город Томск |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А27-15978/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Молокшонова Д.В., |
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сухих К.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (N 07АП-995/2023) на решение от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15978/2022 (судья Куликова Т.Н.) по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (г. Кемерово, ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094) к обществу с ограниченной ответственностью "Новый мир" (г. Новосибирск, ОГРН 1195476042101, ИНН 5402053114) о расторжении договора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Проекция" (г. Новосибирск, ОГРН 1195476060922, ИНН 5406799834).
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - Фонд) обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Новый мир" (далее - ООО "Новый мир") о расторжении договора N 04-21/18.ПД.21 от 12.08.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проекция".
Решением от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Фонд в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что ввиду исключения ответчика из реестра квалифицированных подрядных организаций за предоставление недостоверных данных, ответчик не имел права участвовать в закупочной процедуре регионального оператора, в связи с чем имеются основания для расторжения договора.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
На основании положений статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона, организованного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, 12.08.2021 между ответчиком (подрядчик) и истцом (заказчик) заключен договор N04-21/18.ПД.21, по условиям пункта 2.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на капитальный ремонт (далее - ПД), согласно техническому заданию (приложение N1) и сметному расчету на разработку ПД на капитальный ремонт общего имущества МКД (приложение N2); результатом работ является ПД на проведение капитального ремонта по объектам, выполненная и согласованная в порядке, установленном нормативно-правовыми актами и настоящим договором.
После заключения договора N 04-21/18.ПД.21 от 12.08.2021 Фондом было установлено, что ООО "Новый мир" исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций Кемеровской области-Кузбасса на основании информации, свидетельствующей о предоставлении подрядной организацией недостоверных сведений в составе заявки участника предварительного отбора (предоставление подложных копий трудовых книжек на сотрудников Демину Светлану Викторовну и Гурба Софью Николаевну).
Указанные обстоятельства установлены комиссией по предварительному отбору подрядных организаций, в результате которого осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций Кемеровской области-Кузбасса, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области-Кузбасса, и отражены в протоколе заседания от 13.09.2021.
Ссылаясь на то, что сведения об ООО "Новый мир" включены в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании недостоверных сведений, в связи с чем подрядная организация не имела оснований участвовать в закупочных процедурах регионального оператора, истец письмом N 1204 от 06.07.2022 направил ответчику уведомление-претензию о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
В письме исх. N 101 от 11.07.2022 ответчик выразил согласие на расторжение договора на условиях оплаты фактически выполненных работ, определенных им в 90 % от общей стоимости работ.
Недостижение согласия на расторжение договора явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенное истцом в обоснование иска о расторжении договора основание не предусмотрено пунктом 226 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 615).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В силу части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определен Положением, утвержденным Постановлением N 615.
Согласно пункту 2 Положения N 615 закупка состоит из двух этапов - предварительный отбор и непосредственно электронный аукцион; при этом предварительным отбором признается часть процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор, а электронным аукционом - вторая часть закупки, в ходе которой победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора; реестр квалифицированных подрядных организаций - реестр, сформированный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по итогам предварительного отбора, в котором содержится предусмотренная Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе; орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
Пунктом 4.38 Постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25.02.2020 N 81 органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций Кемеровской области-Кузбасса определено Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса.
В соответствии с пунктом 103 Положения N 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
Согласно подпункту "в" пункта 157 Положения N 615 к участию в электронном аукционе на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов допускаются лишь участники, сведения о которых включены в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Таким образом, включение подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций является одним из обязательных условий для участия такой организации в электронных аукционах, что следует также из пункта 103 Положения N 615.
Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Положения N 615 одним из принципов привлечения к работам по капитальному ремонту подрядной организации является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Согласно подпункту "о" пункта 23 Положения N 615 при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
Представление сведений о квалификации персонала подрядной организации служит одним из критериев выявления надежности такой подрядной организации и возможности исполнения ею контракта в соответствии с условиями о качестве, удовлетворяющими требованиям заказчика.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что ответчик на момент проведения электронного аукциона и заключения договора 12.08.2021 был включен в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Вместе с тем, 13.09.2021 решением комиссии по предварительному отбору подрядных организаций, в результате которого осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций Кемеровской области-Кузбасса, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области-Кузбасса (далее - Комиссия) на основании подпункта "к" пункта 66 Положения N 615, на основании информации, свидетельствующей о предоставлении подрядной организацией ООО "Новый Мир" недостоверных сведений в составе заявки участника предварительного отбора (предоставление подложных копий трудовых книжек на сотрудников: Демину Светлану Викторовну, Гурба Софью Николаевну, что подтверждено письмом ГБУ "ПИ "Кузбасспроект" от 09.09.2021 N 1/2021/198), ООО "Новый Мир" исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций Кемеровской области-Кузбасса.
Исключение организации из реестра квалифицированных подрядных организаций является инструментом, обеспечивающим реализацию целей и принципов регулирования, сформулированных в пунктах 1 и 3 Положения N 615, в том числе за счет повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, добросовестной конкуренции участников предварительного отбора и участников электронных аукционов, эффективного использования средств регионального оператора, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "Новый Мир" представлены в составе заявки недостоверные документы, подтверждающие наличие в штате установленного количества квалифицированных сотрудников, что повлекло признание подрядчика соответствующим требованию подпункта "о" пункта 23 Положения N 615, в результате совершения недобросовестных действий.
Выводы Комиссии ответчиком не опровергнуты, доказательства неправомерности исключения ООО "Новый Мир" из реестра квалифицированных подрядных организаций в материалы дела не представлены.
Апелляционный суд не принимает в качестве доказательства, подтверждающего соответствие ответчика предъявляемым требованиям на момент проведения электронного аукциона, заключения договора 12.08.2021 и его исполнения, представленные в материалы акты N 310-ВП/вв-2514 от 12.10.2021, N 4238-П/2-2514 Ассоциации экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектной портал". Указанные акты не опровергают правомерность исключения ответчика из реестра квалифицированных подрядных организаций. Из содержания актов следует, что период проведения документарной проверки - 05.10.2021-12.10.2021, а также 11.04.2022-25.04.2022; период, за который проводилась проверка, не указан; не подтверждено наличие у ООО "Новый Мир" в штате заявленных при предварительном отборе специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по подготовке проектной документации и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов (не менее чем два специалиста по месту основной работы).
Между тем, выполнение работ в отсутствие в штате квалифицированных специалистов, соответствующих установленным требованиям, создает ситуацию, при которой могут быть выполнены работы, не соответствующие условиям о качестве, предъявляемым к работам по таким договорам, что, в свою очередь, может привести к увеличению затрат, связанных с устранением недостатков в работе, снижению эффективности, результативности привлечения подрядной организации.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (абзац 2 пункта 1 статьи 451 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При решении вопроса о расторжении или изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств суду надлежит установить наличие каждого из обязательных условий, указанных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ, подтверждающих приоритет защиты стабильности исполнения договорных обязательств.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что представление ответчиком недостоверных сведений повлекло включение его в реестр квалифицированных подрядных организаций и, как следствие, заключение спорного договора со стороны Фонда, не имевшего возможности разумно предвидеть отсутствие у ответчика права на заключение договора, предполагавшего добросовестность подрядчика и гарантированность его соответствия специально предъявляемым требованиям, исходя из отсутствия доказательств включения ответчика в период исполнения договора в реестр квалифицированных подрядных организаций и наличия в его штате заявленных при предварительном отборе специалистов, учитывая требования, предъявляемые к подрядчику (специальный субъектный состав), в связи с дальнейшим выполнением работ по договору, заключенному в порядке Постановлением N 615, в том числе, связанные с устранением возможных недостатков в период гарантийного срока, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора 12.08.2021 и, соответственно, наличии оснований для расторжения договор N04-21/18.ПД.21.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Фонда подлежат удовлетворению.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15978/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковое заявление некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" удовлетворить.
Расторгнуть договор N 04-21/18.ПД.21 от 12.08.2021, заключенный между некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" и обществом с ограниченной ответственностью "Новый мир".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новый мир" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" 9 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15978/2022
Истец: НО Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса
Ответчик: ООО "Новый мир"