учитывая, что в ФИАС внесены сведения об адресе здания (Российская Федерация, 123298, город Москва, улица Маршала Малиновского, дом 3), а помещение входит в состав здания, в разделе "Характеристики" Технического плана, адрес помещения структурирован до максимально возможного уровня: Российская Федерация, 123298, город Москва, улица Маршала Малиновского, дом 3.
Кроме того, Управлением повторно не исполнены требования п. 70 Административного регламента, что также свидетельствует о незаконности указанного основания для приостановления регистрации.
Суд отмечает, что технический план был подготовлен в соответствии требованиями Приказа Минэкономразвития N 953.
Документы, в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, указанные в разделе "Приложения" технического плана:
- обеспечивают визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1;
- позволяют в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты;
- для сканирования документов был использован полноцветный режим с разрешением 300 dpi;
- бумажные документы состоят из двух и более листов, в связи с этим электронные образы этих бумажных документов сформированы в формате PDF, в виде одного файла.
На основании п.50 Приказа Минэкономразвития N 953, "Заключение кадастрового инженера" оформлено кадастровым инженером в виде связного текста.
В процессе подготовки технического плана, кадастровым инженером не было выявлено каких- либо ошибок, несоответствий, изменения проектной документации.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся соответствующие обоснования количественных показателей площади: "По результатам проверки размеров, указанных в технической документации ГУП МосГорБТИ, был составлен абрис, согласно данным которого подтверждается, что актуальная площадь нежилого помещения составляет 348.7 кв.м. В графической части технического плана отображены линейные измерения с абриса. Подсчет площадей происходит автоматически с использованием программного обеспечения AutoCAD, в целях обоснования подсчета площади, в разделе "Приложения" указана экспликация к поэтажному плану помещения, а также скриншот экрана показывающий автоматический подсчет площади в графическом редакторе AutoCAD.
Площадь нежилого помещения составляет 348.7 кв. м. и определена в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, установленными Приложением N 2 к приказу Росреестра от 23.10.2020 NП/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино- места"".
Довод Управления о том, что в представленном техническом плане графическая часть образуемых помещений не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН)- акт приемочной комиссии, представленный в составе технического плана, в п.1.1 согласовывает не все завершенные работы по перепланировке (заделка дверного проема в к.2) также неправомерен, поскольку в рассматриваемом случае, технический план помещения подготовлен с целью образования помещения, в результате объединения исходных помещений с кадастровыми номерами: 77:08:0009031:4240, 77:08:0009031:4245 в связи с произведенной перепланировкой.
В соответствии с п. 49 ч.1 ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ, основанием приостановления может послужить имеющиеся противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Следовательно, указанное противоречие подпадает под исключение, установленное п. 49 ч.1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Заявителем исполнены требования Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (Постановление N 508-ПП), с соответствующим заявлением было предоставлено техническое заключение от 28.09.2020 N С-Ю2-ВН-1578-2019, подготовленное ГБУ "Экспертный центр", по данному техническому заключению принято решение о согласовании.
Акте о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном жилом доме, утвержденным Инспекцией (далее по тексту- Акт МЖИ) от 19.02.2021 б/н, свидетельствуют о соблюдении заявителем действующего законодательства г. Москвы.
Все работы были выполнены Заявителем согласно указанного Технического заключения, согласованного в установленном Законом порядке. По результатам перепланировки Мосжилинспекцией был выдан Акт МЖИ от 19.02.2021 N б/н.
Указанный выше акт удостоверяет выполнение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией.
Так, в Акте МЖИ (п.1 решения комиссии) указано: "Считать предъявленные комиссии работы выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов".
Кроме того, п.1.12 раздела "1.1 Предъявлены к комиссии следующие работы:" Акта МЖИ предусмотрены работы по заделке существующих дверных проемов.
Исходя из изложенного, ООО "100на100" при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации, в связи с чем, оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-183149/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183149/2022
Истец: ООО "100 НА 100"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ