г. Ессентуки |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А61-6855/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2023 по делу N А61-6855/2022, принятое по заявление публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Дзукаевой Яны Вячеславовны о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" Дзагоева Т.А. (доверенность от 01.01.2023), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания Гагкуевой А.Т. (доверенность от 01.02.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети Северный Кавказ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2022 N 015/04/9.21-427/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Дзукаева Яна Вячеславовна (далее - Дзукаева Я.В.).
Решением суда от 03.03.2023 в удовлетворении заявления общества отказано. Судебные акт мотивирован законностью и обоснованностью выводов управления по результатам проведенной проверки, наличием в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением процедуры и сроков привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Северный Кавказ" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, указывая, что суд первой инстанции неправомерно не применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. По мнению общества, действия сетевой организации отвечают всем признакам малозначительного административного правонарушения, оно заявляло о рассмотрении вопроса снижения штрафа до размера менее минимального предела в порядке статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, связанных с характером правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества.
От управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Северный Кавказ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель УФАС по РСО-Алания полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2023 по делу N А61-6855/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ИП Дзукаевой Я.В. и ПАО "Россети Северный Кавказ" 29.03.2021 заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (база отдыха) N 6706/2021/СОФ/АлРЭС и дополнительное соглашение N СОФ 6/4 к договору N 6706/2021/СОФ/АлРЭС от 17.01.2022.
Срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям общества по дополнительному соглашению N СОФ 6/4 к договору N 6706/2021/СОФ/АлРЭС истек 26.03.2022.
Постановлением прокурора Иристонского района г. Владикавказа Кесаева Г.М. на основании обращения ИП Дзукаевой Я.В. в присутствии представителя общества Валиахметовой Е.М. возбуждено дело об административном правонарушении от 09.12.2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Северный Кавказ" по признакам нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Постановление подписано Валиахметовой Е.М. 09.12.2022 с возражениями о том, что общество не согласно с вменяемым правонарушением и просит прекратить производство по делу.
Письмом от 12.12.2022 прокуратура в соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ направила материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Северный Кавказ" для рассмотрения по существу в УФАС по РСО-Алания.
Определением от 15.12.2022 УФАС по РСО-Алания назначено время рассмотрения дела об административном правонарушении N 015/04/9.21-427/2022 на 20.12.2022 в 11 часов 00 минут. ИП Дзукаева Я.В. привлечена к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшего.
20.12.2022 руководитель административного органа Плиев А.Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, с участием представителя общества Дзагоева Т.А., действующего на основании доверенности N 131 от 25.11.2022 вынес в отношении ПАО "Россети Северный Кавказ" постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применил положения Правил N 861 и сделал верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как определено пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности, не может превышать шести месяцев (подпункт "б"). Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
Как усматривается из материалов дела, общество и ИП Дзукаева Я.В. заключили договор от 29.03.2021, согласно которому общество приняло на себя обязательства осуществить технологическое присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств в срок шесть месяцев со дня поступления подписанного заявления экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 6 договора).
Согласно условиям договора общество обязано выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым осуществить) фактическое технологическое присоединение не позднее 26.03.2022. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в установленный срок общество со своей стороны в полном объеме выполнило требования технических условий.
Невыполнение взятых в рамках договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обязательств сетевой организацией, а именно сроков технологического присоединения, является нарушением Правил N 861.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Заявитель также не представил доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, факт нарушения сетевой организацией указанного срока и, соответственно, требований пункта 16 Правил N 861 подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суд первой инстанции принял во внимание, что управление не допустило нарушение порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не выявлены; срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек; доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяет ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей или может повлечь для общества необратимые последствия, в том числе привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности, также отсутствуют.
Суд первой инстанции учел, что общество неоднократно привлекалось к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (письмо УФАС по РСО-Алания от 01.12.2022 N АП/3832/22 в адрес Прокуратуры Иристонского района г. Владикавказа; из которого следует, что в отношении ПАО "Россети Северный Кавказ" за период 2021 год и за истекший период 2022 года вынесено 68 постановлений о назначении административного наказания по признакам нарушения Правил N 861, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ; постановление УФАС по РСО-Алания N 015/04/9.21-121/2022 от 22.04.2022).
Основания для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса не имеется, поскольку о пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности. Заявитель, осознавая противоправность своих действий (бездействия), умышленно пренебрегает своими публично-правовыми обязанностями и, несмотря на неоднократное привлечение к административной ответственности, продолжает допускать незаконное бездействие, чем нарушает права и законные интересы потребителей электрической энергии.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2023 по делу N А61-6855/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-6855/2022
Истец: ПАО "Россети Северный Кавказ"
Ответчик: Уфас Рф По, УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: Дзукаева Яна Вячеславовна