20 апреля 2023 г. |
Дело N А84-3483/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - Павлова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2022 года по делу N А84-3483/2022, принятое по заявлению регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя об оспаривании решения Департамента городского хозяйства города Севастополя, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",
УСТАНОВИЛ:
РО ДОСААФ России г. Севастополя подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным требования Департамента городского хозяйства города Севастополя от 13.05.2022 о демонтаже самовольно размещенных объектов некапитального строительства - веранды площадью 143кв.м. и забора 242кв.м., расположенных в г. Севастополе, Исторический бульвар, 3, земельный участок КН: 91:03:001016:189.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренное требование признано недействительным, с Департамента в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6.000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Судебный акт мотивирован тем, что некапитальные объекты (веранда и забор) расположены в границах земельного участка, предоставленного по законодательству Украины для размещения объекта недвижимости - стрелкового тира, право собственности на который принадлежит ДОСААФ РФ, а заявителю это здание передано в оперативное управление; права на земельный участок по законодательству Российской Федерации не переоформлены, но не прекращены; владелец земельного участка вправе размещать объекты некапитального строительства; использование этих объектов для оказания услуг общественного питания может являться основанием для принятия мер за нецелевое использование земельного участка.
Департаментом подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, к участию в дело не привлечено ДОСААФ России.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители иных участников в судебное заседание повторно не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, в том числе представленные с апелляционной жалобой, распечатал и приобщил к делу представленные с ходатайством Департамента от 02.08.2022 суду первой инстанции документы, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
13.05.2022 заместителем начальника Управления - начальником отдела контроля благоустройства Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Гуляевой Н.С. в адрес РО ДОСААФ России в г. Севастополе выдано требование о демонтаже нестационарных объектов: веранды площадью 143кв.м. и забора 242кв.м., расположенных по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар, 3, земельный участок КН: 91:03:001016:189.
Данное требование выдано на основании решения Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), оформленного протоколом N 81-Д от 13.05.2022. В пункте 14 протокола заседания Комиссии указано на принятие решения о демонтаже незаконно размещенных объектов некапитального строительства по акту выявления незаконно расположенных объектов N 33/22 от 28.04.2022 - вышеназванных веранды и забора.
В дело представлен составленный 13.05.2022 главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Ярославцевым С.В. акт о выявлении незаконно расположенного объекта N 40/22, в котором указано на размещение на земельном участке КН: 91:03:001016:189 веранды площадью 143кв.м. и забора площадью 242кв.м. и на отсутствие разрешения на размещение таких объектов.
Факт размещения веранды и забора на названном земельном участке участники не оспаривают и он подтвержден составленными 26.11.2021 Инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости ДИЗО г. Севастополя актом обследования N 5585 с фото-фиксацией и 29.04.2022 справкой с фото-фиксацией главным специалистом отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере СРО - государственным инспектором ГФЗ Севастополя по использованию и охране земель Громовым М.В. во исполнение требования прокуратуры г. Севастополя от 25.04.2022 N 7-35-2022 по обращению ФГБУК "музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя".
Заявитель в подтверждение своей позиции о законности размещения веранды и забора указывает на предоставление по законодательству Украины в постоянное пользование по государственному акту серии I-КМ N 005187 земли, в том числе земельного участка площадью 0,2098га для обслуживания стрелкового тира на Историческом бульваре, и государственной регистрацией за заявителем права оперативного управления на нежилое здание тира площадью 398,2кв.м., КН:91:03:001016:224, предоставленного собственником здания.
Действительно, 05.10.1999 Севастопольской городской государственной администрацией выдан на бланке серии I-КМ N 005187 государственный акт на право постоянного пользования землей, которым общественной организации "Севастопольская городская организация общество содействия обороне Украины" предоставлено право постоянного пользования 1,5368га земли в границах согласно с планом землепользования, в том числе участком 3 площадью 0,2098га для обслуживания здания стрелкового тира на Историческом бульваре.
Из выписки из ЕГРН от 26.08.2021 следует, что земельный участок площадью 2.098кв.м., КН:91:03:001016:189, расположенный в г. Севастополе, Исторический бульвар, 3, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания здания стрелкового тира, поставлен на государственный кадастровый учет в Российской Федерации как ранее (с 05.10.1999) учтенный.
Выписка из ЕГРН от 26.08.2021 свидетельствует о том, что нежилое здание стрелкового тира площадью 398,2кв.м., КН: 91:03:001016:224, расположенное по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар, 26, поставлено на государственный кадастровый учет, 01.10.2020 осуществлена государственная регистрация права собственности за ООГО ДОСААФ РФ (ИНН 7733184810), 30.12.2020 - государственная регистрация права оперативного управления за правообладателем - РО ДОСААФ России г. Севастополя по договору N 2/14 ЮФО от 18.12.2020. Этот договор представлен в дело.
На земельный участок КН:91:03:001016:189 право пользования (аренды), не оформлено, в том числе в порядке переоформления ранее возникшего по вышеназванному государственному акту, чего участники не оспаривают.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 01.05.2022) использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (в ред. от 12.11.2020) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которым пунктами 4, 18 и 19 Перечня отнесены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы (за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений), нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на придомовых территориях многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП (в ред. от 13.12.2018) утвержден Порядок и условия размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, который регламентируют процедуру и условия размещения объектов по перечню, определенному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, и на основании статьи 39.33 ЗК РФ, о чем указано в пункте 1 названного Порядка.
Согласно пункту 2 Порядка N 522-ПП размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов).
Пунктами 3, 10, 14 названного Порядка предусмотрено размещение объектов (в том числе) на возмездной основе, плата за размещение которых вносится в бюджет города Севастополя; разрешение на размещение выдается на срок, в частности для нестационарных объектов для оказания услуг общественного питания - не более трех лет (в ред. на 13.05.2022) и не более 15 лет (в ред. от 12.10.2022).
Для получения разрешения подается заявление с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), документация, отображающая технико-экономические характеристики (показатели), внешний облик планируемого к размещению объекта, что предусмотрено подпунктами 3 и 4 пункта 5 Порядка N 522-ПП.
Основаниями для отказа в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов) является (в том числе): размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации; размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, что предусмотрено пунктом 9 Порядка N 522-ПП.
Подпунктом 1.3.1 пункта 1.3 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 N 385 "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя" (в ред. от 12.03.2021) дано понятие незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства - некапитальные объекты, которые сооружены (размещены) без соответствующих разрешительных документов, являющихся основанием для размещения данных объектов.
Пунктом 1.4. Порядка N 385 установлено, что выявление фактов незаконного (самовольного) размещения объектов некапитального строительства осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований в сфере городского благоустройства или в сфере земельного контроля (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов); согласно пункту 1.5 таким органом является Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Пунктом 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП (в ред. от 12.03.2021), предусмотрено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктами 9.10.85 и 9.10.87 Положения N 875-ПП в функции Департамента входит:
- проведение в установленном порядке мероприятия по выявлению, демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участках на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- рассмотрение в установленном порядке вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) и принятие решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов).
В силу пункта 1.2 Порядка N 385, рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) осуществляется постоянно действующей Комиссией по вопросам освобождения земель Департамента городского хозяйства города Севастополя.
Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 23.10.2017 N 362-ОД (в ред. от 11.03.2022) создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), утвержден ее состав и Положение об этой Комиссии.
Согласно подпункту 1 пункта 2.1.2 названного Положения Комиссия вправе принимать решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенного объекта некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов).
Пункт 3.1 Порядка N 385 устанавливает, что уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней с даты получения решения Комиссии, указанного в подпункте 1 пункта 2.4 настоящего Порядка, обеспечивает вручение (направление) правообладателю (в случае его установления) требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку.
Как установлено, ДИЗО г. Севастополя не предоставляло заявителю разрешения на размещение веранды и забора на земельном участке КН: 91:03:001016:189. Заявитель и ООГО ДОСААФ РФ (ИНН 7733184810) не являются правопреемниками землепользователя, которому по законодательству Украины по государственному акту предоставлена в постоянное пользование земля, в том числе участок 3 площадью 0,2098га для обслуживания здания стрелкового тира на Историческом бульваре; права на земельный участок КН:91:03:001016:189 за заявителем не оформлены. Таким образом, размещение веранды и забора является незаконным. Департамент городского хозяйства в соответствии с предоставленными ему полномочиями и установленным порядком выдал заявителю (правообладателю объектов) требование о демонтаже. Это требование не нарушает прав заявителя, который не имеет законного права на размещение таких объектов.
Указание в решении Комиссии (протокол заседания N 81-Д от 13.05.2022) на акт выявления незаконно расположенного объекта N 33/22 от 28.04.2022, который в дело не представлен, не свидетельствует о незаконности выданного требования, так как такой факт подтвержден составленным 13.05.2022 актом о выявлении незаконного расположенного объекта N 40/22 и иными составленными должностными лицами ДИЗО и Севреестра документами, и фактически не оспаривается заявителем.
Доводы заявителя о наличии у него права на размещение названных объектов не соответствуют фактическим обстоятельствам и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Заявленные Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ДИЗО Севастополя ходатайства о привлечении к участию в дело ООГО ДОСААФ РФ и переход на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции в соответствии со статьей 51 и пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ удовлетворению не подлежат, так как судом первой инстанции не принято решение о правах и обязанностях ООГО ДОСААФ РФ, оспоренное требование не возлагало на это лицо обязанностей по демонтажу веранды и забора, доказательств права собственности на веранду и забор этому юридическому лицу не представлено, а исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что правообладателем этих объектов является заявитель.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением и при неправильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2022 года по делу N А84-3483/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3483/2022
Истец: АНО РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ", Департамент городского хозяйства города Севастополя