г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А21-421/2022/-8 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сотова И.В., судей Слоневской А.Ю., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клекачевым Н.С.
при участии: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6274/2023) конкурсного управляющего ООО "БАЛТ ВУД" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2023 по делу N А21-421/2022/-8, принятое по заявлению ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ООО "Балт-Вуд" с суммой 3 755 690 рублей 89 копеек долга по уплате капитализируемых платежей и 14 рублей 55 копеек пеней по уплате обязательных платежей,
третьи лица: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области (прежнее наименование ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ), Етепнев Андрей Игоревич,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Калининградской области (далее - арбитражный суд) от 11.04.2022 общество с ограниченной ответственностью "Балт Вуд" (далее - ООО "Балт Вуд", общество, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Кациян Николай Сергеевич.
Соответствующая информация опубликована в газете "Коммерсантъ" N 67(7268) от 16.04.2022 и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение N 8556185 от 07.04.2022.
02.06.2022 в арбитражный суд поступило заявление ФНС России о включении в реестр требований кредиторов ООО "Балт-Вуд" требования в сумме 3 755 690 руб. 89 коп. задолженности по уплате капитализируемых платежей и 14 руб. 55 коп. пеней.
Определением суда от 09.08.2022 к участию в рассмотрении заявления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования.
Определением арбитражного суда от 06.02.2023 требование ФНС России в размере 3 755 690 руб. 89 коп. задолженности по уплате капитализируемых платежей и 14 руб. 55 коп. пеней признано обоснованными и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий просит определение от 06.0.22023 отменить, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие на дату введения процедуры у лица, в пользу которого начислены капитализированные платежи, установленного права на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию ввиду отсутствия доказательств проведения переосвидетельствования пострадавшего.
В суд от ОСФР по Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов и их несоответствие фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом ко включению в реестр требований заявлено требование в общем размере 3 755 705,44 руб., возникшее в связи с неуплатой должником капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении Етепнева А.И.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о признании требования ФНС обоснованным и наличии условий для его включения в реестр.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 2 Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
При этом, в соответствии с положениями статей 100 и 142 Закона о банкротстве, для целей установления требований по уплате обязательных платежей в бюджет и включения указанных требований в реестр требований кредиторов, уполномоченный орган в общем порядке представляет доказательства в обоснование заявленных требований.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Также пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" разъяснено, что в связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей, арбитражным судам следует иметь в виду, что после вступления в силу этих изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным лицам и выплаты Фонду капитализируемой суммы; соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина - кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди; согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
В данном случае в обоснование заявленного требования уполномоченным органом представлены расчет размера капитализируемых платежей, произведенный ФСС России на дату открытия конкурсного производства согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей, приказы о продлении ежемесячных страховых выплат от 09.03.2022 и от 07.11.2011, выписки из актов освидетельствования, программы реабилитации пострадавшего, акт о несчастном случае на производстве, справки-расчеты суммы ежемесячной выплаты, приказы о перерасчете суммы ежемесячной страховой выплаты, справка о заработке застрахованного лица и медицинское заключение о характере полученных повреждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица - он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Фондом социального страхования Российской Федерации разработана и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Финансовой службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утверждена постановлением от 30.07.2001 N 72 Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.
Согласно разделу 2 Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей капитализируемые платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Расчет размера капитализируемых повременных платежей проводится на момент принятия арбитражным судом заявления о признании страхователя банкротом и открытия конкурсного производства на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующую социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию. Для проведения расчета размера капитализируемых платежей необходима информация о получателе обеспечения по страхованию: фактический возраст (полных лет) и пол получателя обеспечения по страхованию; нуждаемость пострадавшего в обеспечении по страхованию, установленная учреждением медико-социальной экспертизы; степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего; размер среднего месячного заработка пострадавшего.
Предъявление уполномоченным органом требования о включении в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей исключает его персонификацию, а сами платежи не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным застрахованным лицом, следовательно, размер платежей не может зависеть от наличия или отсутствия вины пострадавшего.
Капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность в связи с увечьем застрахованного, установленную Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств погашения предъявленной задолженности, суд правомерно признал обоснованным требование ФНС России в размере 3 755 705,44 руб., возникшее в связи с неуплатой должником капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении Етепнева А.И.
Применительно к доводам апелляционной жалобы апелляционный суд отмечает, что в данном случае расчет капитализируемых платежей производился с учетом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2020 N 1730 Временного порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, согласно которому установление степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия настоящего Временного порядка, при отсутствии направления в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование пострадавшего для установления степени утраты профессиональной трудоспособности, выданного медицинской организацией, осуществляется путем продления ранее установленной степени утраты профессиональной трудоспособности и составления программы реабилитации пострадавшего с сохранением в ней всех ранее рекомендованных реабилитационных мероприятий; при этом степень утраты профессиональной трудоспособности продлевается на 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой она была установлена при предыдущем освидетельствовании, а программа реабилитации пострадавшего составляется на 6 месяцев с даты окончания срока действия ранее составленной программы реабилитации пострадавшего, ввиду чего суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что программа реабилитации пострадавшего действовала на момент открытия конкурсного производства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются апелляционным судом несостоятельными и не являющимися основанием для отмены вынесенного судебного акта.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права; обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме; выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах определение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2023 г. по делу N А21-421-8/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "Балт-Вуд" Н.С. Кацияна - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-421/2022
Должник: ООО "Балт Вуд"
Кредитор: ООО "ЮНАЙТИД КОНСАЛТИНГ"
Третье лицо: етепнев А.И., осфр по Калининградской области, АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ", ГУ Фонд социального страхования РФ (Калининградское регионельное отделение), К/у Кациян Николай Сергеевич, Кациян Николай Сергеевич, НП СОАУ "Альянс", ООО "ГС Констракшен", ООО "Инженерные решения", ООО "НЕСТИНГ", ООО "ОПТИМ", ООО "ПРОМХОЛДИНГ", ООО "РЕГИОНЖИЛСТРОЙ", ООО "ТД СТРОЙ.КА", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТИМ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17785/2023
19.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23852/2023
07.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15273/2023
07.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15272/2023
17.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17437/2023
18.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6274/2023
11.04.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-421/2022