г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А56-73618/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Янукович И.Ю., по доверенности от 13.10.2022;
от заинтересованного лица: Ефимчук Л.В., по доверенности от 26.12.2022;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4326/2023) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2023 по делу N А56-73618/2022 (судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Курортный лесопарк"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт - Петербургу
3-е лицо: Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 27.06.2022 N 78-04-05/27-106-2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда от 10.01.2023 заявленные требования Учреждения удовлетворены.
Управление не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель сослался на то, что отсутствие бюджетных средств не исключает наличие обязанности у Учреждения проведения противоэпидемических мероприятий. Считает, что поскольку территории, указанные в оспариваемом предписании отнесены к ведению Учреждения, в целях надлежащего осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, заявителю надлежит осуществлять противоэпидемические мероприятия путем проведения акарицидных и лаврицидных обработок.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что иксодовые клещи не относятся к категории вредителей зеленых насаждений. Учреждение не имеет собственных средств, счета Учреждения открыты в Комитете финансов Санкт-Петербурга, финансирование деятельности Учреждения осуществляется на основании доведенных лимитов в соответствии с государственным заданием. Учреждение не вправе самостоятельно определять виды и цели своей деятельности, что подтверждается ответом от 20.10.2021 N 01-29-1005/21 на обращение Учреждения в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга как главному распорядителю бюджетных средств по вопросу включения в государственное задание на выполнение государственных работ СПб ГКУ "Курортный лесопарк" работ по обработке лесных площадей от искодового клеща. Учреждение не является собственником или иным титульным владельцем городских лесов Санкт-Петербурга, а выполняет лесопарковые и лесохозяйственные работы исключительно на основании государственного задания, утвержденного исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Работы по проведению обработки территорий районов Санкт-Петербурга, на которых расположены городские леса, в государственное задание не включались. Территории административных районов Санкт-Петербурга, на которых располагаются городские леса, не передавались, а соответственно под рекреационную деятельность не использовались.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Учреждения просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 02.06.2022 N 78-04-05/19-33-2022 в отношении Учреждения проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний и проведена санитарно - эпидемиологическая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе санкт - Петербурге и Ленинградской области" от 15.06.2022 N 78-20-12.000.О23273 территории Учреждения не соответствуют требованиям санитрано - эпидемиологического законодательства, имеются показания к истребительным мероприятиям против иксодовых клещей (акарицидной обработке) указанных трерриторий.
По результатам санитарно-эпидемиологического расследования управлением составлен акт о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний N 78-04-05/19-33-2022 от 27.06.2022.
В ходе расследования Управлением выявлены следующие нарушения: допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований ст. 11, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21), а именно:
- в нарушение п.п. 1001,1686 СанПиН 3.3686-21 - обследованные территории имеют благоприятные условия для развития иксодовых клещей (жилые норы грызунов- прокормителей клещей, наличие прошлогодних листьев, загущение кустарников, сухие ветки, валежник).
- в нарушение п. 986 СанПиН 3.3686-21 юридическое лицо с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, не провело: расчистку и благоустройство территории мест массового отдыха и пребывания населения: энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после; противоклещевые акарицидные обработки территорий.
- в нарушение п.п. 995,1681 СанПиН 3.3686-21 - не проводятся противоклещевые мероприятия (обнаружены иксодовые клещи, имаго, 2-х видов lx. persulcatus и 1х. ricinus, средняя численность клещей - 2,3 экз. на 1 учётный флаго/час);
- в нарушение п.995 СанПиН 3.3686-21 - обследованные территории являются участками высокого риска заражения людей клещевыми инфекциями;
- в нарушение п. 1678 СанПиН 3.3686-21 - в период активности иксодовых клещей не обеспечено проведение мероприятий по неспецефической профилактике клещевого вирусного энцефалита (акарицидные обработки территорий), что привело к случаям присасывания клещей 9 человек.
По результатам проверки Управление выдано предписание от 27.06.2022 N 78-04-05/27-106-2022, которым Учреждению:
в срок до 15.07.2022 предписано провести мероприятия по акарицидной обработке и контролю ее эффективности после, территорий, обслуживаемых Учреждением, а именно: МО "Сестрорецк", оз. Разлив, лесной массив вдоль Велосипедных дорожек, дорога на пирс, вдоль оз. Сестрорецкий Разлив, МО "Сестрорецк", Тарховский лесопарк, парковые дорожки, МО Смолячково, лесные массивы между ДОЛ "Юный строитель", "Солнечное", "Лига", МО Смолячково, вдоль лес. дорожки по границе с ДОК "Буревестник", Смолячково, муниципальный парк в соответствии с п. п. 986, 995,1681, 1678 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
22.07.2022 предоставить информацию (акты всех выполненных работ по акарицидным обработкам и контролю эффективности) о проведенных мероприятиях по акарицидной обработке территорий, обслуживаемых Учреждением, а именно: МО "Сестрорецк", оз. Разлив, лесной массив вдоль Велосипедных дорожек, дорога на пирс, вдоль оз. Сестрорецкий Разлив, МО "Сестрорецк", Тарховский лесопарк, парковые дорожки, МО Смолячково, лесные массивы между ДОЛ "Юный строитель", "Солнечное", "Лига", МО Смолячково, вдоль лес. дорожки по границе с ДОК "Буревестник", Смолячково, муниципальный парк в соответствии с п. п. 986, 995,1681, 1678 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
01.07.2022 провести мероприятия по благоустройству территорий, обслуживаемых Учреждением, а именно: МО "Сестрорецк", оз. Разлив, лесной массив вдоль Велосипедных дорожек, дорога на пирс, вдоль оз. Сестрорецкий Разлив, МО "Сестрорецк", Тарховский лесопарк, парковые дорожки, МО Смолячково, лесные массивы между ДОЛ "Юный строитель", "Солнечное", "Лига", МО Смолячково, вдоль лес. дорожки по границе с ДОК "Буревестник", Смолячково, муниципальный парк в соответствии с п.п. 1001,1686 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Устранить нарушения законодательства статьи 11, части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ по адресам: МО "Сестрорецк", оз. Разлив, лесной массив вдоль Велосипедных дорожек, дорога на пирс, вдоль оз. Сестрорецкий Разлив, МО "Сестрорецк", Тарховский лесопарк, парковые дорожки, МО Смолячково, лесные массивы между ДОЛ "Юный строитель", "Солнечное", "Лига", МО Смолячково, вдоль лес. дорожки по границе с ДОК "Буревестник", Смолячково, муниципальный парк.
Не согласившись с указным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворил заявленные требования и признал недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 27.06.2022 N 78-04-05/27-106-2022.
Выслушав мнение представителей Управления и Учреждения, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
На основании положений статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Управление является уполномоченным органом по проведению проверок, а также выдаче предписаний при выявлении нарушений требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу положений Закона N 52-ФЗ обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абзац 2 статьи 1 Закона N 52-ФЗ).
Согласно абзацу 2 статьи 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как установлено пунктом 1 СанПиН 3.3686-21, настоящие санитарные правила и нормы разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 986 СанПИн 3.3686-21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, юридические лица и индивидуальные предприниматели с целью предупреждения случаев заболевания людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, проводят:
расчистку и благоустройство территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных баз и организаций, мест массового отдыха и пребывания населения, а также прилегающих к ней территорий на расстоянии не менее 50 метров;
энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после (в том числе на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха);
противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения, а также прилегающих к ним территорий на расстоянии не менее 50 метров;
дератизационные мероприятия против диких мелких млекопитающих на расчищенных территориях осенью и весной (в том числе по периметру оздоровительных организаций и баз отдыха);
обеспечение профессиональных групп риска средствами индивидуальной защиты (специальными инсектоакарицидными и репеллентными аэрозолями для обработки одежды и защитной одеждой);
ежегодно составляют списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против КВЭ, туляремии, и лихорадки Ку, обеспечивают явку работающих для ее проведения в медицинские организации. Не допускают людей к работе в природном очаге без предварительной вакцинации;
осуществляют информационно-разъяснительную работу с населением, обучают профилактике природно-очаговых инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
Пункт 1001 СанПИн 3.3686-21 определяет, что юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обеспечивается:
уход и удовлетворительное санитарное содержание территории организации, включающее стрижку газонов, уборку листвы и сухой травы, сухостоя, хозяйственного и бытового мусора. Территория считается благоустроенной при отсутствии павшей листвы и сухой травы, веток, валежника, сухостоя, твердых коммунальных отходов (за исключением специально отведенных мест для их временного хранения и утилизации);
расчистка прилегающих территорий от мусора, валежника, сухостоя в радиусе 50 - 100 м вокруг принадлежащего им участка;
ограждение территории организации забором, полосой зеленых насаждений или другим естественным способом по периметру. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий;
организация и проведение акарицидных обработок на принадлежащей им территории за 7 календарных дней до открытия (заезда людей), создавая ширину барьера не менее 50 м по периметру ограждения (для руководителей и членов СНТ обработки проводятся по эпидемическим показаниям). При наличии эпидемиологических показаний (регистрация случаев присасывания клещей, заболевания инфекциями, передающимися клещами, на принадлежащей им территории) обработку необходимо повторить с последующей оценкой эффективности проведенных работ;
проведение профилактических прививок против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, и обеспечение средствами индивидуальной защиты для работников, по виду деятельности или роду занятий связанных с пребыванием в природных биотопах, в том числе лицам, занятым в сельскохозяйственной, гидромелиоративной, строительной, заготовительной, промысловой, геологической, изыскательской, экспедиционной, дератизационной, дезинсекционной, лесозаготовительной, лесоустроительной, озеленительной деятельности, а также деятельности по выемке и перемещению грунта, в зонах отдыха и оздоровления населения.
Из пункта 3379 СанПИн 3.3686-21 следует, что с целью предупреждения заболеваемости паразитарными болезнями, передающимися через укусы насекомых и клещей, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводится комплекс профилактических мероприятий:
благоустройство парков, скверов, кладбищ, территорий оздоровительных организаций, иных мест массового пребывания людей;
акарицидная обработка территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, баз отдыха, включая домашних и сельскохозяйственных животных;
дератизационные мероприятия с целью снижения численности прокормителей клещей (диких грызунов) на расчищенных территориях;
дезинсекционные профилактические (противоэпидемические) мероприятия с целью снижения численности кровососущих насекомых, с учетом результатов энтомологического мониторинга, в том числе в местах формирования очагов трансмиссивных болезней (водоемов вблизи населенных пунктов и рекреационной зоне, территорий выгула и содержания собак, в жилых и нежилых помещениях и других);
обработка инсектоакарицидными препаратами широкого спектра действия собак и кошек;
обучение населения методам индивидуальной защиты человека и домашних животных от кровососущих насекомых и клещей.
В соответствии с пунктом 1681 СанПИн 3.3686-21 истребление клещей в природных биотопах с помощью акарицидных (инсектоакарицидных) средств проводят по эпидемиологическим показаниям на участках высокого риска заболевания людей КВЭ на территориях социальнозначимых объектов (школьные лагеря, санатории, базы отдыха, кладбища и иные), мест хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей и иные), а также на участках не менее 50 м прилегающих к ним территорий.
В соответствии с положениями Лесохозяйственного регламента Курортного лесопарка Санкт - Петербурга, являющегося приложением к распоряжению Комитета по благоустройству Санкт - Петербурга от 14.07.2017 N 173-р, основными принципами, на которых основываются лесное законодательство России и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Соблюдение требований санитарно - эпидемиологического законодательства, в том числе п.п. 986, 1001, 3379, 1681 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-2021 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", является необходимым условием, для надлежащего осуществления рекреационной деятельности, как основного вида деятельности СПб ГКУ "Курортный лесопарк", направленного на достижение целей, предусмотренных Уставом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, чьи полномочия реализует СПб ГКУ "Курортный лесопарк" отсутствуют полномочия и правовые основания в расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга по целевой статье "Расходы на содержание Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Курортный лесопарк" на проведение акарицидных обработок территорий городских лесов Санкт-Петербурга, а так же ввиду того, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2020 N 549-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Администрациям ряда районов Санкт-Петербурга выделены денежные средства по целевой статье "Расходы на проведение акарицидных и ларвицидных обработок территорий и водоемов Санкт-Петербурга".
Вместе с тем, отсутствие бюджетных средств, не исключает наличие обязанности у Учреждения проведения противоэпидемических мероприятий.
В силу пункта 2.3 Устава СПб ГКУ "Курортный лесопарк", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 31.08.2011 N 1957-р, для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществление рекреационной деятельности.
Согласно стандарту отрасли ОСТ 56-100-95 "Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы", утвержденному приказом Рослесхоза от 20.07.1995 N 114, под Лесной рекреацией понимается пребывание людей на землях лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях.
Судом первой инстанции не было принято во внимание, что между Учреждением (заказчик) и ИП Коршуновым Д.А (исполнитель) был заключен государственный контракт N 15 от 15.04.2019, по условиям которого заказчик, действующий от имени Санкт-Петербурга, поручал, а исполнитель принимал на себя обязательство по выполнению работ по акарицидной обработке лесных площадей от иксодового клеща.
Кроме того суд первой инстанции не принял во внимание письмо Администрации Курортного района Санкт-Петербурга от 08.12.2022 исх. N 01-28-3395/22-0-0 из которого следует, что Администрация Курортного района Санкт-Петербурга ежегодно в соответствии с утвержденной адресной программой лаврицидных и акарицидных обработок проводит акарицидные обработки территорий общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением территорий находящихся в ведении других исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и третьих лиц.
В свою очередь письма Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 20.10.2021 исх. N 01-29-1005/21 и от 21.11.2022 исх. N 01-10-12697/22-0-0 не содержат мотивированного обоснования отсутствия в полномочиях Учреждения обязанности по проведению акарицидных и лаврицидных обработок.
Из указанных писем следует, что к задачам Администрации района относится проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах, в том числе, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, ей выделены денежные средства по целевой статье "Расходы на проведение акарицидных и ларвицидных обработок территорий и водоемов Санкт-Петербурга".
Таким образом, поскольку территории, указанные в оспариваемом предписании отнесены к ведению СПб ГКУ "Курортный лесопарк", в целях надлежащего осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, Учреждению надлежит осуществлять противоэпидемические мероприятия путем проведения акарицидных и ларвицидных обработок.
Уставом п. 2.3.5 предусмотрено осуществление правил санитарной безопасности в леса, что по мнению суда апелляционной инстанции относится как раз к соблюдению требований санитарно - эпидемиологического законодательства, в том числе п.п. 986, 1001, 3379, 1681 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-2021 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", что является необходимым условием, для надлежащего осуществления рекреационной деятельности, как основного вида деятельности СПб ГКУ "Курортный лесопарк", направленного на достижение целей, предусмотренных Уставом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 27.06.2022 N 78-04-05/27-106-2022 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, в связи, с чем решение суда от 10.01.2023 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2023 по делу N А56-73618/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73618/2022
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА