г. Пермь |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А60-57786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Журавлевой У.В., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Муниципального образования Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 февраля 2023 года
по делу N А60-57786/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
к Муниципальному казенному учреждению "Благоустройство поселков" (ИНН 6681007565 ОГРН 1169658048097), Муниципальному образованию Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа (ИНН 6624002144, ОГРН 1026601484447)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - ООО "Компания "Рифей", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением, просит взыскать с Муниципального казенного учреждения "Благоустройство поселков", а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа (далее - ответчики) сумму задолженности за январь, февраль, март 2022 г. в размере 13 389 руб. 18 коп., а также пени за период с 11.02.2022 по 20.10.2022 в размере 327 руб. 00 коп., с продолжением начисления начиная с 21.10.2022 за каждый день просрочки по день фактической оплаты долга с применением 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Решением суда от 13.02.2023 исковые требования удовлетворены. С Муниципального казенного учреждения "Благоустройство поселков", а при недостаточности денежных средств с Муниципального образования Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа за счёт средств соответствующего бюджета в пользу ООО "Компания "Рифей" взысканы денежные средства в размере 13 389 руб. 18 коп. долга, 327 руб. 00 коп. пени за период с 11.02.2022 по 20.10.2022, с продолжением начисления пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга в размере 13 389 руб. 18 коп., начиная с 21.10.2022 и по день фактической оплаты долга, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Муниципальное образование Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с п. 22 договора, договор заключается на срок по 31.12.2021. Таким образом, в период январь, февраль, март 2022 г. вышеуказанный договор не действовал. Услуги вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территорий поселковых кладбищ в спорный период истцом не оказывались, поскольку кладбища в зимний период консервируются, доступ к ним прекращается. Апеллянт также полагает, что у ответчика имеется право отказаться от заключения договора, так как ТКО образуются и размещаются на земельном участке, принадлежащем юридическому лицу - администрации Нижнетуринского городского округа, передано в управление МКУ "Благоустройство поселков".
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рифей" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесаддинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
В соответствии с заключенным соглашением, датой начала оказания истцом коммунальной услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Между ООО "Компания "Рифей" и Муниципальным казенным учреждением "Благоустройство поселков" с протоколом урегулирования разногласий заключен договор на оказание услуг по ТКО N РФ03КО0207000971 от 19.05.2021 (далее - договор).
В соответствии с условиями договора истец обязуется оказывать услуги по обращению с ТКО, а ответчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК истцу утверждены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Истец, обращаясь с иском в суд указал, что во исполнение условий договора он надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства за январь, февраль, март 2022 г., что подтверждается универсальным передаточным документом N 22013100055/66/728 от 31.01.2022, универсальным передаточным документом N 22022800093/66/728 от 28.02.2022, универсальным передаточным документом N 22033100140/66/728 от 31.03.2022.
Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований истца послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием о взыскании образовавшейся задолженности.
Истец предъявляет требования за период январь, февраль, март 2022 г. в сумме 13 389 руб. 18 коп. за оказанную услугу по обращению с ТКО по адресам:
- кладбище, расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, посёлок Косья, кладбище N 1, расположено на земельном участке, находящемся в собственности Нижнетуринского городского округа, с кадастровым номером 66:17:0000000:246, площадью 42331,0 кв.м.,
- кладбище, расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, посёлок Косья, кладбище N 2, расположено на земельном участке, находящемся в собственности Нижнетуринского городского округа, с кадастровым номером 66:17:0000000:247, площадью 20559,0 кв.м.,
- кладбище, расположенное по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, поселок Ис, ул. Новая, поселковое кладбище "Троицкое", расположено на земельном участке, находящемся в собственности Нижнетуринского городского округа, с кадастровым номером 66:17:0301001:120, площадью 44249,0 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Заявитель жалобы, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, возражая по требованиям, указал, что в соответствии с п. 22 договора договор заключается на срок по 31.12.2021. Таким образом, в период январь, февраль, март 2022 г. вышеуказанный договор не действовал.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), п. 2, 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Также названным Постановлением утверждена Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В п. 8 (6), 8 (7) названных Правил и в приложении к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора регламентирован п. 8 (17) Правил N 1156. Также названным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору в установленный срок заявку с приложением необходимых документов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8 (17) Правил N 1156).
Пунктом 8 (12) Правил N 1156 предусмотрено, что если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8 (10) Правил N 1156.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил N 1156).
Из указанных норм права следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, а также учитывая непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, были оказаны в меньшем объеме, либо оказаны третьим лицом, а также в отсутствие доказательств оплаты принятых услуг.
Поскольку договор по обращению с ТКО между сторонами в спорный период не подписан, отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора.
Соответственно, довод ответчика о том, что договор заключен на срок по 31.12.2021, судом первой инстанции верно отклонен.
Ответчик приводит доводы о том, что у него имеется право отказаться от заключения договора, так как твердые коммунальные отходы образуются и размещаются на земельном участке, принадлежащем юридическому лицу - администрации Нижнетуринского городского округа, передано в управление МКУ "Благоустройство поселков". Данные доводы ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как установлено в рамках настоящего дела, Муниципальное образование Нижнетуринский городской округ является собственником объекта недвижимости, по которому истец предъявляет настоящие требования.
Согласно ст. 30 Устава Нижнетуринского городского округа, Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Таким образом, Администрация Нижнетуринского ГО является органом местного самоуправления, который от имени Нижнетуринского ГО приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 24.9 Закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, в частности: коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5. Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила коммерческого учета) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии ч. 1 ст. 13.4, ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется исключительно с использованием контейнерных площадок. При этом, определение мест накопления ТКО входит в компетенцию органов местного самоуправления (п.4 ст. 13.4., ст. 8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Правил N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приложением N 1 к договору стороны установили порядок определения объема ТКО на объектах ответчика, а именно, сторонами согласован способ расчета объема ТКО по количеству и объему контейнеров, периодичность вывоза ТКО - по заявке.
Суд исходит из того, что оплата услуг производится с учетом фактического объема оказанных услуг.
Ответчик указал, что какие-либо услуги вывоза ТКО с территорий поселковых кладбищ в спорный период истцом не оказывались, так как кладбища на зимний период консервируются, доступ к ним прекращается, в силу отсутствия расчистки снега на дорогах, ведущих к кладбищам.
Данные доводы судом первой инстанции были рассмотрены и обоснованно отклонены на основании следующего.
В соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06В и Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО" (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов - мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5)), отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.
Соответственно, исходя из изложенных нормативных положений, отходы от уборки с территорий кладбищ являются ТКО.
Доказательства того, что в спорный период кладбища не функционировали, как и доказательства консервации указанных объектов, в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что территория кладбища является местом посещения физических лиц (родственников, служб по захоронению, иных физических лиц), соответственно, является местом образования ТКО.
Доказательства объема оказанных услуг в заявленном размере подтверждены материалами дела, а именно: справками о фактически вывезенных объемах ТКО за январь-март 2022, выкопировками из маршрутных журналов и ГЛОНАСС.
Таким образом, факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО подтвержден материалами дела.
Факт накопления ТКО и оказания обществом услуг в спорный период ответчиком не опровергнут (ст. 9, 65 АПК РФ).
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами истца, ответчиком не представлено.
Так как ответчик не предъявил суду первой инстанции доказательств уплаты задолженности, требование истца о взыскании задолженности с ответчика, а при недостаточности у него денежных средств с Муниципального образования Нижнетуринского городского округа Свердловской области в лице Администрации Нижнетуринского городского округа в порядке субсидиарной ответственности обоснованно удовлетворены.
Поскольку судом установлен факт нарушения потребителем обязательств по оплате оказанных услуг, требование истца о начислении неустойки удовлетворено обоснованно.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2023 года по делу N А60-57786/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
У.В. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57786/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЛАГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛКОВ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА