город Москва |
|
18 апреля 2023 г. |
дело N А40-216634/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мосагронаучприбор"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 по делу N А40-216634/22,
по заявлению АО "Мосагронаучприбор"
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Шеховцов Р.А. по доверенности от 31.12.2022;
от заинтересованного лица - Левина В.В. по доверенности от 23.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 в удовлетворении заявленных АО "Мосагронаучприбор" требований о признании незаконным решение Комитета государственного строительного надзора г. Москвы об отказе в приеме документов, оформленного уведомлением от 19.08.2022 N 09-3В-1990/22-(0)-1, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Мосагронаучприбор" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030239:94, расположенный по адресу: Москва, поселение Вороновское, квартал 138, з/у 1.
30.11.2021 Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы выдано обществу разрешение N 77-23300-0198792021 на строительство на данном земельном участке объекта: "склад по адресу: Москва, ТАО, поселение Вороновское, Львово".
29.04.2022 АО "Мосагронаучприбор" совместно с ООО "Аркада-М", осуществившим строительство на основании договора подряда, оформлен акт приемки завершенного строительством здания склада.
15.08.2022 АО "Мосагронаучприбор" обратилось в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы с заявлением о выдаче разрешения на ввод эксплуатации здания, построенного на основании разрешения на строительство от 30.11.2021 N 77-23300-019879-2021, представлены документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе технический план объекта капитального строительства от 15.08.2022, подготовленный кадастровым инженером.
19.08.2022 Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы в адрес общества направлено уведомление N 09-ЗВ1990/22-(0)-1 об отказе в приеме поступивших заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Не согласившись с решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения об отказе в приеме поступивших заявления и документов, отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, оформленное уведомлением N 09-ЗВ1990/22-(0)-1 от 19.08.2022 об отказе в приеме поступивших заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 55 названного Кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в том числе отсутствие технического плана объекта капитального строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ).
Из содержания п. 12 ч. 3, ч. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию и необходим для принятия решения о выдаче такого разрешения.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета.
Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Законом N 218-ФЗ требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (ч. 11 ст. 55 ГрК РФ).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).
Частью 12 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Названной нормой не предусмотрен какой-либо конкретный формат электронного документа.
Из материалов дела следует, что обществом представлено заключение от 27.09.2022 N 1608/22, подготовленное независимым специалистом ООО "Скала", имеющим необходимые квалификацию и допуски к проведению экспертных работ, согласно которому технический план здания, подготовленный кадастровым инженером соответствует требованиям действующего законодательства, применяемым методическим и научным рекомендациям, предъявляемым к такого рода видам работ, Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ; приказу Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (Росреестр) от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Пунктом 2 приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 утверждены действующие требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, в течение 9 месяцев с даты вступления его в силу допускается для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представление технических планов, подготовленных в соответствии с формой и требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до дня вступления его в силу.
Приказ Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 вступил в силу 19.06.2022.
До 19.06.2022 требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений определялись приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Согласно п. 21 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, документы, подготовленные на бумажном носителе, которые подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план.
Административным органом признано наличие в представленном техническом плане электронного образа разрешения на строительство, оформленного в виде файла в формате PDF, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план.
В рассматриваемом случае, технический план соответствует требованиям, действовавшим на момент его представления.
Согласно п. 12 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно п. 23 Требований технический план оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с помощью XML-схем.
При этом XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении 2-х месяцев со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 23.1 Требований при изменении нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих форму и (или) требования к подготовке технического плана, регистрирующим органом вносятся соответствующие изменения в XML-схему и обеспечивается возможность доступа к текущей (актуальной) версии и предыдущей (утратившей актуальность) версии на официальном сайте регистрирующего органа.
В отношении предыдущей (утратившей актуальность) версии XML-схемы указывается дата утраты актуальности этой версии XML-схемы.
Из пояснений общества следует, что в настоящее время актуальные XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, необходимых для осуществления кадастрового учета объектов капитального строительства размещены на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет по адресу: https://rosreestr.gov.ru/activity/okazanie-gosudarstvennykh-uslug/vedenie-egrn/xml-skhemy/3-vkhodnye-dokumenty-oks/
Актуальной XML-схемой, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания в форме электронного документа, является версия TP_v06, утвержденная приказом Росреестра от 25.04.2019 N П/0163.
На дату утверждения актуальной версии XML-схемы, используемой для формирования технического плана, состав содержащихся в нем сведений определялся требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Согласно п. 26 Требований, действовавших на дату утверждения актуальной версии XML-схемы, в реквизите "3" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" указывались дата подготовки окончательной редакции технического плана кадастровым инженером (дата завершения кадастровых работ), а также следующие сведения о кадастровом инженере: фамилия, имя, отчество (отчество при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации; номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность; контактный телефон; почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером; сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, которое заключило договор подряда на выполнение кадастровых работ, адрес местонахождения юридического лица; наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер; номер и дата заключения договора на выполнение кадастровых работ.
Данный перечень сведений отличается от перечня, предусмотренного действующими требованиями и не содержит ОГРНИП кадастрового инженера и его уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и дату внесения сведений о лице в реестр.
В связи с изложенным структура актуальной версии XML-схемы, используемой для формирования технического плана: не содержит элемента "ОГРНИП кадастрового инженера"; не содержит элемент "уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и дату внесения сведений о лице в реестр"; содержит элемент "номер регистрации кадастрового инженера в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность" (CadastralEngineerRegistryNumber).
В соответствии с п. 15 действующих Требований в случае необходимости указания сведений, которые не могут быть указаны в реквизитах разделов технического плана, в него включается раздел "заключение кадастрового инженера".
Согласно требованиям, установленным приказом Росреестра N П/0082 от 15.03.2022 сведения, предусмотренные формой и требованиями (составами сведений), утвержденным вышеназванным приказом, но отсутствующие в соответствующих элементах, размещенных на официальном сайте Росреестра (действующих в настоящее время) XML-схем, указаны в текстовой части технического плана (приложение к техническому плану).
Согласно п. 2 Требований технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в технический план, и разделы, включение которых в технический план зависит от вида и объема кадастровых работ.
В соответствии с п. 3 Требований к текстовой части технического плана относятся следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах; исходные данные; сведения о пунктах геодезической сети и средствах измерений; описание местоположения объекта недвижимости; характеристики объекта недвижимости; характеристики всех помещений, машино-мест в здании, сооружении; сведения о части (частях) объекта недвижимости; заключение кадастрового инженера; приложение.
Таким образом, подготовленное кадастровым инженером приложение входит в состав технического плана (текстовая часть).
Технический план, представленный в Мосгосстройнадзор, включает в качестве приложения файл в формате PDF (TextPart_de0931dc-df5a-4486-a78f-b537ce0eb462.pdf), содержащий сведения, отсутствующие в XML-схеме, но предусмотренные действующими требованиями, в том числе ОГРНИП кадастрового инженера и его уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и дату внесения сведений о лице в реестр.
Отображение на схеме местоположения иных объектов недвижимости, расположенных в границах соответствующего земельного участка не является обязательным и осуществляется по усмотрению кадастрового инженера.
В соответствии с п. 2 действующих требований технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в технический план, и разделы, включение которых в технический план зависит от вида и объема кадастровых работ.
Согласно п. 4 действующих требований к графической части технического плана относятся следующие разделы: схема геодезических построений; схема расположения здания, сооружения (части объекта недвижимости), объекта незавершенного строительства в границах земельного участка; чертеж контура здания, сооружения (части объекта недвижимости), объекта незавершенного строительства; план здания, сооружения, план этажа, фрагмент плана здания, сооружения, этажа.
Согласно п. 63 действующих требований раздел "Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) в границах земельного участка" предназначен для отображения местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства относительно границ: земельного участка (при наличии в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек), а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка; кадастрового квартала (при отсутствии в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек); земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и используемых без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с п. 64 действующих требований на схеме отображаются: границы земельного участка (земельных участков), его (их) частей; контур здания (части здания), сооружения (части сооружения); объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы; необходимые условные обозначения и надписи.
При этом в п. 64 действующих требований указано, что на схеме допускается отображать местоположение иных объектов недвижимости, расположенных в границах соответствующего земельного участка, а также местоположение улиц, дорог общего пользования, иных объектов, позволяющих определить местоположение здания (части здания), сооружения (части сооружения), объекта незавершенного строительства в границах земельного участка.
Таким образом, обязательным является отображение на схеме границ земельного участка и контура здания, в отношении которого проводятся кадастровые работы.
Следовательно, отсутствие в техническом плане отображения местоположения вводимого в эксплуатацию объекта капитального строительства относительно границ других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, не является нарушением действующих Требований.
Таким образом, отказ в принятии заявления и документов равно как и в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию лишает заявителя возможности начать эксплуатацию построенного здания, что является нарушением права собственника свободно пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом апелляционной инстанции возлагается на Комитет государственного строительного надзора г. Москвы возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия документов АО "Мосагронаучприбор" на выдачу разрешения на ввод капитального строительства в эксплуатацию по заявлению АО "Мосагронаучприбор" от 15.08.2022 N 09-ЗВ-1990/22-(0)-1 и принятия соответствующего решения.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 по делу N А40-216634/22 отменить.
Признать незаконным решение Комитета государственного строительного надзора г. Москвы об отказе в приеме документов, оформленного уведомлением от 19.08.2022 N 09-3В-1990/22-(0)-1.
Обязать Комитет государственного строительного надзора г. Москвы в течение 10 дней с момента вынесения судебного акта принять документы АО "Мосагронаучприбор" на выдачу разрешения на ввод капитального строительства в эксплуатацию по заявлению АО "Мосагронаучприбор" от 15.08.2022 N 09-ЗВ-1990/22-(0)-1.
Взыскать с Комитета государственного строительного надзора г. Москвы в пользу АО "Мосагронаучприбор" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить АО "Мосагронаучприбор" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216634/2022
Истец: АО "МОСАГРОНАУЧПРИБОР"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ