г. Ессентуки |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А61-3279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.02.2023 по делу N А61-3279/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" (ОГРН 1092364000145, ИНН 2364001364) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404) о признании незаконными действий, выразившихся в предъявлении требований, изложенных в письме (уведомлении), незаконными, при участии в судебном заседании представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания Авлоховой М.В. (доверенность N 120/2736 от 17.08.2022), представителя общества с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" Халлаева Т.Р. (доверенность N 1 от 20.06.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" (далее - ООО "ЮПК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минприроды РСО-Алания, министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в предъявлении ООО "ЮПК" требований об оформлении земельного отвода на лицензионный участок и о предоставлении документов, подтверждающих перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, изложенных в письме от 30.03.2022 N 150/2085.
Решением суда от 12.04.2023 в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявления, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что ООО "ЮПК" не доказан факт нарушения прав общества, уведомлением от 30.03.2022 N 150/2085.
От Минприроды РСО-Алания поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель министерства полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.02.2023 по делу N А61-3279/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЮПК" зарегистрировано в качестве юридического в ЕГРЮЛ 06.02.2009 (ОГРН 1092364000145) с основным видом деятельности - добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (т.1, л.д.69).
ООО "ЮПК" осуществляет деятельность на основании лицензии на пользование недрами ВЛК N 80187 (ТР), выданной министерством 01.11.2019.
Лицензия была выдана на срок до 01.11.2022 с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия - Алания (т.1, л.д.10-16).
Приказом от 18.10.2022 N 458 министерство продлило ООО "ЮПК" срок действия лицензии до 18.10.2023.
Приложением N 1 к лицензии является лицензионное соглашение, подписанное обществом и министром Мамиевым Ч.М. (л.д.15-28).
Согласно пункту 1 лицензионного соглашения обществу предоставлено право недропользования с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия - Алания.
Земельные участки, на которых осуществляется недропользование, имеют следующие кадастровые номера: 15:04:0030202:18, 15:04:0030202:19, 15:04:0030202:21, 15:04:0030202:22 (далее - земельные участки), а также являются собственностью ООО "ЮПК", что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 19.06.2012 серии 15 АБ N N 019601, 019604, 019602019603 (т.1, л.д.20- 23).
Все земельные участки имеют одну категорию - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположены - 1,5 км северо-восточнее с.Донифарс.
Существенным условием лицензионного соглашения является, в том числе следующее условие: пункт "2.5. Оформить в соответствии с установленными требованиями земельный отвод на лицензионный участок, на срок действия лицензии и представить его в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания".
Данное условие ООО "ЮПК" не выполнило.
30.03.2022 уведомлением N 150/1085 министерство установило ООО "ЮПК" дополнительный срок, до 01.07.2022, для оформления земельного отвода на лицензионный участок, для решения вопроса о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (л.д.32).
В уведомлении министерство разъяснило обществу, что в случае невыполнения перечисленных требований в отношении ООО "ЮПК" будет принято решение в порядке, установленном статьей 21 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Не согласившись с уведомлением министерства, общество обжаловало данное уведомление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулировались в спорный период Законом о недрах.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
01.11.2019 министерство выдало обществу лицензию на пользование недрами ВЛК N 80187 (ТР) на срок до 01.11.2022 с целью разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия - Алания.
Приказом от 18.10.2022 N 458 министерство продлило ООО "ЮПК" срок действия лицензии до 18.10.2023.
Существенным условием лицензионного соглашения является, в том числе условие, указанное в пункте 2.5 об оформлении в соответствии с установленными требованиями земельный отвод на лицензионный участок, на срок действия лицензии и представление его в министерство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период, все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Кодекса).
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, сделал обоснованный вывод о том, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых, но могут быть переведены в другую категорию, в том числе в случае, связанном с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель, следовательно общество обязано перевести земельные участки из одной категории в другую, так как на землях сельскохозяйственного назначения не может осуществляться добыча облицовочных диоритов, иное бы противоречило пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, а также является нарушением пункта 2.5 условий пользования недрами, отраженного в лицензионном соглашение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, данное условие ООО "ЮПК" не выполнило.
С учетом изложенного, следует признать то обстоятельство, что указание министерством на необходимость совершения обществом действий по переводу земельных участков в земли промышленности является обоснованным.
Настаивая на том, что министерство нарушило права и законные интересы общества, ООО "ЮПК" указывает на установлении в уведомлении срока осуществления указанных действий - до 01.07.2022.
Указанный довод был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку все действия согласно лицензионному соглашению общество должно было совершить до 2021 года, а подача в Правительство Республики Северная Осетия-Алания в апреле 2022 года заявления о переводе земель из одной категории в другую и неудовлетворение данного заявления, не является обстоятельством, препятствующим принятию министерством решения в порядке, установленном статьей 21 Закона о недрах.
Указание министерством на то, что в случае невыполнения перечисленных требований в отношении ООО "ЮПК" будет принято решение в порядке, установленном статьей 21 Закона о недрах не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества, поскольку является разъяснением действующего законодательства органом, осуществляющим контрольные функции в силу полномочий, изложенных в Положении о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.02.2016 N 48.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявитель должен доказать не только несоответствие действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам, но и нарушение указанным действием (бездействием) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не доказан факт нарушения прав общества уведомлением, вынесенным 30.03.2022 министерством.
Таким образом, заявленные требования общества о признании незаконными действий, выразившихся в предъявлении ООО "ЮПК" требований об оформлении земельного отвода на лицензионный участок и о предоставлении документов, подтверждающих перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, изложенных в письме от 30.03.2022 N 150/2085 удовлетворению не подлежат.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается в размере 3 000 рублей. При обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины. В связи с этим, обществу из федерального бюджета надлежит возвратить 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.02.2023 по делу N А61-3279/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" (ОГРН 1092364000145, ИНН 2364001364) из средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 14.03.2023 N 27 в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3279/2022
Истец: ООО "Южная промышленная компания"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания