город Воронеж |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А64-8840/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Протасова А.И.,
без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОСФР по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.01.2023 (резолютивная часть от 28.12.2023) по делу N А64-8840/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ОСФР по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298 ИНН 6832000797), к обществу с ограниченной ответственностью "Системы безопасности" (ОГРН 1076829008068, ИНН 6829036480) о взыскании финансовых санкций в размере 3000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОСФР по Тамбовской области, Отделение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Системы безопасности" (далее - ООО "Системы безопасности", Страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 3000 рублей
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 17.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ОСФР по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что абзац 20 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не разделяет вид финансовых санкций, как это делает суд первой инстанции. При подаче искового заявления на взыскание финансовых санкций их общая сумма составила 3000 руб. ОСФР по Тамбовской области считает, что отказ суда в части взыскания финансовых санкций по форме СЗВ-Стаж "корректирующая" за 2018 и по форме СЗВ-М за май 2022 неправомерен, поскольку общая сумма исковых требований соответствует нормам законодательства.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Системы безопасности" в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), обязано в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные вышеназванным законом.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении ООО "Системы безопасности" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
ООО "Системы безопасности" сведения по форме СЗВ-СТАЖ об 1 работающем застрахованном лице за 2018 год представило несвоевременно 27.03.2019; сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за февраль 2019 года о 3 работающих застрахованных лицах, на которых сведения ранее не подавались, были представлены несвоевременно 15.04.2019; сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года о 2 работающих застрахованных лицах представило несвоевременно 27.06.2022. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ общий размер финансовых санкций составляет 3000 рублей.
Согласно актам от 04.06.2019 N 079S 18190003383, от 04.06.2019 N 079S18190003390, 26.07.2022 N 079S18220002946, составленным по результатам проверок, предлагалось привлечь ООО "Системы безопасности" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Начальником УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области были вынесены решения от 10.07.2019 N 079S19190003517, 10.07.2019 N 079S19190003524; заместителем управляющего ОПФР по Тамбовской области было вынесено решение от 23.08.2022 N 079S19220003127 о привлечении ООО "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ" к ответственности в виде взыскания финансовых санкций в общей сумме 3000 рублей.
Требования от 07.08.2019 N 079S01190003860, от 07.08.2019 N 079S01190003861, от 12.09.2022 N 079S01220003416 Страхователем не исполнены.
Факт направления уведомлений о составлении Актов о выявлении правонарушения в сфере нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, самих Актов о выявлении правонарушения в сфере нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, решений, требований подтверждается приложенными Пенсионным фондом списками внутренних почтовых отправлений с отметкой органа почтовой связи о принятии, квитанциями об отправке, копиями уведомлений о вручении.
Неуплата ответчиком финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности применения к ООО "Системы безопасности" финансовых санкций в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и неправомерности применения к ООО "Системы безопасности" финансовых санкций в размере 1500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.
Одновременно, поскольку сумма финансовых санкций за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май 2022 год составила всего 1000 руб., то есть не превысила 3 000 руб., суд области посчитал заявленные требования в данной части не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с примененным судом первой инстанции подходом исходя из следующего.
Согласно абзацу 3 статьи 15 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения.
Между тем, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях и не содержит исключений из указанного права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены, следовательно, реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда Российской Федерации или до истечения срока, указанного в уведомлении органа Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания санкций.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" были представлены ООО "Системы безопасности" по телекоммуникационным каналам связи за 2018 год - 01.03.2019, то есть в установленный законом срок.
ООО "Системы безопасности" представила по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-СТАЖ "корректирующая" в отношении 1 застрахованного лица, не указанного в ранее представленной "исходной" форме: за 2018 года - 27.03.2019.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2019 года с типом документа "исходная" были представлены ООО "Системы безопасности" 14.03.2019, то есть в установленный законом срок.
ООО "Системы безопасности" представила по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М "корректирующая" в отношении 3 застрахованных лиц, не указанных в ранее представленной "исходной" форме: за февраль 2019 представлены 15.04.2019.
В данном случае Страхователь самостоятельно устранил несоответствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М (дополняющая) за 2018 год и февраль 2019 года в отношении лиц, не указанных в исходных формах.
Доказательств выявления самим ОСФР по Тамбовской области неполноты сведений за указанные периоды, а также доказательств направления ООО "Системы безопасности" уведомлений о необходимости их устранения в материалы дела не представлено.
Так, уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год были направлены не ООО "Системы безопасности", а иной организации - ООО "УК Центральная" (л.д. 10). Доказательств направления органом пенсионного фонда Страхователю соответствующего уведомления об устранений имеющихся расхождений за период февраль 2019 в материалы дела не представлено.
Самостоятельно выявив ошибку, ООО "Системы безопасности" реализовало свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что допускает не применять к Страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В рассматриваемом случае у ОСФР по Тамбовской области отсутствовали основания для применения к ООО "Системы безопасности" финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал ОСФР по Тамбовской области в удовлетворении требований о взыскании с ООО "Системы безопасности" финансовых санкций в размере 2000 руб. за непредставление Страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктами 2 - 2.2. статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-СТАЖ "корректирующая" за 2018 год, по форме СЗВ-М "дополняющая" за февраль 2019 года.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области в данной части является законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований ОСФР по Тамбовской области о взыскании с ООО "Системы безопасности" финансовых санкций по форме СЗВ-М за период май 2022 год на основании следующего.
Согласно части 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
До введения Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указанной нормы применению подлежали аналогичные нормы статьи 46 НК РФ с учетом разъяснений по вопросу N 1, содержащихся в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которым заявление о взыскании финансовых санкций подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
С учетом приведенных норм права отделение фонда могло инициировать взыскание в судебном порядке штрафа по вышеуказанным требованиям только после того, как сумма задолженности по ним превысила 3000 руб., в течение шести месяцев.
Как следует из материалов дела общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превысила 3000 руб. только лишь 22.09.2022, после вынесения требования от 12.09.2022 N 079S01220003416 на сумму 1000 руб.
Исходя из позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2020 N 306-ЭС20-8379 по делу N А65-37581/2019, положения главы 29.1 АПК РФ и разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" не исключают возможность частичного удовлетворения требований в порядке приказного производства.
Таким образом, и в настоящем споре возможно частичное удовлетворение требований в том случае, если фонд обратился в суд при наличии на то правовых оснований (ч.19 ст.17 Закона N 27-ФЗ).
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2023 N Ф10-5932/2022 по делу N А09-11752/2021.
Учитывая вышеизложенное, требование ОСФР по Тамбовской области в части взыскания с Общества финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года в размере 1000 руб. подлежит удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за май 2022 в сумме 1000 руб. отменить, заявленные требования в указанной части удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Системы безопасности" (ОГРН 1076829008068, ИНН 6829036480) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области финансовые санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года в размере 1000 рублей.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.01.2023 по делу N А64-8840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8840/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Тамбовской области
Ответчик: ООО "Системы безопасности"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд