г. Воронеж |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А64-8168/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А,
при участии:
от акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тамбова": Жеребятьевой Н.Н. -представителя по доверенности N 6 от 11.01.2023, предъявлены диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция" и паспорт гражданина РФ, Чернышева И.А. - представителя по доверенности от 21.11.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от публичного акционерного общества "Россети Центр":
Ульянова А.А. -представителя по доверенности N Д-ТБ/7 от 31.01.2023, предъявлены диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция" и паспорт гражданина РФ,
от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования - город Тамбов Тамбовской области в лице администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "СлавянСтрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СлавянСтрой" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021 по иску акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Тамбова" (ОГРН 1146829007841, ИНН 6829105020) к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), обществу с ограниченной ответственностью "СлавянСтрой" (ОГРН 1113123003542, ИНН 3123228160) о взыскании убытков в размере 456 176 руб. 20 коп.,
третьи лица: комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области, муниципальное образование - город Тамбов Тамбовской области в лице администрации города Тамбова,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Тамбова" (далее - АО "ОРЭС-Тамбов", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр"), обществу с ограниченной ответственностью "СлавянСтрой" (далее - ООО "СлавянСтрой") о взыскании убытков в размере 1 284 923 руб. 34 коп. (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области, муниципальное образование - город Тамбов Тамбовской области в лице администрации города Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021 с ООО "СлавянСтрой" в пользу АО "ОРЭС-Тамбов" взысканы убытки в размере 324 084 руб. 03 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СлавянСтрой" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
АО "ОРЭС-Тамбов", ПАО "Россети Центр" представлены отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что общества считают обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО "ОРЭС-Тамбов", ПАО "Россети Центр" возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав объяснения представителей АО "ОРЭС-Тамбов", ПАО "Россети Центр", арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СлавянСтрой" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 15.07.2021 при проведении земляных работ была повреждена кабельная линия 6кВ П/ст4ф43-РП12яч5 по ул. Советской г. Тамбова в районе П/ст4 координаты: 52,762569, 41, 43824, вследствие чего из работы вышли еще 4 кабельные линии 6кВ: РП18-РП8, РП8-РП25, ТП360-ТП488, ТП360-ТП0273.
Указанные обстоятельства изложены в акте о нарушении правил охраны электрических сетей.
Согласно данному акту земляные работы в охранной зоне существующих электрических кабелей производились механизмом без уточнения трассы электрических кабелей, без согласования и письменного разрешения с АО "ОРЭС-Тамбов". Количество повреждений на вышедшей из работы КЛ 6кВ П/ст4ф43-РП12яч5; РП18-РП8, РП8-РП25, ТП360-ТП488, ТП360-ТП0273 по ул. Советской в районе П/ст4 будет установлено при его дальнейшем диагностировании в процессе восстановления.
В качестве нарушителя в акте о нарушении правил охраны электрических сетей указан Путинцев Ю.А. - начальник участка Тамбов-Энерго филиал ПАО "МРСК Центр".
В своих пояснениях, изложенных в акте, Путинцев Ю.А. указал, что при проведении работ на ВЛ110 кВ Котовская ТЭЦ2 - Тамбовская N 4 I.II цепь с отп на земляные опоры 3/3 подрядной организацией ООО "СлавянСтрой" был поврежден подземный кабель, находящийся на расстоянии менее 60 см от основной опоры на глубине около 2 м, количество повреждений визуально определить нет возможности, информационные знаки обозначения прохождения кабельной линии в охранной зоне ВЛ110кВ Котовская ТЭЦ2 - Тамбовская N 4 I.II цепь с отп в N 1-8 отсутствуют.
По факту указанной аварии постановлением Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 05.08.2021 N ТЗ/193-409 к административной ответственности по части 2 статьи 9.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Повреждение электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт" привлечено должностное лицо - начальник участка СЛЭП УВС филиала ПАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" Путинцев Ю.А.
Как указано истцом, поврежденные кабельные линии 6кВ ПС-4ф.43 - РП-12 яч.5 и 6кВ РП-8яч.6 - РП-18 яч.14 были восстановлены силами и средствами АО "ОРЭС-Тамбов" на сумму 1 284 923 руб. 34 коп., в том числе 1 036 234 руб. 27 коп. - затраты на восстановление 6кВ РП-8яч.6 - РП-18 яч.14, 248 689 руб. 07 коп. - затраты на восстановление 6кВ ПС-4ф.43 - РП-12 яч.5.
В связи с указанными обстоятельствами, ссылаясь на то, что ответчики являются причинителями вреда в отношении кабельной линии 6кВ П/ст4ф43-РП12яч5 и, как следствие, кабельной линии 6кВ РП-8яч.6 - РП-18 яч.14, АО "ОРЭС-Тамбов" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим.
По правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Спорные правоотношения возникли вследствие повреждения 15.07.2021 кабельных линий 6кВ ПС-4ф.43 - РП-12 яч.5 и 6кВ РП-8яч.6 - РП-18 яч.14
Принадлежность АО "ОРЭС-Тамбов" спорных кабельных линии (на праве аренды) в процессе рассмотрения спора не оспаривалась, подтверждена пояснениями Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова Тамбовской области, а также договором аренды от 07.10.2005 N 3.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает охранные зоны для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", которые определяют особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства (пункты 1, 2 Правил).
В силу пункта 2 Правил N 160 в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 160 в охранных зонах электрических сетей запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Во избежание повреждений действующих подземных коммуникаций, лица, ответственные за производство работ, обязаны принимать меры по предупреждению повреждений и обеспечению их сохранности, а именно работы должны производиться после получения соответствующего разрешения эксплуатирующей организации, с получением схемы размещения и глубины залегания кабеля (пункт 2.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, пункт 5.8.18 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229.
Согласно пункту 2.4.24 Правил N 6 перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие) кабельной линии под надзором электротехнического персонала эксплуатирующей организации, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания. Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами.
Пунктом 2.4.26 Правил N 6 установлено, что производство раскопок землеройными машинами на расстоянии ближе 1 м от кабеля, а также использование отбойных молотков, ломов и кирок для рыхления грунта над кабелями на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта менее 0,3 м, не допускается. Применение ударных и вибропогружных механизмов разрешается на расстоянии не менее 5 м от кабелей.
В соответствии с п. 37.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н, земляные работы на территории организаций, населенных пунктов, а также в охранных зонах подземных коммуникаций (электрокабели, кабели связи, газопроводы) должны начинаться только после получения письменного разрешения руководства организации, местного органа власти и владельца этих коммуникаций (соответственно). К разрешению должен быть приложен план (схема) размещения и глубины заложения коммуникаций (далее - план коммуникаций). Местонахождение подземных коммуникаций должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ.
При обнаружении не отмеченных на планах коммуникаций кабелей, трубопроводов, подземных сооружений, а также боеприпасов земляные работы следует прекратить до выяснения их принадлежности и получения разрешения от соответствующих организаций на продолжение работ (п. 37.2 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок).
Согласно пункту 37.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок запрещается проведение землеройных работ машинами на расстоянии менее 1 м, а механизмов ударного действия - менее 5 м от трассы кабеля, если эти работы не связаны с раскопкой кабеля.
Применение землеройных машин, отбойных молотков, ломов и кирок для рыхления грунта над кабелем разрешается производить на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта не менее 30 см. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами.
Перед началом раскопок КЛ должно быть произведено контрольное вскрытие линии под надзором персонала организации - владельца КЛ.
В соответствии со статьей 35 Правил благоустройства территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 N 139, работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (строительство, реконструкция или капитальный ремонт (ремонт) подземных коммуникаций и сооружений, забивка свай и шпунта, буровые работы), производятся только при наличии письменного разрешения на осуществление земляных работ.
Разрешение на осуществление земляных работ предоставляется юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, обратившимся за его получением (далее - заявители). От имени заявителей за предоставлением разрешения имеют право обратиться их уполномоченные представители.
Согласование проектной документации с уполномоченным органом администрации города, а также согласование осуществления земляных работ на участках улично-дорожной сети и на участках общественных территорий города Тамбова, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными муниципальными учреждениями администрации города, осуществляется уполномоченной организацией в рамках межведомственного взаимодействия. Согласование осуществления земляных работ с владельцами подземных коммуникаций, находящихся на земельном участке, и землепользователями осуществляет заявитель.
Разрешение на осуществление земляных работ должно находиться на месте работ и предъявляться производителем работ по первому требованию работников правоохранительных органов, работников уполномоченной организации и администрации города, контролирующих осуществление земляных работ.
Согласно статье 36 Правил благоустройства территории городского округа - город Тамбов юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие земляные работы (далее - производитель работ), должны не позднее чем за 3 рабочих дня вызвать на место работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а при их отсутствии - представителей организаций, согласовавших документацию.
Совместно с представителями эксплуатирующих организаций на месте определяется (шурфованием или иным способом), обозначается на местности и наносится на рабочие чертежи фактическое положение действующих подземных коммуникаций и сооружений.
В случаях отсутствия, утраты или недостаточной полноты и точности имеющихся материалов исполнительной съемки производителем работ дополнительно выполняется съемка существующих подземных коммуникаций.
В нарушение указанных требований работы в охранной зоне существующих электрических кабелей производились механизмом (согласно имеющимся фотографиям экскаватором) без уточнения трассы электрических кабелей шурфом, без согласования и письменного разрешения с АО "ОРЭС-Тамбов", а также в отсутствие надлежащим образом полученного разрешения на земляные работы.
Как следует из объяснений истца, исходя из записей оперативного журнала АО "ОРЭС-Тамбов" время порыва кабеля и отключение фидеров совпадает, 11 час. 25 мин., что свидетельствует о механическом воздействии на кабельную линию 6 кВ ПС-4 ф.43 - РП-12 яч.5 в городе Тамбове по ул. Советской в районе ПС N 4 220/110/6 кВ, явившееся причиной выхода из строя кабельной линии б кВ РП-8 яч.6 - РП-18 яч. 14.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанных правовых норм, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать совокупность следующих элементов: факт нарушения обязательств по договору со стороны ответчика, наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер понесенных истцом убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу статьи 1079 ГК РФ вина владельца источника повышенной опасности (в данном случае электрических сетей) презюмируется.
22.03.2021 ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" (заказчик) и ООО "СлавянСтрой" (подрядчик) заключен договор N 68/00922/21 на выполнение работ, согласно условиям которого подрядчик обязался выполнить в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (приложение N 1 к договору) утвержденной сметой (приложение N 2 к договору) на свой риск собственными силами или привлеченными силами и средствами в установленный договором срок с использованием собственного материала, а заказчик обязался принять и оплатить результат следующей работы: капитальный ремонт ВЛ 110 кВ Котовская ТЭЦ 2 - Тамбовская N 4 I и II цепь с отпайками (инв. N 14344/10) для нужд ПАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора подрядчик обязан выполнить в соответствии с утвержденными заказчиком техническим заданием и сметой все работы в объеме и сроки, предусмотренные в договоре и приложениях к нему, и сдать результат работ заказчику в состоянии, пригодном для его нормальной эксплуатации (подпункт 3.3.1); производить работы в полном соответствии со сметой и условиями договора (подпункт 3.3.2); соблюдать установленную технологию выполнения работ, производить работы в строгом соответствии с согласованной заказчиком технической документацией (проектом производства работ (ППР), технологическими картами) (подпункт 3.3.3); соблюдать действующие правила и нормы охраны труда, правила санитарии и пожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, установленные заказчиком, заботиться о безопасности всех лиц, уполномоченных находиться месте производства работ (подпункт 3.3.16); обеспечивать безопасность технологии выполнения работ всеми членами бригады (подпункт 3.3.18); принимать меры по устранению нарушений требований безопасности при производстве работ бригадой на объекте (подпункт 3.3.19); предпринять все меры для обеспечения эффективной защиты и предотвращения нанесения ущерба существующим промышленным объектам, сетям электроснабжения, связи и прочим коммуникациям, покрытиям дорог и другим сооружениям, а также вреда, причиненного окружающей среде. Нести расходы по ремонту и восстановлению поврежденного во время выполнения работ имущества, окружающей среды и т.п. (подпункт 3.3.26).
Согласно пункту 5.1. договора подрядчик обязан гарантировать соответствие выполненной работы требованиям нормативно-технической документации и нормативно-правовых актов, технологических карт.
В случае ненадлежащего выполнения работ подрядчик не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением (пункт 5.7. договора).
В случае нарушения требований по охране труда, пожарной безопасности и санитарных правил, допущенного по вине подрядчика и повлекшего за собой причинение убытков заказчику или третьим лицам, подрядчик возмещает причиненные убытки в полном объеме (подпункт 6.6.4 договора).
Установив, что фактическим исполнителем земляных работ являлось ООО "СлавянСтрой", в результате действий которого произошло повреждение спорных кабелей, в отсутствие доказательств нарушения ПАО "Россети Центр" как заказчиком организационных моментов при выполнении работ, как и непосредственного совершения действий по повреждению кабельных линий, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении ответственности по возмещению убытков на ООО "СлавянСтрой".
Вместе с тем АО "ОРЭС-Тамбов" как владелец спорных кабельных линий в нарушение пункта 2.4.27 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, и пункта 5.8.20 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, не уведомил о месте залегания спорного кабеля, что позволило суду первой инстанции установить в действиях истца признаки грубой неосторожности, способствовавшей причинению вреда.
С учетом положений статьи 404 и пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, исходя из критериев разумности и справедливости, суд первой инстанции уменьшил размер ответственности ООО "СлавянСтрой" за повреждение имущества истца, распределив размер убытков истца между сторонами в равных долях.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Проверив представленный истцом расчет убытков на сумму 1 284 923 руб. 34 коп. (1 036 234 руб. 27 коп. - затраты на восстановление 6кВ РП-8яч.6 - РП-18 яч.14, 248 689 руб. 07 коп. - затраты на восстановление 6кВ ПС-4ф.43 - РП-12 яч.5), арбитражный суд области скорректировал его путем исключения суммы рентабельности в размере 178 461 руб. 58 коп., суммы общеэксплуатационных расходов в размере 244 139 руб. 81 коп., а также суммы налога на добавленную стоимость в размере 214 153 руб. 89 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО "СлавянСтрой" ссылалось на то, что при проведении работ не были обнаружены таблички с информацией о прохождении кабеля или иные опознавательных знаков. Зная о том, что минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхности земли, ООО "СлавянСтрой" не предполагало, что данное правило будет нарушено истцом и что кабель будет проходить менее чем в 1 метре от демонтированной опоры, принадлежащей ПАО "РоссетиЦентр"-"Тамбовэнерго".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 37.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н, земляные работы на территории организаций, населенных пунктов, а также в охранных зонах подземных коммуникаций (электрокабели, кабели связи, газопроводы) должны начинаться только после получения письменного разрешения руководства организации, местного органа власти и владельца этих коммуникаций (соответственно). К разрешению должен быть приложен план (схема) размещения и глубины заложения коммуникаций (далее - план коммуникаций).
При обнаружении не отмеченных на планах коммуникаций кабелей, трубопроводов, подземных сооружений, а также боеприпасов земляные работы следует прекратить до выяснения их принадлежности и получения разрешения от соответствующих организаций на продолжение работ (пункт 37.2 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок).
В нарушение указанных требований работы в охранной зоне существующих электрических кабелей производились механизмом (согласно имеющимся фотографиям экскаватором) без уточнения трассы электрических кабелей шурфом без согласования и письменного разрешения с АО "ОРЭС-Тамбов", а также в отсутствие надлежащим образом полученного разрешения на земляные работы.
Таким образом, заявитель жалобы, не проявив должную степень заботливости и осмотрительности в получении информации о коммуникациях, в том числе кабельной линии, проложенной в районе проведения земляных работ, и их собственниках, взял на себя риск наступления неблагоприятных последствии своего противоправного поведения.
Отсутствие сведений об уведомлении АО "ОРЭС-Тамбов" о месте залегания спорного кабеля вопреки утверждению ООО "СлавянСтрой" послужило основанием для применения пункта 1 статьи 404 ГК РФ, уменьшив размер взыскиваемых убытков в два раза, однако не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности при наличии вины в виде непринятия необходимых мер для обеспечения эффективной защиты и предотвращения нанесения ущерба существующим сетям электроснабжения.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2022 по делу N А64-8168/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СлавянСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8168/2021
Истец: АО "ОРЭС - Тамбов"
Ответчик: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Третье лицо: - город Тамбов Тамбовской области в лице администрации города Тамбова Тамбовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова, Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, ООО "СлавянСтрой", 19 Арбитражный апелляционный суд, Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Тамбовской области