город Омск |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А70-11542/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-999/2023) Администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.12.2022 по делу N А70-11542/2022 (судья Маркова Н.Л.), принятое по иску акционерного общества "Тюменская домостроительная компания" (ОГРН 1027200802090, ИНН 7203032191) к Администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (ОГРН 1037200570021, ИНН 7224010287), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тюменского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "УК "РУСЬ" (далее - ООО "УК "РУСЬ"), об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Тюменская домостроительная компания" - Русаковой Е.А. по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тюменская домостроительная компания" (далее - АО "Тюменская домостроительная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее - Администрация, ответчик) об обязании в течении 30 дней с момента вступления в законную силу судебного решения подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет следующего недвижимого имущества как бесхозного:
- сеть ливневой канализации, протяженность 114 м, расположенная по адресу: сеть ливневой канализации к жилому дому ГП-7.9, расположенному по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Федора Достоевского, д. 18, кадастровый номер 72:17:1313003:5717;
- сеть ливневой канализации, протяженность 1 056 м, расположенная по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, сеть ливневой канализации от Кф сущ. до точки сброса в канаву, с адресным описанием: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, кадастровый номер 72:17:1313003:5993;
- сеть ливневой канализации, протяженность 202 м, расположенная по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Александра Пушкина, сеть ливневой канализации к жилому дому ГП-7.8, расположенному по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Александра Пушкина, д. 1, кадастровый номер 72:17:1313003:6241;
- кабельная линия низкого напряжения (наружное освещение), протяженность 212 м, расположенная по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Федора Достоевского, кабельная линия низкого напряжения (наружное освещение) к жилому дому ГП-7.9, расположенному по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Федора Достоевского, д. 18, кадастровый номер 72:17:1313003:5716;
- сеть наружного освещения, протяженность 411 м, расположенная по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Александра Пушкина, сеть наружного освещения к жилому дому ГП-7.8, расположенному по адресу: Тюменская обл., Тюменский муниципальный район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Александра Пушкина, д. 1, кадастровый номер 72:17:1313003:6246.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.12.2022 по делу N А70-11542/2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: спорные сооружения созданы на земельных участках с исходным видом разрешенного использования: "Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4)", которые к собственности Московского муниципального образования не отнесены; сооружения являются собственностью собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1312002:5618, вводились в эксплуатацию как объекты недвижимости имущественного комплекса с единой неразрывно связанной целью использования - эксплуатацией многоквартирных домов и помещений в них, земельных участков и элементов благоустройства в пределах, предусмотренных проектной документацией на строительство многоквартирных домов; истцом не подтверждена самостоятельность спорных объектов - не предоставлены в материалы дела разрешения на их строительство и ввод в эксплуатацию как отдельных самостоятельных линейных объектов недвижимости; тот факт, что в отношении спорных объектов не выдавалось отдельных самостоятельных разрешений на строительство и их ввод в эксплуатацию, а их постановка на государственный кадастровый учет осуществлена органом по регистрации прав на недвижимое имущество одновременно с постановкой на учет многоквартирного дома, указывает на их вспомогательное назначение по отношению к основному (главному) объекту недвижимости - многоквартирных домов.
Оспаривая доводы подателя жалобы, АО "Тюменская домостроительная компания" и ООО "УК "РУСЬ" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Администрации поступили объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отзывы на жалобу и объяснения приобщены судом к материалам дела в порядке статей 66, 81, 262 АПК РФ.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
До рассмотрения жалобы по существу от Администрации поступило ходатайство об обеспечении участия представителя в судебном заседании посредством веб-конференции (онлайн-заседание), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Техническая возможность подключения обеспечена судом апелляционной инстанции, однако представитель Администрации подключение к онлайн-заседанию не осуществил.
На основании статей 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей не явившихся сторон.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Тюменская домостроительная компания" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец является застройщиком области и осуществляет строительство жилого комплекса "Ново Комарово", расположенного на земельных участках по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, Московское МО. В ЖК "Ново Комарово" все объекты капитального строительства (жилые дома, сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, ливневой канализации) строятся за счет собственных средств истца без привлечения средств дольщиков.
С января 2021 года истец в отношении объектов сетевого хозяйства ЖК "Ново Комарово" ведёт переписку с ответчиком и третьим лицом о передаче в муниципальную собственность сетей наружного электроосвещения и ливневой канализации к жилым домам ГП-7.8, ГП-7.9, находящихся в жилом комплексе "Ново Комарово", без которых обеспечение комфортной и безопасной жизнедеятельности собственников объектов недвижимости не может быть осуществлено.
В течение 2017 года сети водоснабжения и водоотведения ранее передавались истцом в Московское МО Тюменского района как бесхозяйное недвижимое имущество, и в дальнейшем на них согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в судебном порядке признано право муниципальной собственности Московского муниципального образования согласно решению Тюменского районного суда Тюменской области от 04.02.2019 по делу N 2-473/2019.
Кроме того, 01.04.2019 ответчиком издано распоряжение N 064 "Об учете имущества на за балансовом счете", согласно которому Московское МО оприходовало бесхозяйное имущество с целью его дальнейшего оформления в собственность. По данному распоряжению оприходованы 16 сетей (12 сетей наружного освещения, 4 сети ливневой канализации), находящиеся по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, Московское МО, д. Дударева, ул. Созидателей, в жилом районе "Комарово", построенном истцом на собственные средства. После чего, данные сети поставлены на учет по заявлению ответчика в органах Росреестра как бесхозяйные, что было необходимо для последующей регистрации права муниципальной собственности.
Истец также указывает, что данное распоряжение ответчика издано после переписки между сторонами о принятии указанных сетей в муниципальную собственность, а также после подачи АО "ТДСК" в Арбитражный суд Тюменской области аналогичного искового заявления об обязании подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного, которое было принято в производство Арбитражным судом Тюменской области (дело N А70-6024/2019), однако, в связи с тем, что ответчик добровольно обратился в Росреестр с заявлением о постановке на учет указанных сетей как бесхозяйных, истец отказался от исковых требований.
Тюменским районным судом Тюменской области вынесено 12.01.2021 решение по делу N 2-448/2021 по заявлению ответчика о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости (указанные выше сети ливневой канализации и уличного освещения в количестве 15 единиц). Судом заявление ответчика удовлетворено, признано право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты (сети), решение вступило в законную силу.
Тем не менее, как указывает истец, на сегодняшний день снова возникло непонимание (отказы) со стороны ответчика в принятии инженерных сетей и коммуникаций, указанных в иске, в муниципальную собственность. Истец полагает, что данные сети и коммуникации не относятся к общему имуществу жилых домов, а затраты собственников на их обслуживания будут считаться не законным и противоречащими действующему законодательству РФ, не смотря на то, что ответчик и Администрация Тюменского муниципального района имеют иное мнение.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В пунктах 1, 2 статьи 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Кабельная линия электропередачи представляет собой линию для передачи электроэнергии или отдельных ее импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями (приказ Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей").
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
По смыслу статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из буквального толкования данной нормы следует, что гарантирующая организация обеспечивает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, вне зависимости от наличия непосредственного присоединения иных централизованных сетей к указанным бесхозяйным объектам.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные сети водоотведения, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 290 ГК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Следовательно, к общему имущество собственников помещений многоквартирного дома могут быть отнесены объекты, предназначенные для эксплуатации этого дома и находящиеся за внешней границей его стен.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, спорные объекты не значатся в перечне общего имущества МКД.
Согласно статьям 36, 39 ЖК РФ, статье 290 ГК РФ критерием для отнесения объектов к общему имуществу является их функциональное назначение, предполагающее их использование для обслуживания более одного помещения данного жилого дома.
На основании представленных доказательств суд установил, что спорные объекты находятся как в пределах земельного участка, сформированного для МКД, так и за его пределами. Собственники помещений в МКД не принимали решений о включении в состав общего имущества МКД спорных объектов. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Спорные объекты являются транзитным участком и предназначены не только для снабжения энергией и отводом воды спорного МКД, но и ближайшей к нему территории.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном возложении на истца и ООО "УК "РУСЬ" обязанности по несению затрат по обслуживанию не принадлежащих им спорных объектов.
С учетом изложенного, обязанности ответчика принятии имущества на баланс и его последующее обслуживание подтверждается материалами дела.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.12.2022 по делу N А70-11542/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11542/2022
Истец: АО "ТЮМЕНСКАЯ ДОМОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: 8ААС, АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ООО "УК "Русь"