г. Самара |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А65-25199/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистые воды" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2023 по делу N А65-25199/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.), возбужденному по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616), г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Чистые воды" (ИНН 1660191321, ОГРН 1131690068608), с.Высокая Гора Республики Татарстан,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Исмагилова А.С. (доверенность от 30.11.2022),
от ООО "Чистые воды" - Талипов Д.В. (доверенность от 15.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Чистые воды" (далее - ООО "Чистые воды", общество) денежных средств в счет возмещения вреда в сумме 142 896 руб. 30 коп.
Решением от 30.01.2023 по делу N А65-25199/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан исковые требования удовлетворил.
ООО "Чистые воды" в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление Министерства об отказе от иска в части взыскания вреда в сумме 1 766 руб. 30 коп., подписанное Назмутдиновым Р.А., чьи полномочия подтверждаются доверенностью от 30.11.2022 N 14740/14; срок действия доверенности - по 31.12.2023, информация о прекращении доверенности у суда отсутствует.
Согласно ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу ч.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Отказ Министерства от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом в соответствии со ст.49 АПК РФ
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению в части требования о взыскании вреда в сумме 1 766 руб. 30 коп.
В судебном заседании представитель ООО "Чистые воды" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) и возражениях, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Чистые воды" является сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00).
Решением Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов 05.10.2018 ООО "Чистые воды" предоставлен в пользование водный объект (р.Каменка) с целью сброса сточных вод.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу исполнения ООО "Чистые воды" требований природоохранного законодательства при пользовании водными объектами, сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно протоколу количественного химического анализа отбора проб сточной воды от 06.10.2020 N 1154 фактические значения по аммоний-иону превысили значения, указанные в решении о предоставлении водного объекта в пользование, в 1,36 раза, по нитритам - в 17 раз, по фенолу - в 5,6 раз, по железу - в 4,65 раза, по марганцу - в 12,4 раза.
По данному факту ООО "Чистые воды" привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб. (постановление от 15.12.2020 N 616).
По результатам проверки 23.04.2021 вновь выявлены нарушения, выразившиеся в допущении сброса сточных вод из трубы БОС в р.Каменка, содержание которых превышало предельно допустимые концентрации по аммоний-иону 12,4 раза, по фосфату иона - в 1,44 раза, по нитритам - в 20,75 раза, по марганцу - в 10,7 раз, что подтверждается протоколом количественного химического анализа отбора проб сточной воды от 23.04.2021 N 267.
Постановлением от 03.06.2021 N 375 общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Согласно сведениям, полученным в результате учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод за 2 квартал 2020 года - 3 квартал 2021 года, средний размер сброса сточных вод составил 120,35 куб.м/сут - 5,01 куб.м/ч.
В связи с изложенным Министерство произвело расчет и направило в ООО "Чистые воды" претензию от 25.11.2021 N 6051/07 с просьбой возместить вред, причиненный водному объекту, в сумме 142 896 руб. 30 коп.
ООО "Чистые воды" претензию не исполнило, в связи с чем Министерство обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст.55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
П.1 ст.77 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Исходя из п.3 ст.77, п.1 ст.78 Закона N 7-ФЗ, ст.69 ВК РФ, причиненный водным объектам вред возмещается добровольно либо по решению суда лицами, его причинившими, в размере, исчисленном в соответствии с методикой, утвержденной в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В п.6 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст.1, 77 Закона N 7-ФЗ).
По смыслу ст.1064 ГК РФ, ст.77 Закона N 7-ФЗ, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст.3, п.3 ст.22, п.2 ст.34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Согласно ч.1 и 2 ст.35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 ВК РФ).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом N 7-ФЗ) (п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ).
Таким образом, сброс в водный объект сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает установленные предельно допустимые нормативы, влечет его загрязнение, оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема и создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.
Из системного анализа положений ст.1, п.1 ст.77 Закона N 7-ФЗ следует, что сброс сточных вод без проведения их очистки и обезвреживания, концентрация вредных веществ в которых превышает предельно допустимые нормативы, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, так как загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема.
Кроме того, в п.7 и 8 Постановления N 49 указано, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст.3, п.3 ст.22, п.2 ст.34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
По общему правилу в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Закона N 7-ФЗ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Факт сброса сточных вод в р.Каменка с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждается материалами дела и ООО "Чистые воды" не опровергнут.
При этом обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов вредных веществ вследствие чрезвычайных событий и обстоятельств, принятия им мер, направленных на предотвращение загрязнения водного объекта.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.12.2011 N 1743-О-О и Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, а также содержащейся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N АКПИ15-249, исключительное свойство окружающей среды к самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия и особенности экологического ущерба, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), предопределяют необходимость применения условного метода определения его размера, используемого в методиках исчисления размера вреда.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в которой установлен порядок исчисления вреда водному объекту в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, который основывается на количественных и качественных параметрах негативного воздействия на окружающую среду, учитывает специфику водохозяйственного района, природно-климатические условия, категорию водного объекта, массу и опасность поступивших в него вредных веществ.
Размер ущерба рассчитан Министерством за период с 18.05.2020 по 24.05.2021 на основании протоколов результатов КХА проб воды, протокола от 20.05.2020 N 491, протокола от 28.08.2020 N 964 (доп. протокол от 04.09.2020 N 1013), протокола от 26.05.2021 N 342, сведений, полученных в результате учета объекта сброса сточных вод и (или) дренажных вод за 2 квартал 2020 года - 3 квартал 2021 года в соответствии с Методикой N 87 и составил 141 130 руб. (с учетом принятого судом апелляционной инстанции отказа от части иска).
ООО "Чистые воды" выразило несогласие с произведенным Министерством расчетом причиненного ущерба, со ссылкой на фактическое несение им затрат на реконструкцию очистных сооружений, что предполагает уменьшение размера вреда на понесенные фактические расходы в соответствии с п.14 Методики N 87.
Суд первой инстанции этот довод общества обоснованного отклонил.
П.14 Методики N 87 предусмотрено, что в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с п.11 данной Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Закона N 7-ФЗ подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст.1079 ГК РФ, ст.79 Закона N 7-ФЗ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Как уже указано, сброс обществом сточных вод с превышением предельно допустимых нормативов подтверждается материалами дела и свидетельствует о негативном воздействии на водный объект.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
В подтверждение доводов о несении расходов на реконструкцию очистных сооружений ООО "Чистые воды" представило следующие документы: план природоохранных мероприятий по рациональному использовании водных ресурсов и охране водных объектов ООО "Чистые воды" на 2021-2023 годы, таблицу с перечислением затрат по эксплуатации очистных сооружений за 2020 год и с 01.01.2021 по 31.05.2021; технологию очистки производственных сточных вод ООО "Молочный комбинат "Касымовский", ООО "Высогорский молочный комбинат". Выбор состава сооружений и оборудования"; план природоохранных мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов и охране водных объектов ООО "Чистые воды" на 2021 - 2023 годы; товарные накладные от 23.06.2021 N ПБ3П00003733, от 30.03.2021 N 3224; акт установки оборудования от 05.04.2021.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, каких-либо доказательств, свидетельствующих о снижении сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ в связи с реконструкцией очистных сооружений, ООО "Чистые воды" не представлено.
ООО "Чистые воды" не представило доказательств того, что в результате проведенных мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных веществ в водный объект (реконструкции очистных сооружений) снизились показатели загрязняющих веществ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основные цели по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ проведенными ООО "Чистые воды" мероприятиями, о зачете стоимости которых в счет нанесенного вреда общество ходатайствует, не достигнуты.
Кроме того, как указано Министерством и не опровергнуто обществом, 29.01.2020 по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Чистые воды" об обязании обеспечить нормативную очистку сбрасываемых в р.Каменка сточных вод из очистных сооружений Высокогорским районным судом Республики Татарстан требования были удовлетворены со сроком исполнения до 31.12.2021. В октябре 2021 года ООО "Чистые воды" обратилось с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда в связи с невозможностью исполнения решения суда в срок, следовательно, в 2021 году мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод не проводились.
Между тем п.14 Методики N 87 предусмотрено, что в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с п.11 данной Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных именно на момент исчисления размера вреда.
Размер вреда в рассматриваемом случае произведен за период с 18.05.2020 по 24.05.2021, претензия направлена 25.11.2021.
Таким образом, основания для уменьшения размера вреда на величину заявленных затрат и освобождения ООО "Чистые воды" от уплаты ущерба отсутствуют.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство доказало факт причинения вреда в сумме 141 130 руб., вину ответчика и наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом, соответственно, требование о взыскании указанной суммы вреда подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.110 АПК РФ с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5 234 руб.
Руководствуясь положениями п.3 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа Министерства от иска в части взыскания вреда в сумме 1 766 руб. 30 коп. и прекращает производство по делу в данной части. Кроме того, суд апелляционной инстанции взыскивает с ООО "Чистые воды" в пользу Министерства денежные средства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 141 130 руб.
На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ООО "Чистые воды".
Руководствуясь статьями 49, 102, 110, 150, 151, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2023 года по делу N А65-25199/2022 отменить.
Принять отказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от иска в части взыскания вреда в сумме 1 766 руб. 30 коп., и в данной части производство по делу прекратить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чистые воды" (ИНН 1660191321, ОГРН 1131690068608) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616) денежные средства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 141 130 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чистые воды" (ИНН 1660191321, ОГРН 1131690068608) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 234 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25199/2022
Истец: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань
Ответчик: ООО "Чистые воды", с.Высокая Гора