город Воронеж |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А14-9125/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Высотка": Дударева Д.В. - представитель по доверенности от 10.01.2023, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от акционерного общества "Экотехнологии": Зеленчукова О.А. - представитель по доверенности от 12.05.2022 N 2417, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФN;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Высотка" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2022 по делу N А14-9125/2022 по исковому заявлению акционерного общества "Экотехнологии" к товариществу собственников недвижимости "Высотка" о взыскании 64 410,68 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО по договору N 19-939Ц от 06.05.2019 за период с 01.03.2020 по 31.12.2020, 22 139,65 руб. неустойки за период с 01.01.2021 по 31.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Экотехнологии" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Высотка" (далее - ответчик) о взыскании 64 410,68 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО по договору N 19-939Ц от 06.05.2019 за период с 01.03.2020 по 31.12.2020, 22 139,65 руб. неустойки за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2022 по делу N А14-9125/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Высотка" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ТСН "Высотка" не опровергает объем твердых коммунальных отходов, вывезенных истцом с контейнерной площадки, указанной в приложении N 1 к договору от 06.05.2019, однако, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что, истцом нарушен порядок расчета объема коммунальной услуги, ежемесячно выставляемой в адрес ответчика. Так, по мнению ответчика, в отношении жилых помещений МКД, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти 78А, АО "Экотехнологии" был произведен расчет суммы оказанных услуг по обращению с ТКО без учета формулы 9 (4) приложения N 2 к Правилам N354. Кроме того, у управляющей организации отсутствует обязанность оплачивать вывоз ТКО из нежилых помещений (машино-мест в МКД) ввиду того, что соответствующий договор должен заключаться собственниками данных парковочных мест, в связи с чем у регионального оператора отсутствовали правовые основания для взыскания платы за обращение с ТКО именно с управляющей компании. С учетом произведенной оплаты, полагает, что задолженность ТСН "Высотка" перед АО "Экотехнологии" за спорный период времени отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему АО "Экотехнологии" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поясняя, что расчет суммы оказанных услуг по обращению с ТКО применительно к жилым помещениям МКД, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти 78А, был произведен по формуле 9 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 в размере 203 941 руб. 68 коп с учетом правовой позиции, отраженной в судебных актах по делу А14-3045/2021. Расчет суммы оказанных услуг по обращению с ТКО для машино-мест в МКД был произведен по формуле 9 (5) приложения N 2 к Правилам N 354 и составил 104 269 руб. 39 коп. Поскольку оказанные услуги были оплачены ответчиком частично, размер задолженности ответчика перед истцом составил 78 396 руб. 19 коп. При этом, истцом заявлены требования в меньшем размере (64 410 руб. 68 коп.)
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Экотехнологии" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности Воронежский межмуниципальный кластер).
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области с 1 января 2019 года.
Между АО "Экотехнологии" (региональный оператор) и товариществом собственников недвижимости "Высотка" (потребитель) заключен договор N 19-939Ц от 06.05.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор от 06.05.2019).
В соответствии с п. 1 договора от 06.05.2019 региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 2 договора от 06.05.2019 объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера (бункера-накопителя) определяются согласно Приложения N 1.
В силу п. 3 договора от 06.05.2019 способ складирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, определен в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с п. 4 договора от 06.05.2019 дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 15 мая 2019 года.
Согласно п. 5 договора от 06.05.2019 под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора согласно Приказа N 8/18 от 25.02.2019 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, составляющей 475,29 руб. (с НДС 20%) за 1 куб. м.
Пунктом 6 договора от 06.05.2019 установлена обязанность потребителя оплачивать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора согласно фактически подтвержденного объема ТКО. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
В соответствии с п. 13 договора от 06.05.2019 в случае нарушения региональным оператором обязательств по данному договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумно срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражения на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Согласно п. 19 договора от 06.05.2019 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 22 договора от 06.05.2019 обязательства регионального оператора по договору считаются фактически выполненными надлежащим образом и в полном объеме и приняты потребителем при отсутствии письменных претензий со стороны потребителя до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие с 15 мая 2019 года и действует до 31 декабря 2019 с условием о пролонгации (п.п. 30, 31 договора от 06.05.2019).
В приложении N 1 к договору согласовано место накопления ТКО (площадка): ул. Сакко и Ванцетти 78А, способ складирования (контейнер объемом 0,75 куб.м.), количество контейнеров (3).
Во исполнение условий договора от 06.05.2019 истец указал, что в период с 01.03.2020 по 31.12.2020 оказал ответчику услуги на сумму 294 225,56 руб., что подтверждается актами об оказании производственных услуг, счетами-фактурами, счетами на оплату (л.д. 29-34).
Ответчиком, оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2020 по 31.12.2020 были оплачены частично на сумму 229 814 руб. 88 коп., что ТСН "Высотка" не оспорено.
Согласно представленному истцом расчету сумма долга ответчика составила 64 410,68 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия, оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты оказанных услуг, наличие задолженности, истец, начислив неустойку, обратился в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Придя к выводу, что материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение со стороны ответчика обязательства по оплате оказанных услуг, суд области удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (7) Правил N 1156 к заявке потребителя прилагаются в том числе документы, содержащие сведения: о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
На основании изложенного в договорах с региональным оператором на вывоз ТКО должен содержаться способ учета количества ТКО.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что между АО "Экотехнологии" (региональный оператор) и товариществом собственников недвижимости "Высотка" (потребитель) заключен договор N 19-939Ц от 06.05.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В приложении N 1 к договору согласовано место накопления ТКО (площадка): ул. Сакко и Ванцетти 78А, способ складирования (контейнер объемом 0,75 куб.м.), количество контейнеров (3).
Таким образом, сторонами согласовано, что расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц определяется на основании объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
В пункте 148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), указано, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
В пункте 148 (4) Определено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148 (11) настоящих Правил. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Пунктом 148 (30) Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Пунктом 1 приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.02.2019 N 29 "О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов" установлено, что в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения N 2 к Правилам.
Поскольку многоквартирный дом, находящийся в управлении Ответчика, в отношении которого был заключен договор на обращение с ТКО с Истцом, находится на территории городского округа город Воронеж, то расчет объема, приходящего на все жилые помещения, то есть подлежащий оплате ответчиком, должен рассчитываться по формуле, указанной в п. 9 (4) Приложения N 2 Правил, а именно:
Pi=Si / So6 * V * Т отх, где:
Si - общая площадь i-ro жилого помещения (в случае с управляющей компанией это общая площадь всех жилых помещений);
So6 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;
Т отх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно представленному истцом в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу от 11.04.2023 подробному расчету, размер задолженности посчитан им именно по этой формуле.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Экотехнологии" установлен Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 N 56/22 в размере:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 - в размере - 569,27 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), для населения - 475,29 руб. (без учета НДС),
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере 569,27 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), для населения - 503,81 руб. (без учета НДС).
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.09.2020 N 537/1 внесены изменения в Приказ УРТ N 56/22: с 01.10.2020 для нежилых помещений установлен норматив в размере 567,51 руб. (без учета НДС).
В имеющейся в деле информации: 18 827,7 - площадь жилых помещений в МКД, 31 300,26 - площадь жилых и нежилых помещений в МКД, 69,75 (67,5) - объем ТКО, вывезенный с контейнерной площадки, 475,29 (503,81) - тариф на услугу для населения (жилых помещений).
Итого, общая сумма оказанных услуг по обращению с ТКО для жилых помещений МКД по адресу: г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти 78А с марта 2020 г. по декабрь 2020 г. составила 203 941 руб. 68 коп.
Размер площади помещений, а также объем вывезенных контейнеров, использованных истцом в расчете, ответчиком не опровергнуты.
Уменьшение объема, подлежащего оплате управляющей компанией, на объем потребления нежилых помещений в многоквартирных домах, заложено в формуле 9 (4) приложения N 2 Правил.
Так, если в многоквартирном доме нет нежилых помещений, то часть формулы "Si / So6" будет равно 1 (единице), то есть весь объем ТКО, вывезенный с места накопления подлежит распределению между жилыми помещениями.
Если же в многоквартирном доме нежилые помещения имеются, то часть формулы "Si / So6" будет меньше единицы, за счет включения площади нежилых помещений в So6, и, следовательно, объем ТКО, вывезенный с места накопления подлежит уменьшению на величину, в зависимости от площади нежилых помещений.
Объем потребления услуги по обращению с ТКО нежилыми помещениями рассчитан истцом по формулам 9 (5) и 9 (6) приложения N 2 Правил.
При этом указанный объем, равно как и факт заключения/не заключения договора между региональным оператором по обращению с ТКО и собственниками нежилых помещений, не влияет на объем, приходящийся на жилые помещения, так как последний, рассчитывается по формуле 9 (4) приложения N 2 Правил, которая не предусматривает произведение вычета объема потребления услуги по обращению с ТКО нежилыми помещениями.
Таким образом, довод ответчика о необходимости при расчетах пользоваться формулой, приведенной им в своем расчете начисления ТКО за жилую площадь, основан на ошибочной трактовке норм действующего законодательства.
Также, судом апелляционной инстанции установлено, что в указанном многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСН "Высотка", кроме жилых помещений имеются нежилые помещения, в том числе машино-места. Площадь, занимаемая машино-местами составляет 8512,56 кв.м.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственники любого имущества, в том числе и нежилых помещений, должны нести бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на их содержание (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ)
Плата за содержание жилого помещения включает плату за услуги, работы по управлению многоквартирным; домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы для общего имущества, плату за коммунальные услуги (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ)
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. (ч.4 ст. 154 ЖК РФ)
Согласно ст. 2 Правил N 354, нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (абз. 3 п. 148.1 Правил 354).
Положение указанного абзаца не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места (абз. 6 п. 148.1 Правил 354).
То есть с учетом вышеуказанного правового регулирования собственники машино-мест не обязаны заключать договоры напрямую с региональным оператором по обращению с ТКО.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика об отсутствии оснований производить региональному оператору оплату данной услуги, ввиду необходимости ее оплаты собственниками машино-мест напрямую.
Поскольку, отдельных контейнеров у собственников машино-мест в МКД нет, следовательно, вывоз ТКО производится с общей контейнерной площадки и расчет объема ТКО необходимо осуществлять расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО по формуле 9(5) приложения N 2 Правил, а именно: Pi = Ki x X1/2 Nj x T°TX, где Ki. количество расчетных единиц для i-ro нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; Nj - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; T°TX - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 12.04.2018 N 78 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера.
В соответствии с пунктом 3.4 Приказа N 78, норматив на 1 машино-место для парковок закрытого типа составляет 1 куб.м в год.
Размер платы за вывоз ТКО с каждого машино-места рассчитан, исходя из 220 - количество машино-мест, 1 - норматив накопления в год, 12 - количество месяцев в году, 569,27 (567,51) -тариф на услугу для нежилых помещений
Итого, общая сумма оказанных услуг по обращению с ТКО за период с марта 2020 г. по декабрь 2020 г. для машино-мест в МКД составил 104 269 руб. 39 коп.
Представленный истцом расчет суммы задолженности судом проверен, признан соответствующим условиям заключенного сторонами договора и обстоятельствам спора, является арифметически верным.
Таким образом, АО "Экотехнологии" за спорный период произвело расчеты ТСН "Высотка" для жилых помещений в МКД по адресу: г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти 78А на сумму 203 941 руб. 68 коп., для машино-мест в МКД на сумму 104 269 руб. 39 коп. Итого: на общую сумму 308 211 руб. 07 коп.
Более того, как усматривается судом апелляционной инстанции в отношении парковочных мест ответчиком в адрес жильцов МКД выставляются счета на оплату коммунальных ресурсов (элетроэнергии, водоотведения, отопление, мойка, видеонаблюдение), за исключением оплаты за вывоз ТКО.
Факт оказания истцом ответчику услуг в период с 01.03.2020 по 31.12.2020 подтверждается имеющимися в материалах дела актами об оказании производственных услуг, счетами-фактурами, счетами на оплату (л.д. 29-34).
Ответчиком, оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2020 по 31.12.2020 были оплачены частично на сумму 229 814 руб. 88 коп., в связи с чем, задолженность за спорный период составила 78 396 руб. 19 коп.
Вместе с тем, исходя из размера заявленных АО "Экотехнологии", судом первой инстанции правомерно были удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика 64 410 руб. 68 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО по договору N 19-939Ц от 06.05.2019 за период с 01.03.2020 по 31.12.2020.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 22 139,65 руб. неустойки за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Неустойка согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность лица, не исполнившего либо ненадлежащим образом исполнившего свои обязательства.
Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Размер неустойки может устанавливаться сторонами обязательства, как в твердой сумме неисполненного обязательства, так и в процентах к сумме неисполненного обязательства, при этом соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с п. 19 договора N 19-939Ц от 06.05.2019, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Апелляционный суд проверил расчет неустойки, счел его арифметически верным.
Ответчик расчет неустойки не оспорил, заявление о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявил.
Так как со стороны ответчика имело место ненадлежащее исполнение обязательства по оплате оказанных услуг, требование истца о взыскании предусмотренной договором неустойки правомерно удовлетворено судом области.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2022 по делу N А14-9125/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Высотка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9125/2022
Истец: АО "Экотехнологии"
Ответчик: ТСН "Высотка"