г. Самара |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А55-23108/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Назыровой Н.Б.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сердитовой Д.Д.,
с участием:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Хабибулина Н.Г., доверенность от 24.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 по делу N А55-23108/2022
по исковому заявлению администрации городского округа Тольятти к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Тольятти (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 334/22-МКД/ЮЛ от 01.01.2022 путем принятия условий договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 иск удовлетворен частично, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 334/22-МКД/ЮЛ от 01.01.2022 принят в следующей редакции:
"Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", именуемое в дальнейшем "Региональный оператор", в лице Специалиста расчетного отдела Безрукова Ильи Валерьевича, действующего на основании доверенности N 48 от 28.04.2021 г., с одной стороны, и Администрация городского округа Тольятти Департамент по управлению муниципальным имуществом, именуемое в дальнейшем "Потребитель", с другой стороны, именуемые совместно "Стороны", в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключили настоящий договор о нижеследующем:
II. Предмет договора
2. По настоящему договору на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
3. Объем ТКО, принимаемый от Потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе КГО, периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
4. Способ складирования ТКО, КГО - в накопители: в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
5. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" января 2022 года.
Дата окончания оказания услуг по обращению с ТКО - "31" декабря 2022 года.
VIII. Сроки и порядок оплаты по договору
6. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: 598, 16 (Пятьсот девяносто восемь рублей 16 копеек)/м3.
Общая стоимость услуг по настоящему договору (Цена договора) составляет: 202 756,20 (Двести две тысячи семьсот пятьдесят шесть рублей 20 копеек), включая
НДС 20%.
Общая стоимость услуг по настоящему договору является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Стоимость услуг по настоящему договору (далее также - размер платы) подлежит изменению в обязательном порядке в следующих случаях:
- вступление в силу нового единого тарифа Регионального оператора в отношении соответствующего периода регулирования. Потребитель считается надлежащим образом уведомленным о таком изменении с момента официального опубликования уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области указанного тарифа в установленном законом порядке;
- получения Региональным оператором уведомления от Потребителя, предусмотренного пунктом 14.11 настоящего договора. Потребитель считается надлежащим образом уведомленным об изменении стоимости услуг со дня получения им счета, счет-фактуры, акта оказанных услуг.
Наступление любого из указанных выше случаев признается основанием для изменения ежемесячной стоимости услуг по настоящему договору, что подлежит последующему отражению в счете, счет-фактуре, акте оказанных услуг.
В случае, если изменение стоимости услуг в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, приведет к увеличению или уменьшению общей стоимости услуг по настоящему договору, Стороны согласовывают и подписывают соответствующее дополнительное соглашение к настоящему договору об изменении общей стоимости услуг по настоящему договору.
Общая стоимость услуг по настоящему договору также может быть изменена посредством подписания дополнительного соглашения к нему в случае уменьшения Потребителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, вытекающих из настоящего договора.
Сумма, подлежащая уплате Потребителем юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой настоящего договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Потребителем.
6.1. В случае если оплата услуг по настоящему договору производится исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, для потребителей, осуществляющих свою деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах, а также в отдельно стоящих зданиях и нежилых помещениях (за исключением многоквартирных и жилых домов) расчет размера платы в месяц по настоящему договору производится по формуле:
Pi = Ki x 1/12 Njo x Тотх,
где:
Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Ki - количество расчетных единиц (указывается в Приложении N 1 к настоящему договору);
Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области (указывается в Приложении N 1 к настоящему договору);
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО;
"12" - количество месяцев в году.
6.2. В случае, если оплата услуг по настоящему договору производится исходя из количества и объема накопителей, расчет размера платы в месяц по настоящему договору определяется для потребителей по формуле:
Pi = V х Тотх,
где:
Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, рассчитанный в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", за расчетный период (указывается в Приложении N 1 к настоящему договору);
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
6.3. Начисление платы по настоящему договору осуществляется Региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО.
6.4. Источник финансирования услуг, оказываемых по настоящему договору:
средства бюджета городского округа Тольятти.
7. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного Региональным оператором счета, счет-фактуры, акта оказанных услуг за соответствующий расчетный период, в валюте Российской Федерации в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
7.1. При осуществлении Потребителем оплаты в назначении платежа следует указать номер договора, а также расчетный период (месяц и год), за который осуществляется оплата. При отсутствии в платежных документах Потребителя указания на расчетный период, поступившие от Потребителя денежные средства зачисляются Региональным оператором в счет погашения ранее возникшей задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО по настоящему договору (в хронологическом порядке начиная с самого раннего периода возникновения задолженности).
8. Датой оплаты оказанных услуг считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
9. Региональный оператор ежемесячно (в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО) направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, телекоммуникационные каналы связи, путем вручения под роспись) счет, счет-фактуру, акт оказанных услуг за соответствующий расчетный период.
9.1. Потребитель обязан принять счет, счет-фактуру, акт оказанных услуг от Регионального оператора и в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр акта оказанных услуг Региональному оператору. Экземпляр акта оказанных услуг, полученный Потребителем от Регионального оператора на бумажном носителе, возвращается Потребителем Региональному оператору по адресу: 443063, Самарская область, г. Самара, ул. Средне-Садовая/Сердобская, 57/8, ООО "ЭкоСтройРесурс". Если в указанный срок акт оказанных услуг или УПД не будет возвращен Региональному оператору, акт оказанных услуг будет считаться подписанным Потребителем без возражений.
10. В случае отсутствия со стороны Потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе по объему и качеству оказанных Региональным оператором услуг по настоящему договору, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
11. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между Региональным оператором и Потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из Сторон путем составления и подписания Сторонами соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой Стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 (Двух) экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая Сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
В случае неполучения ответа в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня направления Стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими Сторонами.
IX. Права и обязанности Сторон
12. Региональный оператор обязан:
12.1. Принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору;
12.2. Обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12.3. Предоставлять Потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
12.4. Отвечать на жалобы и обращения Потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
12.5. Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных накопителей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации. Указанный пункт распространяет свое действие только в отношении накопителей, принадлежащих Региональному оператору;
12.6. При наступлении любого из случаев, являющихся основаниями для изменения платы услуг, указанных в п. 6 настоящего договора, произвести изменение платы услуг по настоящему договору, которое отражается в счете, счет-фактуре, акте оказанных услуг за соответствующий расчетный период (периоды).
12.7. В случае поступления уведомления, предусмотренного п. 14.13 настоящего договора, в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня его получения рассмотреть и подписать уведомление или представить мотивированный отказ от его подписания. В случае подписания уведомления Региональный оператор направляет в адрес Потребителя 1 (Один) экземпляр уведомления и корректировочные счет, счет-фактуру, акт оказанных услуг с учетом информации, подтверждающей объем оказанных услуг;
12.8. Исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.
13. Региональный оператор имеет право:
13.1. Осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы ТКО, принятых от Потребителя на основании данных системы контроля;
13.2.Инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
13.3. В случае выявления фактов использования Потребителем типа и (или) объема и (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, а также не поступления от Потребителя уведомления о таких изменениях в порядке, предусмотренном п. 14.11 настоящего договора, не осуществлять их вывоз при отсутствии технической возможности (в т.ч. специальной техники), позволяющей транспортировать вышеуказанные накопители.
14. Потребитель обязан:
14.1. Осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных настоящим договором, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, не допускать складирования ТКО вне накопителей;
14.2 Обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
14.3 Производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
14.4. Обеспечивать складирование ТКО в накопители или иные места в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
14.5. Не допускать повреждения накопителей, сжигания ТКО в накопителях, а также в местах (площадках) накопления ТКО, складирования в накопители запрещенных отходов и предметов, в том числе горящих, раскаленных или горячих отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) накопителей, повредить накопители, специальную технику (мусоровозы и т.п.) или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО;
14.6. Назначить лицо, ответственное за взаимодействие с Региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
14.7. Уведомить Регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно- телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты Потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику, в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты прекращения и (или) перехода такого права;
14.8. Предоставить Региональному оператору информацию о составе ТКО, образующихся в процессе хозяйственной деятельности Потребителя, при наличии, паспорт отходов, в течение 10 (Десяти) дней с даты подписания настоящего договора по форме, указанной в Приложении N 3 к настоящему договору;
14.9. Обеспечить беспрепятственный доступ специальной техники (мусоровозов и т.п.) к местам (площадкам) накопления ТКО, расположенным на территории Потребителя, путем обеспечения свободных подъездных путей к указанным местам (площадкам) накопления ТКО, исключающих движение задним ходом специальной техники (мусоровозов и т.п.);
14.10. Не допускать перемещение накопителей с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Потребителя в иные места, без согласования с Региональным оператором;
14.11. В срок не позднее 3 (Трех) рабочих дней до даты изменения Потребителем количества и (или) вида расчетных единиц, а также типа и (или) объема и (или) количества накопителей, направить соответствующее уведомление в письменном виде Региональному оператору с предоставлением в его адрес информации, подтверждающей указанные изменения, в том числе техническую документацию, содержащую сведения о модели, номинальном объеме, коэффициенте сжатия (прессования) накопителя (при наличии) и иных данных, необходимых для учета объема ТКО и расчета оплаты за услуги по настоящему договору. Указанное уведомление должно быть направлено Региональному оператору заказным письмом с уведомлением.
14.12. В письменном виде информировать Регионального оператора о необходимости изменения периодичности вывоза ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Потребителя, в срок не позднее 25 (Двадцать пятого) числа месяца, предшествующего календарному месяцу, в отношении которого Потребителем изменяется периодичность (график) вывоза ТКО;
14.13. В случае выявления фактов уменьшения либо увеличения объема оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в письменном виде направить Региональному оператору соответствующее уведомление с предоставлением подтверждающей информации. Указанное уведомление направляется в адрес Регионального оператора в 2 (Двух) экземплярах заказным письмом с уведомлением;
14.14. В письменном виде согласовывать с Региональным оператором изменение типа и (или) объема накопителей;
14.15. Проводить экспертизу для проверки результатов оказанных Региональным оператором услуг в части их соответствия условиям настоящего договора. Потребитель вправе провести экспертизу своими силами, а при необходимости с привлечением экспертных организаций. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами Потребителя, является оформленный и подписанный Потребителем акт оказанных услуг.
14.16. Исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором и законодательством.
15. Потребитель имеет право:
15.1 Получать от Регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с ТКО;
15.2. Инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору;
15.3 Требовать от регионального оператора представления надлежащим образом оформленных документов;
15.4 Запрашивать у Регионального оператора информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Регионального оператора по муниципальному контракту;
15.5. Осуществлять контроль за качеством и полнотой предоставляемых услуг".
X. Порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО
16. Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у Потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО, расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежит Потребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами. Место (площадка) накопления ТКО должно быть включено в Территориальную схему по обращению с отходами Самарской области, утвержденную уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и (или) включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления. места (площадки) накопления ТКО.
16.1. В случае поступления и наличия в системе контроля информации о геолокации в зоне расположения мест (площадок) накопления ТКО и периодичности вывоза ТКО, услуги по настоящему договору считаются надлежащим образом оказанными и подлежат оплате в полном объеме. При этом если учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из количества и объема накопителей, то каждый заезд специальной техники (мусоровоза и т.п.) в зону места (площадки) накопления ТКО признается фактом вывоза ТКО Региональным оператором всего номинального объема накопителей по настоящему договору.
Если Потребителем не соблюден порядок, предусмотренный разделом VI настоящего договора, услуги по настоящему договору считаются принятыми Потребителем в полном объеме, предусмотренном настоящим договором.
XI. Порядок фиксации нарушений по договору
17. В случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет Акт о нарушении обязательств по настоящему договору (далее - Акт) и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный Акт в присутствии не менее чем 2 (Двух) незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 (Трех) рабочих дней направляет Акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Потребителем.
Региональный оператор в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта подписывает его и направляет Потребителю. В случае несогласия с содержанием Акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Потребителю в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные Потребителем, Региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
18. В случае если Региональный оператор не направил подписанный Акт или возражения на Акт в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта, такой Акт считается согласованным и подписанным Региональным оператором.
19. В случае получения возражений Регионального оператора Потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в Акт.
20. Акт должен содержать:
20.1. Сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
20.2. Сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает Сторона, направившая Акт);
20.3. Сведения о нарушении пунктов настоящего договора;
20.4. Другие сведения по усмотрению Стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки;
20.5. Форма Акта установлена Приложением N 2 к настоящему договору.
21. Потребитель направляет копию Акта о нарушении обязательств по настоящему договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
XII. Ответственность Сторон
22. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
24. За нарушение правил обращения с ТКО в части складирования ТКО вне мест (площадок) накопления таких отходов, определенных настоящим договором, Потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. В случае выявления Региональным оператором факта предоставления Потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе изменить размер платы услуг по настоящему договору исходя из выявленных Региональным оператором данных, а также потребовать уплаты штрафа в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей за каждый факт выявления недостоверной информации и возмещения причиненных убытков. Указанные изменения и штраф отражаются в счете, счет-фактуре, акте оказанных услуг за соответствующий расчетный период (периоды).
25.1. Факт выявления Региональным оператором предоставления Потребителем недостоверной информации, указанной в п. 25 настоящего договора может быть подтвержден общедоступными сведениями, а также Актом о нарушении обязательств по настоящему договору, форма которого указана в Приложении N 2 к настоящему договору;
25.2. В случае выявления Региональным оператором факта предоставления Потребителем недостоверной информации Региональный оператор с участием представителя Потребителя составляет Акт и вручает его представителю Потребителя. При неявке представителя Потребителя Региональный оператор составляет указанный Акт в присутствии не менее чем 2 (Двух) незаинтересованных лиц или с использованием фото-и (или) видеофиксации и в течение 3 (Трех) рабочих дней направляет Акт Потребителю.
Потребитель в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта подписывает его и направляет Региональному оператору. В случае несогласия с содержанием Акта Потребитель вправе написать возражение к Акту с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Региональному оператору в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта.
25.3. В случае если Потребитель не направил подписанный Акт или возражения к Акту в течение 3 (Трех) рабочих дней со дня получения Акта, такой Акт считается согласованным и подписанным Потребителем.
25.4. В случае получения возражений от Потребителя Региональный оператор обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в Акт.
25.5 Акт должен содержать:
25.5.1. Сведения о Потребителе (наименование, местонахождение, адрес);
25.5.2. Сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает Сторона, направившая Акт);
25.5.3. Сведения о нарушении пунктов настоящего договора;
25.5.4. Другие сведения по усмотрению Стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
VIII. Обстоятельства непреодолимой силы
26. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.
27. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой Стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств.
Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую Сторону.
IX. Действие договора
28. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.
29. Настоящий договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 до передачи жилого помещения гражданину(нам) по договору найма жилого помещения".
30. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
X. Прочие условия
31. Все изменения в настоящий договор считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих Сторон (при их наличии), за исключением случаев, указанных в п. 6, 12.6, 25 настоящего договора, при которых такие изменения считаются действительными со дня отражения их в счете, счете-фактуре, акте оказанных услуг.
32. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских реквизитов Сторона обязана уведомить об этом другую Сторону в письменной форме в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
33. При исполнении настоящего договора Стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с ТКО, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
34. Споры по настоящему договору, в отношении которых Стороны не достигли согласия путем переговоров между ними, рассматриваются Сторонами в претензионном порядке, а при не достижении соглашения в Арбитражном суде Самарской области.
35. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
36. Приложение N 1, 2, 3 к настоящему договору являются его неотъемлемой частью.
XI. Реквизиты и подписи Сторон
Региональный оператор: Полное наименование:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"
Потребитель:
Полное наименование:
Администрация городского округа Тольятти.
Приложение N 1 к договору принять в редакции, направленной Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" в адрес Администрации городского округа Тольятти 13.01.2022".
В остальной части в иске отказано.
Истец не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебное заседание истец явку своих представителей не обеспечил, извещен надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Федеральным Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Законом N 89-ФЗ п. 1 ст. 24.7 установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг является публичным для Регионального оператора.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно Правилам N 1156 потребителем выступает собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8.17 Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации - газете "Волжская коммуна" (выпуск N 343 (30578) от 25.12.2018).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку потребителя с приложенным комплектом документов регламентированных пунктами 8 (5) - 8. (7).
Согласно пункту 8 (15) Правил обращения с ТКО в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (1 4) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Ответчик указал, что согласно представленной информации для заключения Договора об объектах жилой недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городской округ Тольятти, а также на основании информации, полученной из обращений граждан, а также сведений, полученных из открытого сервиса Единого государственного реестра недвижимости, Региональный оператор подготовил и направил в адрес Потребителя письменный Договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 334/22-МКД/ЮЛ.
Оферта Договора N 334/22-МКД/ЮЛ получена представителем Потребителя, что подтверждается направленным Администрацией г.о. Тольятти в адрес Регионального оператора протоколом разногласий к Договору.
Согласно п. 8.11 постановления Правительства РФ N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указал ответчик, протоколом рассмотрения разногласий предложенные Потребителем изменения в Договор были рассмотрены Региональным оператором, разногласия были урегулированы частично: п.1, п.7, п.13, п.15 протокола разногласий, остальные спорные пункты предлагалось оставить в редакции, предложенной Региональным оператором, поскольку положения, изложенные в спорных пунктах Договора в редакции Регионального оператора отражают специфику реально сложившихся между сторонами отношений и не противоречат нормам действующего законодательства, а Потребителем, в свою очередь, не доказано, каким именно способом спорные пункты нарушают его законные права и интересы. Однако договор на оказание услуг по обращению с ТКО вместе с Протоколом рассмотрения разногласий со стороны истца не подписаны и не возвращены Региональному оператору.
В связи с тем, что разногласия по условиям контракта не урегулированы в полном объеме, истец в соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 334/22-МКД/ЮЛ.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно пункту 1 названной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 ГК РФ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) относится к публичным договорам.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Исходя из статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с формой типового договора, утвержденной Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Рассмотрев спорные условия договора, суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
Предложенная истцом Преамбула в виде изменения N доверенности в следующей редакции N 9654/1 от 06.12.2021 г. принято по соглашению сторон, что подтверждается протоколом согласования разногласий, в связи с чем, не является спорным условием договора. Кроме того, указание реквизитов доверенности в договоре к существу спора не относятся.
Истец просил Раздел 2 "Предмет договора" принять в своей редакции, указав в части внесения по тексту Раздела 2 и договора в целом изменение слова "договор" на словосочетание "муниципальный контракт".
Указанные доводы истца не приняты судом первой инстанции. Раздел 2 "Предмет договора" подлежит принятию в редакции ответчика, с указанием слова "договор", так как в названии типового договора имеется сноска о том, что для государственных и муниципальных заказчиков термин "договор" в дальнейшем по тексту применяется в значении государственного муниципального контракта.
Также суд первой инстанции не принял изменения, предложенные истцом в Разделе 2 "Предмет договора" по количеству объектов недвижимости в размере 29 вместо 102, по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Муниципальное образование г.о. Тольятти как собственник объектов недвижимости - квартир обязано заключать соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 8(3) Постановления Правительства N 1156 в случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Исходя из положений ст. ст. 210, 249 ГК РФ, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания своего имущества, а также обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
Из выше приведенных положений ГК РФ и ЖК РФ следует, что собственники нежилых/жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, равно как и собственники отдельно стоящих нежилых помещений (зданий) являются плательщиками коммунальных услуг, в том числе за обращение с ТКО. Следовательно, именно собственник жилых и/или нежилых помещений в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, независимо от назначения или использования объекта недвижимости.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пояснениям ответчика, количество расчётных единиц, внесенных в перечень адресов муниципальных жилых помещений, приведенных в приложении N 1 к договору N 334/22-МКД/ЮЛ на оказание услуг по обращению с ТКО, производилось Региональным оператором на основании предоставленных сведений об объектах жилой недвижимости, включенных в реестр муниципального имущества городского округа Тольятти, информация по которым получена как от истца - Администрации г.о. Тольятти на основании писем N 4458/5.2 от 23.06.2021, N 1327/5.2 от 17.02.2021, N 6498/5.2 от 08.09.2020, N 8126/5.2 от 09.11.2020, N 6800/5.2 от 17.09.2020, так и от ООО "Главного Управления жилищным фондом" (ООО "ГУЖФ"), а также сведений, полученных из РосРеестра в виде выписок ЕГРН, и информации, предоставленной Потребителями -физическими лицами (N12850/РО от. 04.02.2021), а также содержащейся информации по объектам недвижимости в договоре за оказанные услуги по обращению с ТКО за предыдущий период - 2021 год. При этом Региональным оператором, с учетом ст. 153 Жилищного кодекса РФ, касаемо нанимателей жилых помещений, у которых обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма жилого помещения, в договор с Администрацией г.о. Тольятти в Приложении N1 включены 102 объекта недвижимости. Доказательства неверности расчета Регионального оператора, как и контррасчет, в материалы дела не представлены.
Истец указывал, что расчетные единицы изменены в связи с передачей либо возвратом объектов недвижимости физическим лицам по договорам социального найма, следовательно, в Приложении N 1 к договору отражены не актуальные сведения об объектах, находящихся в собственности у истца.
Возражая против данных доводов истца, ответчик пояснил, что в договоре отражена общая стоимость услуг в размере 202 456,20 (Двести две тысячи семьсот пятьдесят шесть рублей 20 копеек), включая НДС 20%. Изменение в расчетных единицах вносилось Региональным оператором в заключенный в силу закона Договор путем составления дополнительных соглашений к договору N 1 и N 2, N 3 и N 4, N 5 и N 6 (далее - Дополнительные соглашения), где в последнем дополнительном соглашении N 6 общая стоимость составила 190 946 руб.44 коп., которая является сниженной по сравнению со стоимостью, указанной в договоре. Но расчетные единицы в течение расчетного периода могут также и увеличиваться. Следовательно, зафиксировав количество объектов на момент вынесения решения в меньшем объеме, и учитывая неисполнение истца как добросовестного Потребителя обязанности по заключению (подписанию) договора на оказание услуг по обращению с ТКО и дополнительных соглашений к нему как в 2019, 2020, 2021, так и в 2022 годах, то и подписание последующих дополнительных соглашений об увеличении расчетных единиц (стоимости договора) производиться истцом не будет.
С учетом изложенного, Раздел 2 "Предмет договора" суд первой инстанции принял в редакции ответчика, а объекты недвижимости отражаются в Приложении N 1 к договору, так как такая форма договора полностью соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства N 1156, в который содержатся все существенные условия, определенные указанными нормами, в том числе перечисленные Истцом в исковом заявлении по объектам недвижимости. Дальнейшее корректирование количество расчетных единиц иным способом в договор кроме как составлением дополнительных соглашений к договору не представляется возможным. Следовательно, объекты недвижимости правомерно отражаются в Приложении N 1 к договору, а не в тексте договора.
Предложенные истцом дополнения к договору в виде Приложения N 3 "Техническое задание" отражены в пункте 36. Раздела 10 "Прочие условия", которые не содержатся в условиях типового договора, следовательно, могут быть включены в договор только по соглашению сторон. В этой связи, с учетом возражений ответчика, суд первой инстанции отказал во внесении указанных Приложений в качестве дополнений в договор. Предложенные истцом пункты 2.2., 2.3., 2.4. протокола разногласий, регламентирующие предмет договора, Приложение N1 договора, способы складирования ТКО/КГО, аналогичны пунктам 2, 3, 4 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ. Следовательно, условия приняты по соглашению Сторон. Суд первой инстанции принял пункты 2, 3, 4 Договора без изменения нумерации в редакции ответчика. Предложенная истцом редакция п.2.6., регламентирующего принята срок окончания оказания услуги, фактически принята судом с указанием на ее отражении в пункте 10.1 Раздела 9 "Действие договора".
Истец просил дополнить Раздел 2 пунктом 2.7. следующего содержания: "Место оказание услуг: городской округ Тольятти". Суд первой инстанции не принял предложенный истцом дополнительный пункт 2.7., так как согласно Приложению N 1 к Договору в редакции ответчика указано место оказание услуги: место (площадка) накопления ТКО/КГО, которая определяется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области (колонка 8 Приложения N 1 к Договору ТКО), так как порядок коммерческого учета установлен расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО. В случае выбора такого способа коммерческого учета потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему, которая распространяется по всей территории Самарской области, а не только по территории г.о. Тольятти.
Предложенная истцом редакция пунктов 6. - 10. Раздела 3 "Сроки и порядок оплаты по договору", принята судом первой инстанции в редакции ответчика по следующим основаниям.
Редакция ответчика:
"6. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: 598, 16 (Пятьсот девяносто восемь рублей 16 копеек)/м3.
Общая стоимость услуг по настоящему договору (Цена договора) составляет: 202 756,20 (Двести две тысячи семьсот пятьдесят шесть рублей 20 копеек), включая НДС 20%.
Общая стоимость услуг по настоящему договору является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Стоимость услуг по настоящему договору (далее также - размер платы) подлежит изменению в обязательном порядке в следующих случаях:
- вступление в силу нового единого тарифа Регионального оператора в отношении соответствующего периода регулирования. Потребитель считается надлежащим образом уведомленным о таком изменении с момента официального опубликования уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области указанного тарифа в установленном законом порядке;
- получения Региональным оператором уведомления от Потребителя, предусмотренного пунктом 14.11 настоящего договора. Потребитель считается надлежащим образом уведомленным об изменении стоимости услуг со дня получения им счета, счет-фактуры, акта оказанных услуг.
Наступление любого из указанных выше случаев признается основанием для изменения ежемесячной стоимости услуг по настоящему договору, что подлежит последующему отражению в счете, счете-фактуре, акте оказанных услуг.
В случае, если изменение стоимости услуг в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, приведет к увеличению или уменьшению общей стоимости услуг по настоящему договору, Стороны согласовывают и подписывают соответствующее дополнительное соглашение к настоящему договору об изменении общей стоимости услуг по настоящему договору. Общая стоимость услуг по настоящему договору также может быть изменена посредством подписания дополнительного соглашения к нему в случае уменьшения Потребителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, вытекающих из настоящего договора. Сумма, подлежащая уплате Потребителем юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой настоящего договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Потребителем".
Абзац 1 указанного пункта 6 идентичен п. 5 типовой формы договора, соответственно, являясь императивно установленным, спорный абзац 1 пункта 6 не может нарушать законные права и интересы Потребителя, а также может быть исключен из Договора N 334/22-МКД/ЮЛ.
Абзац 2 указанного пункта 6 принят судом первой инстанции в редакции ответчика, т.к. Раздел 2 "Предмет договора" суд принял в редакции ответчика, согласно которому объекты недвижимости отражены в Приложении N 1 к договору в количестве 102 объектов, что соответствует общей стоимости услуг по договору в размере 202 456,20 (Двести две тысячи семьсот пятьдесят шесть рублей 20 копеек), включая НДС 20%.
Абзац 3 указанного пункта 6 аналогичен пункту 3.2. протокола разногласий, следовательно, принят по соглашению Сторон. Таким образом, суд первой инстанции принял абзац 3 пункта 6 без изменения нумерации в редакции ответчика.
Абзацы 4-10 указанного пункта 6 не только не возлагают на Потребителя дополнительных обязанностей и не противоречат нормам действующего законодательства, но и способствуют достижению определенности отношений Потребителя и Регионального оператора в части изменения стоимости услуг в обязательном порядке, что свидетельствует о прозрачности механизма начисления оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО и принятия Региональным оператором на себя обязательств корректировки начислений при наличии документально подтвержденных оснований.
Пункты 6.1. - 10. Раздела 3 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ содержат порядок действий по оплате услуг по обращению с ТКО, расчет размера платы в месяц, сроки оплаты, основания оплаты. Включение указанных пунктов в раздел регламентировано Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правилами N 354) и Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правилами N1156), и не противоречит действующему законодательству, регламентирующему обращение с ТКО. Следовательно, суд первой инстанции правомерно принял пункты 6.1. - 10. Раздела 3 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ без изменения нумерации в редакции ответчика.
Пункт 11 Раздела 3 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ, регламентирующий порядок проведения сверки расчетов, аналогичен пункту 3.9. протокола разногласий, следовательно, условия приняты по соглашению Сторон. Суд первой инстанции принял пункт 11 без изменения нумерации в редакции ответчика.
Предложенная истцом редакция пунктов 12. - 12.8. Раздела 4 "Права и обязанности Сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ, регламентирующая "обязанность Регионального оператора принимать ТКО, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание и т.д., представлять информацию Потребителю, отвечать на жалобы" принята по соглашению сторон, что подтверждается пунктами 4.1 - 4.1.6 протокола разногласий и пунктами 12. - 12.8. типового договора. Таким образом, суд первой инстанции принял пункт 12 Раздела 4 "Права и обязанности Сторон" без изменения нумерации в редакции ответчика.
Предложенная редакция пунктов 12.6 и 12.7 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ, в виде их исключения, правомерно не принята судом первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Пункты 12.6 и 12.7 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ регламентируют следующие обязанности Регионального оператора: "При наступлении любого из случаев, являющихся основаниями для изменения платы услуг, указанных в п. 6 настоящего договора, произвести изменение платы услуг по настоящему договору, которое отражается в счете, счете-фактуре, акте оказанных услуг за соответствующий расчетный период (периоды). В случае поступления уведомления, предусмотренного п. 14.13 настоящего договора, в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня его получения рассмотреть и подписать уведомление или представить мотивированный отказ от его подписания. В случае подписания уведомления Региональный оператор направляет в адрес Потребителя 1 (Один) экземпляр уведомления и корректировочные счет, счет-фактуру, акт оказанных услуг с учетом информации, подтверждающей объем оказанных услуг".
Указанные пункты не только не возлагают на Потребителя дополнительных обязанностей и не противоречат нормам действующего законодательства, но и способствуют достижению определенности отношений Потребителя и Регионального оператора в части установления размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО, что свидетельствует о прозрачности механизма начисления оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО и принятия Региональным оператором на себя обязательств корректировки начислений при наличии документально подтвержденных оснований. По указанным основаниям пункты 12.6 и 12.7 Договора N 334/22-МКД/ЮЛ приняты судом первой инстанции в редакции ответчика.
Предложенная редакция пункта 13.3. Договора N 334/22-МКД/ЮЛ в виде его исключения, не принята судом первой инстанции, поскольку пункт 13.3. Договора N 334/22-МКД/ЮЛ регламентируют следующие права Регионального оператора: "В случае выявления фактов использования Потребителем типа и (или) объема и (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, а также не поступления от Потребителя уведомления о таких изменениях в порядке, предусмотренном п. 14.11 настоящего договора, не осуществлять их вывоз при отсутствии технической возможности (в т.ч. специальной техники), позволяющей транспортировать вышеуказанные накопители".
Указанный пункт распространяет свое действие только на потребителей, осуществляющих коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, поскольку указанные потребители вправе самостоятельно изменить объем накопителей ТКО, что в свою очередь может повлечь невозможность оказания услуг по обращению с ТКО по причине несоответствия технических характеристик спецтехники, осуществляющей транспортирование ТКО и накопителей ТКО (к примеру, тип и объем контейнера для накопления ТКО не соответствует способу захвата контейнера при погрузке ТКО в кузов мусоровоза, который осуществляет транспортирование с конкретной контейнерной площадки).
Соответственно, включение данного пункта в Договор никаким образом не влияет на права и законные интересы Администрации г.о. Тольятти. Пункт 13.3. Договора N 334/22-МКД/ЮЛ правомерно судом первой инстанции принят в редакции ответчика.
Предложенная истцом редакция пункта 15 "Потребитель имеет право" Раздела 4 "Права и обязанности Сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ в виде дополнения договора условиями следующего содержания: 4.4.3. Требовать от регионального оператора представления надлежащим образом оформленных документов. 4.4.4. Запрашивать у Регионального оператора информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Регионального оператора по муниципальному контракту. 4.4.5. Осуществлять контроль за качеством и полнотой предоставляемых услуг" приняты по соглашению сторон, что подтверждается протоколом рассмотрения разногласий.
Суд первой инстанции принял дополнение к пункту 15 "Потребитель имеет право" Раздела 4 "Права и обязанности Сторон" с продолжением нумерации пункта 15 в виде дополнения пунктами: 15.3., 15.4., 15.5.
Предложенная истцом редакция пунктов 22. - 23. Раздела 7 "Ответственность сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ в виде их исключения, содержащие следующие условия: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" идентичны пунктам 21. - 23. типовой формы договора, соответственно, являясь императивно установленным, спорные пункты не могут нарушать законные права и интересы Потребителя, а также не могут быть исключены из Договора N 334/22-МКД/ЮЛ. Таким образом, суд первой инстанции принял пункты 22. - 23. Раздела 7 "Ответственность сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ без изменения нумерации в редакции ответчика.
Истцом предложена редакция пунктов 25. - 25.4. Раздела 7 "Ответственность сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ, которые содержат порядок действий сторон Договора в случае выявления сторонами случаев ненадлежащего исполнения его условий, в виде их исключения. Включение указанного раздела регламентировано Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правилами N1156), содержит описание того, как региональный оператор будет фиксировать выявленные им нарушения исполнения условий договора, в части предоставления недостоверных сведений, описанных в 25 пункте, и не противоречит действующему законодательству, регламентирующему обращение с ТКО. Таким образом, суд первой инстанции принял пункты 22. - 23. Раздела 7 "Ответственность сторон" Договора N 334/22-МКД/ЮЛ без изменения нумерации в редакции ответчика.
Предложенный истцом проект отсутствующего Раздела "Порядок изменения, дополнения и расторжения" в виде его дополнения к договору N 334/22-МКД/ЮЛ не содержится в условиях типового договора, следовательно, может быть включен в договор только по соглашению сторон. Условия по изменению, дополнению и расторжению договора урегулированы в Разделах 9, 10. Договора N 334/22-МКД/ЮЛ. В этой связи, с учетом возражений ответчика, суд первой инстанции отказал во включении указанного раздела в договор.
В Раздел 9 "Действие договора" договора N 334/22-МКД/ЮЛ истец просил внести следующие изменения: в пункт 28 "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 до передачи жилого помещения гражданину(нам) по договору социального найма жилого помещения, и прекращает свое действие не позднее 31.01.2023 г.", исключение пункта 29 Раздела 9: "Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях", в пункт 30 "Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению Сторон".
Суд первой инстанции принял пункт 28 Раздела 9 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 до передачи жилого помещения гражданину(нам) по договору найма жилого помещения", в связи с тем, он принят по соглашению сторон, что подтверждается протоколом рассмотрения разногласий.
В отношении пункта 29 Раздела 9 договора ответчик возражал, сославшись на то, что данный пункт договора подлежит исключению, так как муниципальный контракт финансируется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, который устанавливается на очередной финансовый год и плановый период (Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 09.04.2014 N 250 "О Положении о бюджетном процессе в городском округе Тольятти"). Судом первой инстанции правомерно приняты данные доводы ответчика. В связи с чем муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с ТКО заключается только на один календарный год.
Чтобы исключенный пункт 29 не нарушил нумерацию пунктов договора, суд первой инстанции посчитал необходимым пункт 28 Раздела 9 договора разделить на пункты 28 и 29, не нарушая содержания, принять в следующей редакции:
"28. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.
29. Настоящий договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 до передачи жилого помещения гражданину(нам) по договору найма жилого помещения".
Суд первой инстанции принял пункт 30 Раздела 9 в редакции ответчика: "Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством", так как указанный пункт аналогичен пункту 8.4. протокола разногласий, следовательно, принят по соглашению Сторон. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции принял пункт 30 Раздела 9 договора N 334/22-МКД/ЮЛ без изменения нумерации в редакции ответчика.
Предложенное истцом исключение Приложения N 1, указанного в пункте 36 Раздела 10 "Прочие условия" договора N 334/22-МКД/ЮЛ, правомерно не принято судом первой инстанции, т.к. Договор ТКО, а также Приложение N 1 к Договору, направленные Потребителю, полностью соответствуют форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства N 1156, содержат все существенные условия, в том числе перечисленные Истцом в исковом заявлении, ранее рассмотрены и приняты в редакции ответчика.
Предложенная истцом редакция Раздела 11 "Реквизиты и подписи сторон" договора N 334/22-МКД/ЮЛ согласованы в редакции истца без изменения нумерации Раздела 11, что подтверждается протоколом согласования разногласий, в связи с чем суд первой инстанции принял Раздел 11 "Реквизиты и подписи сторон" в редакции истца без изменения нумерации Раздела 11.
Предложенные истцом дополнения к договору в виде Приложения N 3 "Техническое задание" и Приложения N 4 "Расчет цены муниципального контракта" к договору N 334/22-МКД/ЮЛ не содержатся в условиях типового договора, следовательно, могут быть включены в договор только по соглашению сторон. В этой связи, с учетом возражений ответчика, суд первой инстанции отказал во внесении указанных Приложений в качестве дополнений в договор.
Истец просил урегулировать пункты путем изменения нумерации Разделов договора N 334/22-МКД/ЮЛ: 12 - 12.8, 13.1. - 13.2, 14 - 14.16., 15 - 15.2. Раздела 4 "Права и обязанности Сторон", пункты 16 - 16.1 Раздела 6 "Порядок фиксации нарушений к муниципальному контракту", пункты 26 - 27 Раздела 8 "Обстоятельства непреодолимой силы", пункты 31 - 36 Раздел 10 "Прочие условия", не изменяя их содержания, следовательно, истец согласился с содержанием условий указанных Разделов договора в редакции ответчика.
Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Из разъяснений, изложенных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Арбитражный апелляционный суд установил несоответствие нумерации разделов договора при изготовлении резолютивной части, объявленной в судебном заседании, и нумерации разделов, изложенной в резолютивной части мотивированного решения. Между тем, данное несоответствие при сплошной нумерации пунктов договора судебная коллегия расценивает как техническую опечатку, которая не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 по делу N А55-23108/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Б. Назырова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23108/2022
Истец: Администрация городского округа Тольятти
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"