город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2023 г. |
дело N А32-9973/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Попов А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Кисиль Е.А. по доверенности от 11.01.2022;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2022 по делу N А32-9973/2022
по иску публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН: 7736050003,
ОГРН: 1027700070518)
к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090540,
ОГРН: 1042304982510)
о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 1 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 06.12.2021 N КУВД-001/2021- 6542843/8; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 1 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе;
- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 2 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 08.12.2021 N КУВД-001/2021- 6983551/8; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 2 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе;
- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 3 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 20.12.2021 N КУВД-001/2021- 7895585/7; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N3 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе;
- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 4 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 10.12.2021 N КУВД-001/2021- 7899149/9; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 4 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе;
- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Антенная опора ОРС-4 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 06.12.2021 N КУВД-001/2021- 6202176/7; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение "Антенная опора ОРС-4 ГРС Северная", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе;
- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 3 газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода ДжубгаЛазаревское-Сочи до Туапсинского НПЗ", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе, от 20.12.2021 N КУВД-001/2021-8570196; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права ПАО "Газпром" на сооружение Молниеприемник N 3 газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи до Туапсинского НПЗ", расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2022 в иске отказано.
Публичное акционерное общество "Газпром" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о том, что все документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права были предоставлены Заявителем изначально, при подаче заявлений, в том числе были представлены технические планы от 20.02.2017, подготовленные кадастровым инженером Бородовицыной О.А. Суд при вынесении решения не дал оценку доводу о том, что представление технических планов 2017 года, подготовленных кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в предыдущей версии XML-схемы (версия 3) и их загрузка в виде электронного XML-документа в указанной версии невозможно в связи с тем, что технические планы в указанной версии XML-схемы (2017 года) не соответствуют вышеуказанным требованиям Приказа N П/0163; их загрузка в ЕГРН и считывание данных XML-документа в предыдущей версии XML-схемы (2017 года) невозможно. Как указал заявитель, суд также не учел, что представление Заявителем технических планов 2017 года, без технических планов 2021 года, в новой версии XML-схемы (версия 6) являлось бы безусловным основанием для возвращения без рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона. Кроме того, заявитель указал, что не является предметом правовой экспертизы проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в том числе даты подготовки технических планов. Также, ссылаясь на письмо, от 14.11.2022 N 14-9961-ТГ/22 общество указало, что расхождение в датах подготовки технического плана, выражающиеся в несоответствии даты подготовки технического плана, прилагаемого к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, и даты указанной в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, при представлении такого разрешения и технического плана с соответствующим заявлением не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации уполномоченным органом.
Возражая относительно выводов суда первой инстанции, истец указал, что в расписках от 24.02.2021 PVD-0153/2021-9046-1 (регистрационное дело N КУВД - 001/2021-6542843 по заявлению 1); от 26.02.2021 N pvd-0153/2021-9737-1 (регистрационное дело N кувд-001/2021/6983551 по заявлению 2); от 04.03.2021 N pvd-0153/2021-10972-1 (регистрационное дело N кувд-001/2021/7895585 по заявлению 3); от 04.03.2021 N pvd-0153/2021-10977-1 (регистрационное дело N кувд-001/2021/7899149 по заявлению 4); от 19.02.2021 N pvd-0153/2021-8562-1 (регистрационное дело N кувд-001/2021/6202176 по заявлению 5); имеется указание на представление нотариально заверенной копии Разрешения на ввод представлена в деле КУВД-001/2021-6195529 по ранее поданному заявлению от 19.02.2021). В расписке от 10.03.2021 N PVD-0153/2021-11878-1 (регистрационное дело N КУВД-001/2021/8570196 по заявлению 6) присутствует указание на представление разрешения на ввод в перечне документов (пункт 4). При указанных обстоятельствах ПАО "Газпром" требование о представлении Разрешения на ввод совместно с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации было выполнено. Доступ к указанным документам у Управления Росреестра был. Также, как указал заявитель, в оспариваемых отказах Управления Росреестра отсутствует какое-либо указание на несоответствие технических планов, представленных заявителем совместно с заявлениями, требованиям к их форме и содержанию, установленных Федеральным законом или иными правовыми актами, в том числе требованиям Приказа N 953 и Приказа N П/0163. Принимая решения о приостановлении регистрационных действий, Управление Росреестра также ни в одном из уведомлений не указало о выявленных несоответствиях в форме и содержании Технических планов.
Также истец приводит доводы о том, что вопрос о наличие прав ПАО "Газпром" в отношении спорных земельных участков уже был предметом рассмотрения судов и получил всестороннюю и полную оценку в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2022 по делу N А32-40704/2021; решении Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 по делу N А32-41540/2017 (вступившие в законную силу). Кроме того, как указал истец, судом не принято во внимание, что даже истечение срока действия договора аренды на момент ввода объекта в эксплуатацию не свидетельствует об отсутствии у лица правоустанавливающих документов на земельный участок и не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права на объект недвижимости.
Общество указало, что возможность внесения изменений в разрешение на ввод появилась после вступления в силу 06.12.2021 Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнившего статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации частями 5.1 - 5.3, устанавливающими правовой механизм внесения изменений, в разрешение на ввод в случае если содержание технического плана, требует внесения изменений в выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. В период приостановки Управлением Росреестра государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Сооружения до момента вынесения оспариваемых отказов указанный правовой механизм не мог быть использован заявителем, в частности до 06.12.2021.
Истец также приводит доводы о том, что, разрешая указанный спор, суд должен был руководствоваться частью 1 статьи 194 ГК РФ, устанавливающей правило о совершении действия до двадцати четырех часов последнего дня срока, указал, что решения Управлением Росреестра об отказе в государственной регистрации права вынесено досрочно.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-6542843 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности общества на сооружение "Молниеприемник" N 1 ГРС Северная" (далее - Сооружение 1), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 1).
К Заявлению 1 были приложены: технический план объекта недвижимости от 08.02.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В. (далее - Технический план); доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; платежное поручение от 05.02.2020 N 5232 с указанием на то, что основной пакет документов находится в деле N КУВД-001/2021-6195529 (подано 19.02.2021 для регистрации права собственности ПАО "Газпром" на иные сооружения, перечисленные в Разрешении на ввод).
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 1, со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 09.06.2021 (Уведомление от 09.03.2021). На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закон о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 06.12.2021 (Уведомление от 04.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов; Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; Договор субаренды N 48-0404-002; платежное поручение от 22.05.2018 N 14760; письмо от 29.01.2018 N 4; решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 N А32-41540/2017. Технические планы от 15.03.2021, 11.08.2021, подготовленные кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа были представлены без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 06.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на части 1 и 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости, части 10, 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 1 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
2. 26.02.2021 в Управление Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-6983551 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 2 ГРС Северная" (далее - Сооружение 2), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 2).
К Заявлению 2 были приложены: Технический план; доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; платежное поручение от 05.02.2020 N 5238, с указанием на то, что основной пакет документов находится в деле N КУВД-001/2021-6195529.
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 2, со ссылкой на пункты 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 11.06.2021 (Уведомление от 11.03.2021). На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 08.12.2021 (Уведомление от 09.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов; Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; Договор субаренды N 48-0404-002; платежное поручение от 22.05.2018 N 14760; письмо от 29.01.2018 N 4; решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 N А32-41540/2017. Технические планы от 15.03.2021, 11.08.2021, подготовленные кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа были представлены без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 08.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на статью 40 Закона о регистрации недвижимости сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 2 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
3. 04.03.2021 в Управление Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-7895585 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 3 ГРС Северная" (далее - Сооружение 3), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 3).
К Заявлению 3 были приложены: Технический план; доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; платежное поручение от 05.02.2020 N 5246, с указанием на то, что основной пакет документов находится в деле КУВД-001/2021-6195529.
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 3, со ссылкой на пункты 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 17.06.2021 (Уведомление от 17.03.2021). На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 17.12.2021 (Уведомление от 17.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4, Решение N А32-41540/2017. Технический план от 11.08.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа был представлен без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 20.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на часть 1 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 3 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
4. 04.03.2021 в Управление Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-7899149 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 4 ГРС Северная" (далее - Сооружение 4), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 4).
К Заявлению 4 были приложены: Технический план; доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; платежное поручение от 05.02.2020 N 5247, с указанием на то, что основной пакет находится в деле N КУВД-001/2021-6195529.
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 4, со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 17.06.2021 (Уведомление от 17.03.2021). На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 10.12.2021 (Уведомление от 10.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4, Решение N А32-41540/2017. Технический план от 11.08.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа был представлен без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 10.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 26 и часть 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 4 в связи с: непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
5. 19.02.2021 в Управление Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-6202176 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Антенная опора ОРС-4 ГРС Северная" (далее - Сооружение 5), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 5).
К Заявлению 5 были приложены: Технический план; доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; платежное поручение от 05.02.2020 N 5230, с указанием на то, что основной пакет документов находится в деле КУВД-001/2021-6195529.
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 5, со ссылкой на пункты 5, 7, 23 и 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 04.06.2021 (Уведомление от 04.03.2021). На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 06.12.2021 (Уведомление от 04.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4, Решение N А32-41540/2017. Технический план от 11.08.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа был представлен без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 06.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на часть 1 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 5 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
6. 10.03.2021 в Управление Росреестра представителем ПАО "Газпром" было подано заявление N КУВД-001/2021-8570196 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на сооружение "Молниеприемник N 1 газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи до Туапсинского НПЗ" (далее - Сооружение 6), расположенное в Краснодарском крае, Туапсинский р-он, г. Туапсе (далее - Заявление 6).
К Заявлению 6 были приложены: Технический план объекта недвижимости от 16.02.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В., без Технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в форме электронного документа в виде XML-документа; доверенность от 21.01.2020 N ГП-783; Разрешение на ввод; справка от 10.03.2021; договор аренды от 03.12.2013 N 5100008323; расчет арендной платы от 31.12.2018; платежное поручение от 19.08.2019 N 2507; платежное поручение от 29.05.2020 N 19706.
Управлением Росреестра по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с Заявлением 6, со ссылкой на пункты 7 и 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 22.06.2021 (Уведомление от 22.03.2021).
На основании заявления ПАО "Газпром" в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены Управлением Росреестра до 20.12.2021 (Уведомление от 18.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий, ПАО "Газпром" были представлены, в том числе: заявления о представлении дополнительных документов; Решение N А32-41540/2017. Технический план от 07.08.2021, подготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В., с приложением сканированной копии технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленного кадастровым инженером Бородовицыной О.А., в виде PDF-документа был представлен без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в разных пакетах документов, разными заявками), которое является обязательным приложением для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В уведомлении от 20.12.2021 Управление Росреестра со ссылкой на части 1 и 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости, части 10, 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации сообщило об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на Сооружение 6 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав ПАО "Газпром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202002:269.
Полагая, что вышеуказанные отказы Управления Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на Сооружения является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействием), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничение таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
При этом государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 Закона. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления, государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев (части 1, 2 статьи 30 Закона о регистрации).
В рассматриваемом случае отказы Управления Росреестра в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" согласно содержанию уведомлений мотивированы непредставлением документов, свидетельствующих о том, что объекты недвижимости (сооружения) возведены на принадлежащих заявителю земельных участках (отсутствие государственной регистрации права на земельные участки); непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Материалами дела подтверждается, что заявитель при обращении в Управление Росреестра с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2018 N 23-53-1056-2018, технические планы 2021 года, подготовленные кадастровым инженером Башкатовым В.В., совместно с техническими планами от 20.02.2017, подготовленными кадастровым инженером Бородовицыной О.А.
Указанные технические планы в PDF формате были включены в состав приложений к техническим планам.
Необходимость изготавливать технический план на сооружение в 2021 году (в новой версии XML-схемы (версия 6) и прикладывать к нему технический план на это же сооружение от 20.02.2017, вызвана особенностями работы программного обеспечения Росреестра для работы с техническими планами, а также требованиями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Приказ N 953) (действовавшего в спорный период) и Приказа Росреестра от 25.04.2019 N П/0163 (далее - Приказ N П/0163). В соответствии с Приказом N П/0163 XML-файл документа должен соответствовать XML-схеме TP_v06.xsd и представляться в кодировке Unicode (UTF-8). Номер версии схемы - 06 (раздел 1 "Общие положения").
Суд первой инстанции при вынесении решения ошибочно не учел, что представление технических планов 2017 года в предыдущей версии XML- схемы (версия 3) и их загрузка в виде электронного XML-документа в указанной версии не представляется возможным в связи с тем, что технические планы в указанной версии XML-схемы (2017 года) не соответствуют вышеуказанным требованиям Приказа N П/0163; их загрузка в ЕГРН и считывание данных XML- документа в предыдущей версии XML-схемы (2017 года) невозможны.
В свою очередь представление заявителем технических планов 2017 года, без технических планов 2021 года, в новой версии XML-схемы (версия 6) являлось бы безусловным основанием для возвращения без рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона 218-ФЗ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частями 13 и 14 статьи 40 Закона 218-ФЗ установлены пределы правовой экспертизы представляемых документов, в частности сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии)" (в редакции, действовавшей в спорный период).
Проверять соответствие иных сведений, указанных в техническом плане, разрешению на ввод, государственный регистратор не уполномочен в силу закона.
Принимать решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также последующее решение об отказе в их осуществлении, государственный регистратор имеет право только при не совпадении характеристик, указанных в части 14 статьи 40 Закона 218-ФЗ.
Таким образом, не является предметом правовой экспертизы проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в том числе даты подготовки технических планов.
Проанализировав отказы Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные отказы не содержат указание в чем именно заключалось несоблюдение требований, указанных нормативных правовых актов, по каким основаниям регистрирующий орган пришел к выводу о том, что представленное разрешение на ввод с приложением технических планов не являются документами, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае Управлением Росреестра в нарушение части 14 статьи 40 Закона N 218-ФЗ не соблюдены пределы правовой экспертизы представленных заявителем документов для осуществления учетно-регистрационных действий.
Так, выводы о том, что заявителем не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию по установленной форме, то есть с представлением технического плана от 20.02.2017 признаются несостоятельными, противоречащими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи (в редакции, действовавшей в спорный период).
Из части 2 указанной статьи Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации государственной регистрации не подлежат договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год.
Пунктом 2 статьи 621 ГК РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Договор аренды, возобновленный в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок после окончания основного срока при отсутствии возражений сторон не подлежит государственной регистрации (пункт 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2002 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), так как государственной регистрации подлежит договор аренды, заключенный на срок более одного года.
Материалами дела подтверждается, что для осуществления регистрационных действий заявителем представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, в границах которых расположены спорные сооружения, подтверждающие наличие прав ПАО "Газпром" как на период строительства (реконструкции) объекта, так и на момент получения разрешения, на ввод: договор субаренды от 23.12.2015 N 48-0404-002 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р/н, с/п "Георгиевское", предназначенный для строительства объекта "Газопровод - отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ", сроком действия до 31.07.2016. Договор субаренды N 48-0404-002 был заключен на срок до одного года, поэтому он не подлежал государственной регистрации.
Поскольку Сооружения 1-5 введены в эксплуатацию в составе объекта на основании Разрешения на ввод от 27.04.2018, общество представило в регистрирующий орган документы, подтверждающие действие указанного договора, а именно: Дополнительное соглашение от 12.05.2017 N 3 к Договору субаренды N 48-0404-002, согласно которому срок субаренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33 продлен до 30.11.2017; письмо арендатора АО "Георгиевское" от 29.01.2018 N 4 о продлении Договора субаренды N 48-0404-002 на неопределенный срок на тех же условиях на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ; платежное поручение о внесении арендных платежей от 25.05.2018 14760 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018. Также заявителем представлен договор аренды от 03.12.2013 N 5100008323, предметом аренды в соответствии с которым является земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202002:269, расположенный по адресу: Краснодарский край, в границах г. Туапсе, предназначенный для строительства объекта "Газопровод - отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ", сроком до 03.11.2014. Договор аренды N 5100008323 был заключен на срок до одного года, поэтому в соответствии земельным законодательством не подлежал государственной регистрации. Также заявитель представил в Управление Росреестра документы, подтверждающие действие договора аренды N 5100008323 в период выдачи Разрешения на ввод, а именно: расчет арендной платы на 2018 год, подписанный арендодателем, а также платежное поручение от 19.08.2019 N 25074 о внесении арендных платежей за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Между тем, указанные документы не получили надлежащей оценки со стороны Управления Росреестра.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что во исполнение части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ к заявлению на государственную регистрацию сооружений заявителем представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены сооружения, и разрешение на ввод. В то же время, проверка законности данного разрешения на ввод в полномочия Управления Росреестра не входит.
Учитывая изложенное, на момент принятия решений оспариваемых решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорные сооружения, регистрирующий орган обладал информацией о правах ПАО "Газпром" на земельные участки в пределах которых расположены спорные сооружения, однако принял решения об отказе в осуществлении регистрационных действий, не соответствующие закону и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2022 N А32-40704/2021.
Кроме того, как обоснованно указал податель жалобы, возможность внесения изменений в разрешение на ввод появилась после вступления в силу 06.12.2021 Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнившего статью 55 ГрК РФ частями 5.1 - 5.3, устанавливающими правовой механизм внесения изменений в разрешение на ввод в случае, если содержание технического плана, требует внесения изменений в выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В период приостановки Управлением Росреестра государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружения до момента вынесения оспариваемых отказов указанный правовой механизм не мог быть использован заявителем, в частности до 06.12.2021, в связи с его отсутствием в законодательстве, действовавшем в указанный период.
В соответствии с частью 1 статьи 2, части 1 статьи 4 АПК РФ, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях устранения причин, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, ПАО "Газпром" направило Управление Росреестра заявления о приостановке государственной регистрации в порядке части 1, 2 статьи 30 Федерального закона.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
По общему правилу срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 3 статьи 192 ГК РФ).
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
В соответствии со статьей 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
С учетом изложенных норм установление срока приостановления государственной регистрации права конкретной календарной датой предполагает возможность лица совершить действия включительно до указанной календарной даты, в том числе в рабочее время соответствующей организации или до 24 часов последнего дня срока организации связи (Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2020 N 304-ЭС20-21137 по делу N А67-12063/2019; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-40704/2021).
Из уведомлений следует, что осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостанавливается до 06.12.2021, 10.12.2021, 17.12.2021, 20.12.2021 и именно до указанных дат общество вправе было совершить необходимые для осуществления государственной регистрации действия.
Однако, вопреки приведенным положениям закона суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы приняты регистрирующим органом в соответствии с требованиями действующего законодательства со ссылкой на Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278).
Как посчитал суд, в Приказе N 278 время, в которое государственный регистратор должен совершать те или иные действия, не предусмотрено. Также суд со ссылкой на пункт 2 статьи 194 ГК РФ указал, что согласно положениям пункта 8 Приказа N 278 график (режим) работы Управления Росреестра: понедельник, вторник, среда, четверг - с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.; пятница - с 9 час. 00 мин. до 16 час. 45 мин. Указанная информация является общедоступной, также размещена посредством сети "Интернет".
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что срок в уведомлениях о приостановке периодом времени не определен.
Указанные уведомления также не содержали информацию о том, что подача документов в целях устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановки, осуществляется непосредственно в Управлении Росреестра и в часы его работы.
Уведомления содержат указание только на дату, которой определяется окончание срока приостановки регистрационных действий.
Судебная коллегия также учитывает, что направление всех документов в Управление Росреестра осуществляется посредством электронного документооборота. Следовательно, обращение заявителя для совершения определенного действия непосредственно в Управление Росреестра в рассматриваемом случае не требовалось.
Ввиду изложенного, разрешая указанный спор, необходимо было руководствоваться пунктом 1 статьи 194 ГК РФ, устанавливающей правило о совершении действия до двадцати четырех часов последнего дня срока, на что обоснованно указал податель жалобы.
Вынесение досрочного решения Управлением Росреестра об отказе в государственной регистрации права не соответствует закону, что само по себе делает такой отказ незаконным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя о признании незаконным отказов Управления Росреестра, изложенных в уведомлениях от 06.12.2021, от 08.12.2021, от 20.12.2021, от 10.12.2021, от 06.12.2021, от 20.12.2021, являлись законными, обоснованными и подлежали удовлетворению.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Арбитражный суд в резолютивной части решения о признании незаконным отказа в принятии решения должен указать на обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" привел разъяснения, согласно которым указание наделенному публичными полномочиями органу на необходимость принятия конкретного решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах заявителя возможно только в случае установления всех обстоятельств, служащих основанием материальных правоотношений. При сохранении у органа возможности принятия того или иного решения по существу вопроса суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный заявителем вопрос. При таком рассмотрении орган обязан учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
Управление не утратило возможность принятия решения по существу заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ПАО "Газпром" на спорные сооружения, поэтому апелляционный суд полагает возможным возложить на управление обязанности повторно рассмотреть заявления общества. При их рассмотрении управление обязано учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц и 1500 руб. для юридических лиц.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке и по основанию, предусмотренному статьей 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2022 по делу N А32-9973/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, изложенные в уведомлениях от 06.12.2021 N КУВД-001/2021-6542843/8; от 08.12.2021 N КУВД-001/2021-6983551/8; от 20.12.2021 N КУВД-001/2021-7895585/7; от 10.12.2021 N КУВД-001/2021-7899149/9; от 06.12.2021 N КУВД-001/2021-6202176/7; от 20.12.2021 N КУВД-001/2021-8570196 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю восстановить срок приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) на
сооружения "Молниеприемник N 1 ГРС Северная";
сооружения "Молниеприемник N 2 ГРС Северная";
сооружения "Молниеприемник N 3 ГРС Северная";
сооружения "Молниеприемник N 4 ГРС Северная";
сооружения "Антенная опора ОРС-4 ГРС "Северная";
сооружения "Молниеприемник N 1 газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи до Туапсинского НПЗ".
Возвратить публичному акционерному обществу "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 31.01.2023 N 8929.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.