г. Самара |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А65-28869/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представителя Левашиной Е.Г. (доверенность от 30.12.2022 N 174- Д),
от индивидуального предпринимателя Бухматова Романа Олеговича - представитель не явился, извещено,
от Чугуновой Тамары Николаевны - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года по делу N А65-28869/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Бухматова Романа Олеговича, г. Чистополь,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена - Чугунова Тамара Николаевна, РТ, г. Чистополь,
о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, об обязании произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54 (по уточненным требованиям по состоянию на 10.02.2023),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бухматов Роман Олегович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 30.08.2022 г в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, об обязании произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54 (по первоначально заявленным требованиям).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Чугунова Тамара Николаевна (далее - третье лицо).
В Арбитражном суде Республики Татарстан представитель истца заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, обязать провести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54.
Суд первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворил ходатайство представителя заявителя и принял уточненные требования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года уточненное заявление удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.08.2022 г. N КУВД-001/2022-31897808/1.
В части требований о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10.08.2022 г. N КУВД-001/2022/31897808/2 и от 26.01.2023 г. N КУВД-001/2022-31897808/4 уточненное заявление оставлено без рассмотрения.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в пользу Индивидуального предпринимателя Бухматова Романа Олеговича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным уведомления Управления Росреестра по РТ о приостановлении кадастрового учета от 03.08.2022 и взыскания с Управления Росреестра по РТ расходов по уплате государственной пошлины в размере 300р., и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ИП Бухматова P.O. к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконным уведомления от 03.08.2022. В части оставления без рассмотрения иных требований просим оставить в силе.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в результате правовой экспертизы выявлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:16:213101:11. От имени заинтересованного лица земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 (должен был быть указан земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:7) в Акте согласования границ отсутствуют сведения о согласовании границ земельного участка.
Податель жалобы указал, что уточняя местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, кадастровый инженер Бухматов P.O. в том числе одновременно уточняет границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:54:090101:31, 16:54:090101:7, в межевой план (в виде одного документа) включил сведения о координатах смежного с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:33 земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:31 для того чтобы исключить наложение границ, так как по координатам в межевом плане границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 пересекали границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:31. В свою очередь, сдвигаясь наверх, по координатам земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:31 стал пересекать границы смежного с ним земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11, координаты на который кадастровый инженер в межевой план не включил, также в акте согласования границ отсутствует подпись правообладателя данного земельного участка (по распечаткам кадастровой карты ЕГРН, приложенным к апелляционной жалобе, видно как меняются границы земельных участков по межевому плану по сравнению со сведениями ЕГРН).
Ответчик полагает, что им правомерно в решении о приостановлении от 03.08.2022 указано на выявление пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:54:090101:31 и 16:54:090101:11, согласно представленному каталогу координат.
По мнению подателя жалобы, в данном случае кадастровый инженер грубо нарушил требования Закона о регистрации, ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ в части необходимости согласования границ земельных участков при их уточнении, не включая в акт согласования сведения о согласовании границ правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 16:54:090101:11 и 16:54:090101:7, и не включая координаты на земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:11. То, что у земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 декларированная площадь, не имеет значения, поскольку в любом случае необходимы координаты и согласование границ в соответствии с нормами действующего законодательства.
Индивидуальный предприниматель Бухматов Роман Олегович апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в возражениях на нее. Кроме того, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что часть доводов жалобы не имеет отношения к рассматриваемому спору, так ответчиком указано на имеющееся пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:54:090101:31 и 16:54:090101:11., между тем, спор возник относительно участка с кадастровым номером 16:54:090101:11, при этом кадастровые работы проводились по уточнению границ земельного участка 16:54:090101:33, в ходе которых уточнена смежная граница между ним и участком с кадастровым номером 16:54:090101:31. Общих границ между участками 16:54:090101:33 и 16:54:090101:11 на местности не было до проведения кадастровых работ, так и не выявлено в ходе их проведения. Податель жалобы указывает на несуществующий факт мнимого пересечения фактически не смежных участков.
При отсутствии возражений ответчика, согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ, суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители индивидуального предпринимателя Бухматова Романа Олеговича, Чугуновой Тамары Николаевны не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, выступлений представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:54:090101:33, декларированной площадью 1264 кв.м., сведения о регистрации права собственности отсутствуют. На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 16:54:090101:104, находящийся в собственности Чугуновой Т.Н.
16.05.2022 между Чугуновой Т.Н. и ИП Бухматовым Р.О. заключен договор на выполнение кадастровых работ, в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по проведению кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: РТ, г.Чистополь ул. Пролетарская 54, формированию межевого плана на участок.
26.07.2022 ИП Бухматов Р.О. подготовил межевой план земельного участка в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: РТ, г.Чистополь ул. Пролетарская 54.
26.07.2022 Чугунова Т.Н. обратилась с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с уточнением сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Бухматовым Р.О. на основании распоряжения Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 28.06.2022 N 1040 "Об уточнении местоположения границ земельного участка".
Уведомлением от 03.08.2022 N КУВД-001/2022-31897808/1 государственный кадастровый учет приостановлен Управлением на основании пунктов 20, 25 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что установлено пересечение границ земельных участков: смежный земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:31 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 согласно представленному каталогу координат; граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:16:213101:11; от имени заинтересованного лица земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 в акте согласования границ отсутствуют сведения о согласовании границ земельного участка.
04.08.2022 ИП Бухматов Р.О. направил в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 03.08.2022 N КУВД-001/2022-31897808/1.
12.08.2022 на заседании апелляционной комиссии заявление Предпринимателя рассмотрено и отклонено, оспариваемое решение признано обоснованным.
Заявитель полагая, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.08.2022 N КУВД-001/2022-31897808/1 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, обратился с первоначальным требованием в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно материалам дела 10.08.2022 Управлением Росреестра по РТ вынесено дополнительное (откорректированное) уведомление N КУВД-001/2022-31897808/2 о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ИП Бухматова Р.О. от 26.07.2022, поскольку государственным регистратором при вынесении уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.08.2022 N КУВД-001/2022-31897808/1 допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, а именно: указан "земельный участок с кадастровым номером 16:16:213101:11", вместо необходимого "16:54:090101:7".
Дополнительное (откорректированное) уведомление N КУВД-001/2022-31897808/2 от 10.08.2022 о приостановлении государственного кадастрового учета вынесено ответчиком на основании пунктов 20, 25 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что установлено пересечение границ земельных участков: смежный земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:31 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 согласно представленному каталогу координат; граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:16:213101:7; от имени заинтересованного лица земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:7 в акте согласования границ отсутствуют сведения о согласовании границ земельного участка.
24.11.2022 Управление Росреестра по РТ направило в адрес Филиала ППК "Роскадастр" письмо-поручение, с целью определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:7, и последующего исправления реестровой ошибки.
В ответ из филиала ППК "Роскадастр" поступил Отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков.
Из отчета следует, что филиалом ППК "Роскадастр" определены значения координат земельного участка геодезическим методом. Площадь земельного участка согласно Отчету в связи с исправлением реестровой ошибки будет отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, более чем на 5%.
На основании указанного отчета, представленного филиалом ППК "Роскадастр", ответчик пришел к выводу, что сведения о новых значениях координат характерных точек земельных участков содержат разницу площадей более чем 5 %, реестровая ошибка в сведениях Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка не может быть исправлена органом регистрации прав, в соответствии частью 7 статьи 61 Закона о регистрации.
26.01.2023 Управлением Росреестра по РТ вынесено повторное уведомление N КУВД-001/2022-31897808/4 о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ИП Бухматова Р.О. от 26.07.2022, со ссылкой на ответ, поступивший из филиала ППК "Роскадастр" и указанием другого кадастрового номера земельного участка в части абзаца "...граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:7.", тогда как ранее в уведомлении N КУВД-001/2022-31897808/2 от 10.08.2022 о приостановлении государственного кадастрового учета указано "граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:16:213101:7."
Уведомление N КУВД-001/2022-31897808/4 от 26.01.2023 о приостановлении государственного кадастрового учета вынесено ответчиком на основании пунктов 20, 25 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что установлено пересечение границ земельных участков: смежный земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:31 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 согласно представленному каталогу координат; граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:7; от имени заинтересованного лица земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:7 в акте согласования границ отсутствуют сведения о согласовании границ земельного участка.
Заявитель, установив вынесение Управлением Росреестра по РТ дополнительных уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-31897808/2 от 10.08.2022 и N КУВД-001/2022-31897808/4 от 26.01.2023 по одному его заявлению, составленного 26.07.2022, обратился в суд с уточненным требованием по состоянию на 10.02.2023 о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, об обязании произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, поскольку указанные уведомления не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвовавших в деле, сделал вывод об обоснованности требования заявителя о признании недействительным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022, в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 1 названного Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В статьях 18, 21 Закона N 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы положениями статьи 26 Закона N 218-ФЗ, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона N 218-ФЗ решение о приостановлении государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 -10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Как установил суд, основанием для принятия Управлением решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022, в соответствии с пунктами 20 и 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, послужил вывод ответчика о том, что смежный земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:31 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11, согласно представленному каталогу координат; граница земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 в соответствии с Законом о регистрации, не считается согласованной с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 16:16:213101:11; от имени заинтересованного лица земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:11 в акте согласования границ отсутствуют сведения о согласовании границ земельного участка.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 во исполнение названной нормы Закона N 218-ФЗ утверждены форма и состав сведений межевого плана (приложение N 1) и требования к подготовке межевого плана (приложение N 2).
Из материалов дела следует, что спорный межевой план составлен в рамках выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33.
Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе проведения кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:35, 16:54:090101:89 и 16:54090101:7 их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для кадастрового учета изменений в отношении существующего земельного участка. Реестровая ошибка связана с неточным определением координат земельного участка при привязке к ОМЗ (смещение) и сложным рельефом местности.
Согласование и исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:35 проводилось в части уточняемой (измененной границы от 1.7 до т.б. земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:89 проводилось в части уточняемой (измененной) границы от т.б до т.4.
По проведенным замерам местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 выявлено, что общих границ с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:7 на местности нет. В межевом плане приложен каталог координат на земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:7 с измененными координатами во избежание пересечений и наложений с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:33.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, предметом согласования является определение местоположения границы такого участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, принадлежащего заинтересованному лицу.
Круг заинтересованных лиц установлен частью 3 статьи 39 Закона о кадастре - это правообладатели земельных участков, но не объектов недвижимости, расположенных на них.
Судом из материалов дела установлено, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 выявлено, что при фактических замерах на местности общих смежных границ с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:11 не имеется.
Составлен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, где отражено, что от т.1 до т. 2 земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:31.
Также в заключении кадастрового инженера отражено, что при определении местоположения границ земельного участка существующие с кадастровым номером 16:54:090101:33 были выбраны местности более 15 лет ограждения (забор, строения, искусственные сооружения), а также использованы материалы инвентаризации земель г. Чистополя 1998 масштаб 1:2000 и планшеты стереотопографической съемки 1991 г. г. Чистополя Средне -Волжского аэрогеодезического предприятия масштаб 1:2000. схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33 согласованы с Отделом архитектуры и градостроительства ЧМР РТ, а так же с правообладателями смежных земельных участков.
Из чертежа земельных участков и их частей, а также из схемы расположения земельных участков, приложенных к межевому плану, установлено, что земельный участок кадастровым номером 16:54:090101:11 не является смежным с земельным участком с кадастровым номером 16:54:090101:33. Также земельные участки с кадастровыми номерами 16:54:090101:11 и 16:54:090101:31 имеют декларированную площадь и не установленное согласно действующему законодательству местоположение границ.
Ответчик в отзыве подтвердил, что в оспариваемом уведомлении N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022 государственным регистратором допущена опечатка в указании неверного кадастрового номера земельного участка, должен был быть указан земельный участок с кадастровым номером 16:54:090101:7. Земельный участок с кадастровым номером 16:16:213101:11 или с кадастровым номером 16:54:090101:11 в уведомлении N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022 указан ответчиком ошибочно, что привело в дальнейшем к вынесению Управлением Росреестра по РТ дополнительных (откорректированных) уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022 N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод, что оспариваемое уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022 Управления Росреестра по РТ не основано на нормах права, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Управление, не представило надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022.
Принимая во внимание изложенное, судом сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения уточненных требований заявителя по состоянию на 10.02.2023 в части признания незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022.
В части требований заявителя об обязании произвести учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, суд верно указал, что оно не подлежит рассмотрению в настоящем деле, поскольку уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/1 от 03.08.2022 вынесено с неверным указанием кадастрового номера смежного земельного участка, что послужило основанием для признания ответчиком его опечаткой и вынесением в дальнейшем дополнительных (скорректированных) уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023. в отношении ранее поданного заявления ИП Бухматовым Р.О. от 26.07.2022.
В части уточненных требований заявителя по состоянию на 10.02.2023 о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД001/2022-3897808/2 от 10.08.2022, N КУВД001/2022-3897808/4 от 26.01.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:54:090101:33, расположенного по адресу: г.Чистополь ул. Пролетарская 54, судом правомерно данные требования оставлены без рассмотрения, поскольку заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
В указанной части сторонами не заявлены возражения против выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Как пояснил заявитель в отзыве на жалобу, межевой план не содержит какой-либо информации об участке 16:54:090101:11, а, следовательно, ссылка подателя жалобы на ч. 2 ст. 43 218-ФЗ, как на причину отмены решения Арбитражного суда РТ несостоятельна. Указанная норма регулирует случаи изменения местоположения границ смежных земельных участков. Между тем, в межевом плане указаны координаты участка 16:54:090101:7, в связи с избежанием пересечений, а не в связи с уточнением местоположения границы, он не является смежным с участком 16:54:090101:33, на что указано в заключении кадастрового инженера, приведены выводы с приложением графической информации.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 16:54:090101:33 и 16:54:090101:7 не имеют общих (смежных) границ по данным Государственного кадастра недвижимости и по данным фактических замеров на местности. Соответственно требование о согласовании местоположения границ с собственниками участка с кадастровым номером 16:54:090101:7 является неправомерным.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года по делу N А65-28869/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28869/2022
Истец: ИП Бухматов Роман Олегович, г. Чистополь
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Росреестра по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Чугунова Т.Н.