г. Санкт-Петербург |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А21-11695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М.,
судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - Степанова Н.Е. по доверенности от 09.01.2023,
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4047/2023) муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2022 по делу N А21-11695/2021, принятое по иску
муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство"
к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
об урегулировании,
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Благоустройство" (далее - истец, Учреждение) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ответчик, Предприятие) об урегулировании разногласий по договору N 230602889 с учетом прокола разногласий к договору N 230602889 от 04.06.2021 и протокола разногласий от 10.11.2020, в редакции потребителя, с применением тарифа на вывоз ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО по объектам, по адресу контейнерной площадки: Калининградская область, г. Совестк, ул. Матросова, д. 5 (офис).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - третье лицо, Минприроды).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратился истец, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Настоящее судебное заседание по ходатайству ответчика проводится путем участия его представителя посредством онлайн-конференции.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, приобщенного судебной коллегией к материалам дела.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства истец и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области с 01.01.2019 и действует на основании выданной ему Лицензии N (39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018, а также руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на момент рассмотрения данного спора основным видом деятельности Общества является строительство жилых и нежилых зданий, а дополнительными видами деятельности, не связанных со строительством являются: монтаж промышленных машин и оборудования; деятельность агентов по оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, текстильным сырьем и полуфабрикатами; деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле прочими отдельными видами товаров; деятельность по складированию и хранению; аренда и управление собственными или арендованным недвижимым имуществом.
Основным видом деятельности Учреждения согласно сведениям из ЕГРЮЛ является подметание улиц и уборка снега.
Как указывает истец в уточнении к иску, 27.04.2021 в адрес Учреждения поступил от ответчика проект договора N 230602889, в пункте 5 которого ответчик указал вариант применения тарифа "расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО по объектам по адресу контейнерной площадки: Калининградская область, г. Совестк, ул. Матросова, д. 5 (офис)", а в пункте 2 требовал составления приложения с указанием на объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов). Объем накопления ТКО для истца в месяц указан 86,965куб.м., из них: мусор от офисных и бытовых помещений (офис) - 22,4кб.м.; ТКО в месяц, мусор уличный смет - 34,1куб.м., а всего в год по трем объектам 1043,58куб.м. ТКО.
Истец не согласился с установленными ответчиками объемами и предложенным тарифом на вывоз ТКО, поскольку для истца такие объемы и тариф являются объективно экономически не эффективными и заведомо убыточными.
Истец полагает, что объем мусора от офисных помещений должен применяться из расчета количества сотрудников Учреждения, которых в Учреждении по штату - 168 человек, при этом, расчет необходимо производить исключительно и количество административно - управленческого персонала - 11 человек и технического персонала - 6 человек, которые действительно работают по адресу: Калининградская область, г. Совестк, ул. Матросова, д. 5 (офис). Остальные подразделения Учреждения: транспортно-механический цех, участок санитарной очистки города, энергослужба, участок по озеленению, дорожно-ремонтный участок, выполняют задачи в рамках муниципального образования на общественных территориях Советского городского округа, ТКО не накапливают и, соответственно, по мнению истца, их объемы при окончательном суммировании учитываться не должны.
Истец также указывает, что ответчик учитывает при расчете площадь складских помещений (боксов) - более 400 кв.м (общая площадь всех складских помещений), однако склады, в которых осуществляется хозяйственно-бытовая деятельность истца не превышает 50 кв.м, остальные складские площади используются исключительно для хранения автотранспорта, либо пустуют, ТКО в них не накапливаются.
Как указывает истец, 08.06.2021 Учреждение направило ответчику два протокола разногласий совместно с подписанным экземпляром договора на вывоз ТКО, в котором просило применить тариф "расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО по объемам по адресу контейнерной площадки: Калининградская область, г. Совестк, ул. Матросова, д. 5 (офис)", а также возразило относительно объема принимаемых ТКО.
Истец считает, что применение указанного тарифа предусмотрено подпунктом "а" пункта 5 пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N505), указав, что региональный оператор незаконно продолжает выставлять счета, применяя тариф по своему усмотрению.
Поскольку ответчик отказался рассмотреть разногласия по пункту 5 договора N 230602889, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как следует из пункта 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Закона N 89-ФЗ.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу частей 1 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена для потребителя пунктами 8(4), 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156).
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(8) Правил N 1156 заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, - предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор, согласно пункту 8(10) Правил N 1156, в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Форма типового договора утверждена Правилами N 1156 и может быть дополнена иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Учитывая изложенное, Правилами N 1156 предусмотрены специальный порядок заключения договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами, специальный срок для направления потребителем региональному оператору возражений (протокола разногласий) относительно предложенного региональным оператором проекта договора.
В случае несоблюдения потребителем указанного условия пункта 8(11) Правил N 1156 и ненаправление своих возражений в установленный срок, равно как и подписанного со своей стороны экземпляра договора, в соответствии с пунктом 8(12) Правил N 1156 свидетельствует о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик направил в адрес истца договор N 230602889 на 2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд (получено истцом 05.05.2021, лист дела 147, том N1).
04.06.2021 исх. 463 истец (лист дела 148, том N 1) направил ответчику протокол разногласий к договору N 230602889 (поступил истцу от 09.06.2021 вх. N8691), то есть с нарушением 15-дневного срока, установленного Правилами N 1156.
Доказательств, свидетельствующих о том, что договор получен в иную, более позднюю дату, истцом в материалы дела не представлено, равно как и сведений о том, что в течение 15 рабочих дней с момента получения от регионального оператора договора истец направил ответчику мотивированный отказ от его подписания или предложение о внесении изменений в договор.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату рассмотрения спора договор N 230602889 является заключенным в редакции ответчика.
Довод апеллянта о том, что установленные объемы и предложенный в Договоре N 230602889 тариф на вывоз ТКО является для истца экономически не эффективным и заведомо убыточным отклоняется, поскольку нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены Приказом Минприроды от 14.05.2018 N 218, а тарифы установлены Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 N96-04окк/18, от 29.03.2019 N28-06окк/19, от 16.12.2020 N124-05окк/20.
Из пункта 6 Правил N 505 следует, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу абзаца третьего подпункта "а" пункта 5 и пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Суд первой инстанции указал, что коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, может осуществляться только при раздельном накоплении ТКО.
В пункте 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ указано, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно абзацу семнадцатому статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на месте накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 Порядка, допускается в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка.
Вместе с тем, доказательств фактического выполнения истцом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Доводы апеллянта о том, что ответчик уклонился от рассмотрения проколов разногласий отклоняются судебной коллегией, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно письмами ответчика в адрес истца от 09.12.2020 исх. N 14453 (лист дела 150, том N1), 09.12.2020 исх. N 14454 (лист дела 151, том N1), 23.06.2021 исх. N 8503 (листы дела 152, 153, том N1).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что письмом от 23.06.2021 исх. N 8503 в адрес истца был направлен ответ, согласно которого пунктом 17 договора N 230602889 предусмотрено, что коммерческий учет объема и (или) массы ТКО с МБУ "Благоустройство" осуществляется следующими способами: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО по объекту, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Матросова, д. 5 (категория объекта "учреждения, организации, офисы, конторы") и по второму объекту в отношении мусора и смета уличного, образуемого на территории муниципального образования расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (листы дела 152, 153, том N1).
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2022 по делу N А21-11695/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11695/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЛАГОУСТРОЙСТВО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ