г. Тула |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А62-8078/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2023 по делу N А62-8078/2022 (судья Соловьева А.В.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1086731007615; ИНН 6731069440) к акционерному обществу "Десногорский рынок" (ОГРН 1026700925404; ИНН 6724000694) о взыскании задолженности по договору N 671904186 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем-юридическим лицом - по количеству и объёме контейнеров для накопления ТКО за период с 01.05.2020 по 31.12.2020 в сумме 5 766,30 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - истец, региональный оператор, АО "СпецАТХ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Десногорский рынок" (далее - АО "Десногорский рынок", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 671904186 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с потребителем-юридическим лицом - по количеству и объёме контейнеров для накопления ТКО (далее - договор) за период с 01.05.2020 по 31.12.2020 в сумме 5 766,30 рублей (с учетом уточненных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2023 по делу N А62-8078/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд жалобой о его отмене. Заявитель апелляционной жалобы указывает на ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора по оплате услуг по обращению с ТКО, который истец считает абонентским договором, существенным условием которого является установленная данным договором абонентская плата независимо от объёма фактически оказанных услуг исполнителем, при этом отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является основанием для невнесения установленной платы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. АО "СпецАТХ" в ходатайстве просило провести судебное заседание в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области от 06.04.2018, заключенным между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и акционерным обществом "Спецавтохозяйство", акционерное общество "Спецавтохозяйство" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Смоленской области с 01.01.2019 сроком на 10 лет.
01.01.2019 между (региональным оператором) и АО "Десногорский рынок" (потребителем) заключен договор N 671904186 на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителем-юридическим лицом - по количеству и объёме контейнеров для накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение (далее - услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 1.3 договора определен способ складирования ТКО: бункеры, контейнеры, расположенные на контейнерных площадках (6 контейнеров по 0,75 кв.м.), в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора, оплата услуг по договору осуществляется по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: в размере единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного постановлением Департамента Смоленской области по энергии, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 N 218 на регулируемый период и составляет 608,30 рублей с НДС 20% за 1 куб.м.
Цена рассчитывается в зависимости от количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, в отношении которых в расчетном периоде оказана услуга по формуле Ц=ТхКхV, где Т - тариф (стоимость услуги за 1 кв.м.), К - количество контейнеров, вывезенных региональным оператором за расчетный период, V - объём каждого контейнера в куб.м.
Потребитель (за исключением потребителей потребителей в МКД и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. В случае, если объём фактически оказанных услуг по обращению с ТКО за истекший месяц меньше объёма, определенного настоящим договорам, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц (пункт 2.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора стороны согласовали производить учет объёма ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объёма и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объёма и (или) массы ТКО" расчетным путём, исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, используемых только потребителем.
Настоящий договор считается заключенным с даты его подписания, указанной региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора. Начало оказания услуг по договору - в соответствии с графиком, указанным в приложении N 1 к договору. Договор действует до 31.12.2019, а в части расчетов - до их полного исполнения. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 8.1, 8.2 договора).
В Приложении N 1 к договору указаны объём принимаемых ТКО в год - 234 куб.м. и в месяц - 19,5 куб.м., тариф за 1 куб.м. - 608,30 рублей, цена услуги в год - 142 342,20 рублей с НДС, место накопления ТКО - г. Десногорск, 3-й мкр, территория городского рынка 6 контейнеров по 0,75 каждый, установлена периодичность вывоза ТКО.
Дополнительным соглашением N 1 от 14.06.2019 к договору N 671904186 от 01.01.2019 изменены: объём принимаемых ТКО в год - 99 куб.м., с 01.06.2019 по 31.12.2019 - 63 куб.м., установлена периодичность вывоза ТКО - с 01.01.2019 по 31.05.2019 один раз в неделю, с 01.06.2019 по 31.12.2019 - два раза в месяц (1 и 3 среда месяца), цена услуги в год - 98 544,60 рублей.
Дополнительным соглашением N 2 от 18.11.2020 к договору N 671904186 от 01.01.2019 изменен пункт 2.2 договора в части тарифов, приложение N 1 изменено: в части объёма принимаемых ТКО в год с 01.01.2020 по 31.08.2020 - 72 куб.м., с 01.09.2020 по 30.09.2020 - 6,75 куб.м., с 01.10.2020 по 30.11.2020 - 18 куб.м., с 01.12.2020 по 31.12.2020 - 9 куб.м.; в части тарифа за 1 куб.м. с 01.01.2020 по 30.11.2020 - 589,89 рублей, с 01.12.2020 по 31.12.2020 - 594,50 рублей; в части цены услуги за 12 мес. с 01.01.2020 по 31.08.2020 - 42 475,08 рублей, с 01.09.2020 по 30.09.2020 - 3 981,76 рублей, с 01.10.2020 по 30.11.2020 - 10 618,02 рублей, с 01.12.2020 по 31.12.2020 - 5 353,65 рублей, установлена иная периодичность вывоза ТКО.
Дополнительным соглашением N 2 от 01.01.2021 к договору N 671904186 от 01.01.2019 изменен пункт 2.2 договора в части тарифов, в приложение N 1 внесены изменения в части: объёма принимаемых ТКО в год с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 36 куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 36 куб.м.; тарифа за 1 куб.м. с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 594,855 рублей, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 617,38 рублей; цены услуги с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 21 414,60 рублей, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 22 225,68 рублей, установлена периодичность вывоза ТКО.
За период с 01.01.2019 по 31.05.2021 истец выставил ответчику счета-фактуры, задолженность по оплате за который, по первоначальному расчету регионального оператора, составила 7 093,55 рублей.
По уточненному расчету регионального оператора за период с мая по декабрь 2020 года у ответчика образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 5 766,30 рублей.
Ответчик не согласился с периодом и суммой задолженности, представив акты сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу мусора с указанием периодичности и количества вывозимых контейнеров, заявки на изменение договорных объёмов от 04.06.2020, от 01.10.2020, от 01.12.2020, от 25.12.2020, в которых указывалось на фактическое количество вывезенных контейнеров.
В связи с неполной оплатой ответчиком предъявленной региональным оператором стоимости услуг по заявлению АО "СпецАТХ" Арбитражным судом Смоленской области 07.09.2021 был вынесен судебный приказ по делу N А62-7493/2021 о взыскании с АО "Десногорский рынок" задолженности за период с 01.01.2019 по 31.05.2021 в размере 7 093,55 рублей, который отменен по заявлению должника определением суда от 15.09.2021.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N 505), предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Судом установлено, что между сторонами заключен договор N 671904186 от 01.01.2019, согласно пункту 4.1 которого расчет объема ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО и используемых только потребителем (ответчиком).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что цена рассчитывается в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в отношении которых в расчетном периоде оказана услуга, где составляющая формулы "К" определяется как количество контейнеров, вывезенных региональным оператором за расчетный период, следовательно, из буквального толкования указанного условия в соответствии со статьей 431 ГК РФ сторонами согласован порядок определения стоимости услуг исходя из фактически вывезенных региональным оператором контейнеров.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.3 договора потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, что в случае с применением расчетного способа учета ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО означает фиксацию количества и объема контейнеров с накопленными ТКО, вывезенными региональным оператором.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 договора региональный оператор вправе осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов.
В пункте 4.2 договора стороны установили последствия превышения фактического объема оказанных региональным оператором услуг по сравнению с объемом, установленным приложением N 1 к договору, в таком случае потребитель обязуется осуществить оплату услуг регионального оператора в части, превышающей запланированный объем услуг.
Приведенные условия заключенного сторонами договора позволяют сделать вывод, что в приложении N 1 к договору стороны согласовали плановый объем услуг (объем и массу транспортируемых ТКО), оказываемых региональным оператором, что в силу пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, отнесено к существенным условиям договора, а также установили обязательства потребителя по учету и оплате фактически оказанного региональным оператором объема услуг.
Доводы жалобы о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к абонентскому договору (статья 429.4. ГК РФ), отклоняется судом в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
В соответствии с частью 2 той же статьи абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в рамках абонентского договора заказчик вправе воспользоваться услугами исполнителя в объеме и на условиях, предусмотренных договором, и вносит за это абонентскую плату даже за те периоды, когда обращения за услугами фактически не последовало.
Вместе с тем, сторонами в рассматриваемом договоре не установлено, что услуги оказываются региональным оператором на условиях абонентского обслуживания.
Суд апелляционной инстанции полагает избыточным довод апеллянта о квалификации договора на оказание услуг по обращению с ТКО в качестве абонентского договора, поскольку такая квалификация предполагает внесение заказчиком платы не за фактическое оказание услуг, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться услугами исполнителя, что не имеет правового значения при наличии оснований для возникновения у потребителя услуг обязательств по их оплате в связи с представлением доказательств фактического оказания соответствующих услуг региональным оператором.
Следует принять во внимание, что спорные правоотношения регулируются специальным нормативным актом - Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и принятыми для его исполнения постановлениями Правительства РФ, которые не содержат отсылки к статье 429.4 Гражданского кодекса РФ, определяющей договор с исполнением по требованию (абонентский договор).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2022 по делу N А62-7970/2020.
Оценив условия заключенного сторонами договора в порядке статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно указал, что характер оказываемых услуг и установленный порядок их учета, принятия и оплаты позволяет сделать вывод об обусловленности оплаты материально выраженного результата работ. Само по себе установление в договоре ежемесячной платы не свидетельствует о том, что оплата носит абонентский характер.
Таким образом, оплате потребителем подлежит объем услуг, рассчитанный исходя из количества и объема фактически вывезенных региональным оператором контейнеров с накопленными ТКО, вне зависимости от того, отличен ли таким образом рассчитанный объем услуг от запланированного объема, зафиксированного в приложении N 1 к договору, в меньшую или большую сторону.
Из материалов дела следует, что в приложении N 1 к договору с учетом дополнительного соглашения N 2 к нему, подписанного сторонами, согласован объем принимаемых ТКО в расчетные месяцы май-август, октябрь - декабрь 2020 г. в количестве 9 куб. м. исходя из 12 контейнеров объемом 0,75 куб. м., в сентябре 2020 г. - 6,75 куб. м. (9 контейнеров).
Исходя из указанного планового объема услуг и утвержденного тарифа региональным оператором определена стоимость услуг за каждый расчетный месяц: 3981,85 рублей за сентябрь 2020 г., 5353,65 руб. - за декабрь 2020 г., 5309,01 руб. - за иные месяцы спорного периода, которая предъявлена к оплате ответчику в соответствующих универсальных передаточных документах (счетах-фактурах) и составила 41 189, 56 рублей.
Ответчиком по результатам рассмотрения предъявленных к оплате универсальных передаточных документов (счетов-фактур) принят объем оказанных региональным оператором услуг, рассчитанный из количества фактически вывезенных контейнеров в расчетный месяц, о чем сделаны соответствующие отметки на УПД. Стоимость услуг, рассчитанная исходя из фактически оказанного объема услуг, за период с мая по декабрь 2020 г. составила 35 423, 17 рублей. Представленный ответчиком расчет стоимости фактически оказанных услуг и объем таких услуг за спорный период региональным оператором не оспаривался.
Платежными поручениями от 06.07.2020 N 308, от 07.08.2020 N 354, от 07.09.2020 N 407, от 28.10.2020 N 502, от 10.11.2020 N 520, от 23.12.2020 N 590, от 27.01.2021 N 36 ответчиком произведена оплата услуг за спорный период в общей сумме 35 423, 17 рублей.
Поскольку с учетом условий договора потребителем подлежит оплате объем фактически оказанных региональным оператором услуг по вывозу ТКО, суд области пришел к правильному выводу, что АО "Десногорский рынок" в полном объеме исполнены обязательства по оплате соответствующих услуг, в связи с чем в удовлетворении требований правомерно отказано судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.01.2023 по делу N А62-8078/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8078/2022
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: АО "ДЕСНОГОРСКИЙ РЫНОК"