г. Чита |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А10-5112/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия 28 февраля 2023 года по делу N А10-5112/2022 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248) к Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280) о признании недействительным распоряжения от 29.08.2017 N135 в части утверждения в охранном обязательстве сроков проведения работ, указанных в дополнительных требованиях в отношении объекта культурного наследия "Ряды гостиные, XIX в.", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, а именно подпунктах 1, 2 пункта 25 охранного обязательства,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850), ФКУ "Уголовно-исправительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН 1110327011860, ИНН 0326501073), АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000),
при участии в судебном заседании:
от филиала ФГБУК АУИПИК по УрФО: Шульгин С.В.- представитель по доверенности от 01.12.2022, адвокат,
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - заявитель, Агентство) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным распоряжения от 29.08.2017 N 135 в части утверждения в охранном обязательстве объекта культурного наследия "Ряды гостиные, XIX в.", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9, сроков проведения работ, указанных в дополнительных требованиях, а именно подпунктах 1, 2 пункта 25 Охранного обязательства.
Определением суда от 14.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, ФКУ "Уголовно-исправительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия", АО "Почта России".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия 28 февраля 2023 года по делу N А10-5112/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия 28 февраля 2023 года по делу N А10-5112/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, заявитель узнал о нарушении своих прав только в июне 2022 года во время планового обследования ОКН, следовательно, срок на обжалование распоряжения от 29.08.2017 N 135 не пропущен.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.03.2023.
Заинтересованное лицо и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29.08.2017 N 135 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Гостиные ряды", регистрационный номер объекта 031510389220006.
Пунктом 25 раздела 6 "Иные обязанности лица (лиц),..." охранного обязательства установлены дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия, в частности: "1) Выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, определенные уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ:
1. Разработать научно-проектную документацию до 01.12.2020,
2. Выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации до 01.12.2023,
3. Текущий ремонт занимаемых помещений, текущий ремонт фасадов, содержание дворовой территории в чистоте - регулярно.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р часть нежилых помещений объекта культурного наследия федерального значения "Гостиные ряды XIX в.", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г.Кяхта, ул.Банзарова, д. 9, кадастровые номера 03:12:150343:75; 03:12:150343:76; 03:12:150343:77; 03:12:150343:78; 03:12:150343:79; 03:12:150343:80; 03:12:150343:81; 03:12:150343:82, общей площадью 627,6 кв.м., закреплена на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Ссылаясь на незаконность установления в охранном обязательстве указанного дополнительного требования в части срока выполнения работ по сохранению объекта, Агентство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О указано, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено заявителем, на момент закрепления за Агентством на праве оперативного управления части нежилых помещений в объекте культурного наследия федерального значения "Гостиные ряды XIX в.", заявителю было известно о наличии установленного охранного обязательства.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, срок на обжалование Агентством распоряжения Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29.08.2017 N 135 подлежит исчислению, начиная с 19.01.2021, то есть даты передачи ОКН.
Следовательно, процессуальный срок для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, с учетом изложенных обстоятельств истекал 20.04.2021.
Фактически заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 12.08.2022.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявителем пропущен срок подачи заявления.
В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, заявитель сослался на то, что Агентство не соглашалось с распоряжением Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р и предпринимало меры к его оспариванию, а также то, что обстоятельства несоответствия требованиям закона распоряжения Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29.08.2017 N 135 установлены Агентством только в июне 2022 года во время планового обследования ОКН, по результатам которого и установлен факт несоответствия площади объекта культурного наследия, указанной в акте технического состояния, составленном в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ, и послужившим основанием для определения уполномоченным органом состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сроков (периодичности) из проведения.
Апелляционный суд также приходит к выводу, что указанные обстоятельства не свидетельствуют об уважительности пропуска Агентством срока на обжалование распоряжения Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 29.08.2017 N 135 "Об утверждении охранного обязательства_".
Действуя добросовестно и разумно, Агентство имело возможность своевременно подать заявление в арбитражный суд. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих подаче заявления в установленный срок, не представлено.
Суд первой инстанции также верно указал, что требования в отношении объекта культурного наследия, установленные охранным обязательством, обязательны к исполнению собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия (статье 47.1 Закона N 73-ФЗ), следовательно, не согласие с распоряжением Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р, которым объект культурного наследия федерального значения закреплен на праве оперативного управления за Агентством, само по себе не освобождает последнего от обязанности соблюдения требований, установленных в целях обеспечения сохранности указанного объекта.
Осуществление Агентством планового обследования ОКН только в июне 2022 года, также не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку внутренние организационные причины, возникшие не в силу объективных, непреодолимых обстоятельств, а вследствие заведенного в Агентстве порядка организации своей работы, который определяется в большей мере субъективным усмотрением руководства общества, не могут являться уважительными.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, срок выполнения работ по сохранению объекта, определенных в дополнительных требованиях охранного обязательства, установлен определением Верховного суда Республики Бурятия от 26.12.2022 по делу 2-2008/2022.
Также, в материалы дела представлены пояснения ответчика об осуществлении процедуры внесения изменений в действующее охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Ряды гостиные", утвержденное распоряжением от 29.08.2017 N 135, о чем свидетельствует оформление акта технического состояния объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ (акт от 27.02.2023).
Таким образом, учитывая, что заявителем пропущен установленный законом процессуальный срок подачи заявления об оспаривании распоряжения от 29.08.2017 N 135, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 февраля 2023 года по делу N А10-5112/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5112/2022
Истец: ФГБУ культуры Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры
Ответчик: Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Третье лицо: АО "Почта России", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ, ФКУ "Уголовно-исправительная инспекция управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия"