город Томск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А45-13972/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Молокшонова Д.В., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сомовым Д.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы садоводческого некоммерческого товарищества "Авиатор", общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (N 07АП-11975/2022 (1,2)) на решение от 18.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13972/2022 (судья Кладова Л.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (г.Новосибирск, ИНН 5410772955) к садоводческому некоммерческому товариществу "Авиатор" (г.Новосибирск, ИНН 5433120360) о взыскании суммы задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в размере 312 706 рублей 86 копеек, пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 126 385 рублей 55 копеек, с уточнением размера пени до 104 288 рублей 26 копеек.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Бозылева И.В., доверенность N 1836 от 14.03.2023;
от ответчика: Клепалов Д.В., доверенность от 20.09.2022; Донич С.Р., доверенность от 20.09.2022.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - ООО "Экология-Новосибирск") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к садоводческому некоммерческому товариществу "Авиатор" (далее - СНТ "Авиатор") о взыскании суммы по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) от 01.01.2019 за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в размере 312706 рублей 86 копеек, пени за период с 12.02.2019 по 31.03.2022 в размере 104288 рублей 26 копеек.
Решением от 18.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Авиатор" в пользу ООО "Экология-Новосибирск" взыскана задолженность за оказанные услуги в размере 137 164 рублей 30 копеек, пени в размере 46 564 рублей; с СНТ "Авиатор" в пользу ООО "Экология-Новосибирск" взыскана неустойка, начиная с 27 октября 2022 года по день фактической оплаты суммы основного долга в размере 1\130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ "Авиатор" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не дана оценка доводу о недоказанности факта оказания услуг по обращению с ТКО СНТ "Авиатор"; размер неустойки и ее расчет исходя 1/130 ставки рефинансирования является неправильным.
ООО "Экология-Новосибирск" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба ООО "Экология-Новосибирск" мотивирована отсутствием у суда оснований для самостоятельного учета сезонности действия СНТ на территории Новосибирской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои апелляционные жалобы.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда в связи с временным отсутствием судьи Вагановой Р.А., сформирован состав суда: председательствующий Марченко Н.В., судьи Молокшонов Д.В., Сухотина В.М.
От ООО "Экология - Новосибирск" поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы ООО "Экология-Новосибирск".
В соответствии с частью 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Возражений по заявленному отказу и сведений о том, что данный отказ нарушает права и законные интересы других лиц, от участвующих в деле лиц не поступило.
Исследовав материалы дела, учитывая, что приведенные в заявлении об отказе от апелляционной жалобы обстоятельства не противоречат закону, установив, что апеллянт осознает последствия отказа от апелляционной жалобы, наличие полномочий у представителя апеллянта на подписание заявления, апелляционный суд считает возможным принять отказ апеллянта от апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы СНТ "Авиатор", отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предельный единый тариф ООО "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области на 2019 год установлен на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018 (в ред. приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.06.2019 N179-ЖКХ), на 2020 год установлен на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 702-ЖКХ от 18.12.2019, на 2021 год установлен на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области N 571-ЖКХ от 18.12.2020.
Региональный оператор разместил предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Между ООО "Экология-Новосибирск" и СНТ "Авиатор" в соответствии с пунктом 8.17 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" заключен договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 по типовой форме (далее - Типовой договор), в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определённом Типовым договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать оказанные услуги.
Согласно пункту 6 Типового договора потребитель обязан вносить плату за услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Указывая на исполнение с 01.01.2019 обязательств по Типовому договору и наличие задолженности по оплате оказанных услуг, ООО "Экология - Новосибирск" в претензии потребовала оплаты задолженности.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения ООО "Экология - Новосибирск" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в соответствии с которым региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, отсутствие на территории СНТ организованной площадки для сбора ТКО и установленных контейнеров само по себе не свидетельствует о неоказании или ненадлежащем оказании региональным оператором данных услуг. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта оказания услуг ответчику.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, установил основания для отмены решения суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением отдельных случаев.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Согласно материалам дела типовой договор в адрес СНТ "Авиатор", подписанный в одностороннем порядке, направлен 01.06.2021.
Само по себе отсутствие контейнерной площадки по месту нахождения юридического лица не освобождает от оплаты услуг по вывозу ТКО, поскольку в такой ситуации предполагается размещение указанного вида отхода на ближайшей контейнерной площадке, вывоз ТКО с которой осуществляет региональный оператор, в этом случае подлежит анализу Территориальная схема и Реестр контейнерных площадок соответствующего муниципального образования.
Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Другими словами, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811).
Исследовав вопрос относительно включения в территориальную схему ответчика, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Истец сослался на Постановление Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-П "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области" как доказательство включения в территориальную схему.
Между тем, из содержания Постановления Правительства Новосибирской области N 292-П следует неоднократное внесение в Постановление изменений. Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2020 N 381-П "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п" утверждено приложение N 2.8, в соответствии с которым в список отходообразователей включены садовые товарищества, в том числе СНТ "Авиатор".
В тоже время, анализ территориальной схемы показал отсутствие ответчика в качестве отходообразователя.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции признал необходимым включить в предмет исследования по делу наличие (отсутствие) встречного представления, то есть фактического оказание услуг истцом.
Довод ООО "Экология-Новосибирск" со ссылкой на пояснения Власенко М.М. о складировании членами СНТ "Авиатор" отходов в контейнеры, расположенные в п. Бибиха, апелляционным судом отклоняется как необоснованный. СНТ "Авиатор" представило в материалы дела неоспоренную истцом схему расположения площадки для мусора в п. Бибиха и расположение СНТ "Авиатор", из которой следует отсутствие путей подъезда к указанной площадке, а также значительная удаленность от места складирования.
Представленные истцом в материалы дела выписки из отчета оператора по транспортированию не относятся к спорному периоду.
Кроме того, сам истец в отзывах на апелляционную жалобу не отрицал, что транспортные средства фактически не могли в спорный период вывозить отходы с несуществующей контейнерной площадки, указывая при этом на непредставление СНТ "Авиатор" доказательств, подтверждающих оказание услуг по обращению с ТКО сторонней организацией или самостоятельную сдачу садоводами ТКО на объекты размещения отходов.
Из материалов дела также следует, что в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Экология-Новосибирск" обратилось в прокуратуру Новосибирской области в целях проверки факта вывоза мусора в контейнерную площадку, которая расположена на территории п.Бибиха. Согласно ответу прокурора Новосибирской области N 1003ж-19 от 17.02.2022, по результатам проверки обращения ООО "Экология-Новосибирск" отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении СНТ "Авиатор" в связи с отсутствием состава административного правонарушения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статья 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
По результатам анализа и оценки доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ суд разрешает спор в пользу стороны, чьи доказательства преобладают над доказательствами процессуального противника (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 305-ЭС17-4004).
Принимая во внимание, что истец доказательств, свидетельствующих о реальности оказания услуг по обращению с ТКО (УПД, акты оказанных услуг, путевые листы, маршруты техники, распечатки системы ГЛОНАСС) не представил, суд руководствуется позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 8127/13 от 15.10.2013 по делу N А46-12382/2012, согласно которой суд не вправе исполнять обязанность ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, поскольку это нарушает фундаментальные принципы арбитражного процесса, такие как состязательность и равноправие сторон (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1 и 5 статьи 70 АПК РФ).
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с недоказанностью факта оказания услуг истцом ответчику в спорном периоде.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" от апелляционной жалобы на решение от 18.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13972/2022.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" прекратить.
Решение от 18.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13972/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" в федеральный бюджет 6 340 руб. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Авиатор" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13972/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "АВИАТОР"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд