г. Вологда |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А05-12185/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2022 года по делу N А05-12185/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962; ИНН 7604193710; адрес: 163001, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506; далее - ООО "ТГК-2 Энергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному учреждению городского округа "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр" (ОГРН 1022900514350; ИНН 2901073431; адрес: 163069, город Архангельск, переулок Театральный, дом 7; далее - МУ "ИРЦ", учреждение), администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521; ИНН 2901065991; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - администрация) о признании недействительным и отмене решения учреждения, изложенного в письме от 22.09.2022 N 7484, обязании надлежащего ответчика предоставить ему данные о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность, зарегистрированных лиц в жилых помещениях, указанных в перечне к запросу от 16.09.2022 N 02-09/18-01.1/8989.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900019700, ИНН 2901126362; 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 45; далее - Управление Роскомнадзора).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2022 года по делу N А05-12185/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом не оценены фактические обстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения, представленные с пояснениями о 28.11.2022 копии протоколов общих собраний собственников в отношении многоквартирных домов. Указывает, что учреждение отказало представить информацию со ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), не представив доказательств невозможности представления запрашиваемых сведений в отношении потребителей, а также доказательств того, что указанные лица отказались предоставить запрашиваемые сведения. Ссылается на отсутствие доказательств нарушения прав граждан на конфиденциальность. Считает, что возможность получения обществом необходимых сведений от иных лиц не отменяет его право истребования их у администрации и учреждения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "ТГК-2 Энергосбыт" обратилось в администрацию с запросом от 16.09.2022 N 02-09/18-01.1/8989, в котором просило предоставить по указанным в приложении к запросу лицам и адресам информацию о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, серии и номере документа, удостоверяющего личность, зарегистрированных лиц в жилых помещениях, в которых заявитель предоставляет услугу электроснабжения.
Ответ на указанное обращение поступил от учреждения 26.09.2022 за номером N 7484, которым отказано в предоставлении информации в связи с тем, что запрашиваемые сведения относятся к персональным данным, которые учреждение не вправе раскрывать третьим лицам без согласия субъекта персональных данных.
Ссылаясь на то, что общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии для населения города Архангельска, которому поставляет электрическую энергию и выставляет квитанции на оплату электроэнергии на основании публичного договора энергоснабжения, включено в реестр операторов персональных данных (peг. 29-19-003813), поэтому вправе запрашивать и обрабатывать персональные данные потребителей электроэнергии, полагая, что имеет право на получение таких данных от учреждения, учредителем которого является администрация, считая отказ незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия в материалах дела доказательств наличия согласий на предоставление персональных данных, учел, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации и МУ "ИРЦ", которые не осуществляют администрирование многоквартирными домами, предоставлять по запросам ресурсоснабжающих организаций персональные данные.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, связанные с обработкой (представлением) персональных данных, регулируются Законом N 152-ФЗ, целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2 Закона N 152-ФЗ).
В силу статьи 3 упомянутого Закона для его применения используются следующие основные понятия: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3); предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (пункт 6).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (часть 3 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
В силу статьи 7 упомянутого Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 этого Закона согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Частью 3 статьи 9 Закона N 152-ФЗ обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возложена на оператора.
В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что собственники и наниматели жилых помещений спорных многоквартирных домов и жилых домов, являясь субъектами персональных данных, выразили соответствующие согласие на их предоставление персональных сведений третьим лицам, в частности, ресурсоснабжающим организациям.
Общество ссылается на положения пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, которым предусмотрена возможность обработки персональных данных без письменного согласия субъекта для исполнения публичного договора, обращает внимание на включение его в реестр операторов персональных данных (рег. 29-19-003813), наличие заключенных договоров энергоснабжения на условиях типовой формы, установленной Правилами N 354 и предусматривающей согласие на обработку персональных данных потребителя.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6 вышеназванного Закона обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 6 Закона 3 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг регламентированы и регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.
В пункте 6 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
В рассматриваемом случае администрация и МУ "ИРЦ" не являются лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо лицами, обеспечивающими ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ.
Из пояснений Управления Роскомнадзора, осуществляющего на основании пунктов 6, 7.1.4.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 44, и части 1 статьи 23 Закона N 152-ФЗ функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции установил, что МУ "ИРЦ", учредителем которого является администрация, осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением Главы муниципального образования (МО) "Город Архангельск" от 30.12.2015 N 558р. Основным видом деятельности МУ "ИРЦ", согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
Учреждение, в силу статьи 3 Закона N 152-ФЗ, является оператором персональных данных, в функции которого входит осуществление отдельных полномочий МО "Город Архангельск" как наймодателя и собственника жилых помещений, а также передача документов для регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета.
Согласно уставу целями и предметом деятельности МУ "ИРЦ" являются выполнение отдельных полномочий наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда МО "Город Архангельск"; выполнение функций, связанных с регистрационным учетом граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах МО "Город Архангельск"; исполнение отдельных обязательств МО "Город Архангельск" как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах; осуществление полномочий в области приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда МО "Город Архангельск".
На МУ "ИРЦ" учредителем возложено выполнение функций, связанных первичным регистрационным учетом граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах МО "Город Архангельск", в рамках которых осуществляется обработка персональных данных граждан - нанимателей муниципальных жилых помещений, расположенных на территории города Архангельска, и лиц, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в указанных помещениях, а также собственников жилых помещений в пределах МО "Город Архангельск" и лиц, зарегистрированных в них и снятых с регистрационного учета по месту пребывания и жительства.
Таким образом, с учетом положений Правил N 354 суд первой инстанции установил, что из МУ "ИРЦ" не является стороной, участвующей в отношениях, связанных с предоставлением коммунальных услуг, т. е. с осуществлением деятельности исполнителя по подаче потребителям какого-либо коммунального ресурса.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации и МУ "ИРЦ" предоставлять по запросам ресурсоснабжающих организаций персональные данные субъектов персональных данных (нанимателей, собственников и иных зарегистрированных пользователей жилых помещений), связанные с регистрационным учетом, в целях начисления платы за пользование коммунальными услугами, взыскания задолженности с должников и др.
Суд первой инстанции учел, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-1153/2020 установлено, что МУ "ИРЦ" как оператор, получивший доступ к персональным данным собственников и нанимателей жилых помещений, не вправе раскрывать (передавать) третьим лицам, в том числе ресурсоснабжающим организациям, персональные данные без согласия субъектов персональных данных.
В материалах настоящего дела не усматривается, что собственники и наниматели жилых помещений спорных многоквартирных домов и жилых домов, являясь субъектами персональных данных, выразили соответствующие согласие на их предоставление третьим лицам, в частности ресурсоснабжающим организациям.
На основании изложенного оснований для удовлетворения заявленного требования суд первой инстанции не усмотрел.
Ссылка апеллянта на то, что суд первой инстанции не учел представленные обществом с пояснениями о 28.11.2022 копии протоколов общих собраний собственников в отношении многоквартирных домов, которыми решено перейти на прямые договоры с обществом, не принимаются коллегией судей, поскольку в силу нормы пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с гражданами-потребителями вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, а также иных сведений, необходимых для начисления потребителям платы за коммунальную услугу, представленную ресурсоснабжающей организацией.
Податель жалобы не привел нормы права, в соответствии с которыми предусмотрена обязанность администрации и учреждения приставить сведения при заключении прямых договоров.
Вопреки доводам жалобы, на учреждение не возложена обязанность представлять доказательства невозможности представления запрашиваемых сведений в отношении потребителей, а также доказательства того, что указанные лица отказались предоставить запрашиваемые сведения.
Ссылка в жалобе на то, что возможность получения обществом необходимых сведений от иных лиц не отменяет его право истребования их у администрации и учреждения, коллегией судей не принимается, поскольку такие право общества положениями Закона N 152-ФЗ и ЖК РФ не закреплено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы общество внесло государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.
Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2022 года по делу N А05-12185/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН 1107604019962; ИНН 7604193710; адрес: 163001, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 101, кабинет 506) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.05.2022 N 9944 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12185/2022
Истец: ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Архангельского межрайонного отделения "ТГК-2 Энергосбыт"
Ответчик: Администрация городского округа "Город Архангельск", городского округа "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по АО и НАО